На мой взгляд, единственно верное решение проблемы ограничений — единые цены для всего мира, а точнее, постепенное уравнивание этой разницы в цене. При этом я не имею ввиду то, что цены на игры в России и СНГ должны взлететь до небес — это уравнивание должно быть не односторонним, т.э. в одном регионе цены поднять, в другом снизить, чтобы в итоге получилась такая разница, которая не способна окупить саму схему перепродажи. В ряде случаев, к слову, так и происходит: многие инди-игры, а также дополнения к играм продаются у нас по мировым ценам и никто особо не жалуется, а все наверное потому, что ценники изначально не пугают так сильно, как прайс ААА-блокбастеров.
Разумеется, все это касается в первую очередь ПК-версий, а под регионом снижения цен имеется ввиду в первую очередь Евросоюз и США. Думаю, не стоит лишний раз напоминать о том, почему в этих регионах ПК не пользуется особой популярностью, но вот ярчайший пример. Lost Planet 3 на старте продаж стоил $60, что на ПК, что на приставках. Может плюс/минус сколько-то, но разница была незначительной. При этом на консолях был нормальный мультиплеер, трофеи и облачность, а на ПК была GameSpy, которая уже толком и не работает. При этом сам проект довольно заурядный, с качеством идейного и технического исполнения на уровне бюджетных инди, это не GTA4, которая даже сейчас хорошо продается, несмотря на полудохлый LIVE. Итог очевиден: LP3 не продается вообще. Ни в России и СНГ, ни в Европе и Америке, особенно на ПК. На что рассчитывали издатели и маркетологи, заламывая такой ценник, лично мне неизвестно, но будь цена в районе $30-40, продажи были бы определенно выше.
Не стоит также забывать, что коммерческий успех игры определяется отнюдь не наличием ограничений, а качеством самого проекта и успешной работой маркетологов. Не припомню случаев, когда ввод ограничений реально спасал какую-то студию. В Modern Warfare 2, Black Ops и Modern warfare 3 не было ограничений на запуск, это совсем не помешало из года в год бить рекорды продаж, в Black Ops II ограничения уже были, но рекорд снова был побит, в Ghosts же ограничения тоже есть, но наблюдается спад продаж. Даже если не брать во внимания продажи на консолях, в Ghosts на старте играло ощутимо меньше игроков, чем в свое время играло в предыдущие части, значит, совершенно точно можно сказать, что региональные ограничения на продажи как минимум не повлияли, а значит их ввод не имел смысла.
Знаете, у меня все чаще возникает ощущение, что причина ограничений вовсе не в борьбе с трейдерами и перепродажей на запад, а в банальном самообмане издателя, попытке найти оправдание собственным неудачам.
Наверное, стандартная ситуация в игровой индустрии: игра провалилась и происходит разбор полетов. Сразу представляется примерно такой диалог:
Акционеры: проект не окупился. Какого хрена?
Продюсер проекта: наверное, покупателей не устроило качество...
Акционеры: исключено, мы выделили достаточно денег, чтобы вы сделали всё в лучшем виде.
Продюсер: ну, значит маркетологи облажались.
Акционеры: исключено, им тоже заплатили.
Продюсер: ээ.. перекупщики? Да, точно, это они во всем виноваты.
Акционеры: ладно, вот деньги на новый проект. А проблему с перекупщиками решить.
Продюсер: сделаем, решим. И наш новый проект обязательно окупится.
Вот только не окупается ничего. Если игра заведомо хреновая, её не будут покупать нигде. С The Bureau, Lost Planet 3, Remember Me плохо исключительно везде. Их не покупают ни у перекупщиков, ни в официальных магазинах, ни даже в пиратских сборниках. Можно предположить, что без ограничений игры продались бы еще хуже, но почему бы не задать вопрос: почему у одних получается хорошо зарабатывать в таких же условиях, а у других нет?
Вообще, в даном виде региональные ограничения мне видятся каким-то переходным этапом, правда неясно пока, от чего и к чему. В данном виде они почти всегда бессмысленны и ничего не дают. Почему? да потому, что в этом мире цены на ПК-игры очень стремительно падают и нередко случаются ситуации, когда международная версия в цене сравнивается с региональной. Потому что сейчас есть много акций, благодаря которым нивелируется разница в ценах (помнится, последнего Hitman можно было взять по предзаказу за $30 в одном из зарубежных магазинов). Потому что продажи мультиплатформы держатся на консолях, где региональных ограничений нет и не будет, по крайней мере на платформах Sony.
Есть еще проблема раздельного мультиплеера, а точнее, разница во взглядах на этот вопрос. Кто-то хочет играть со всеми, другие категорически против делать один сервер с "русскими варварами". В этом вопросе мне очень нравится решение, предложенное Blizzard: свободное разделение на сервера по региону. Есть несколько зон, выбирай любую, переключайся между ними когда захочешь, но если что-то нажил в одном регионе, оно доступно только в нём.