У тебя есть провинция и есть претендент, если ты конечно не выбрал чтобы он спал пару ходов или находился в заточении, за это дают дополнительные очки при генерации, но потом долго ждать его появления в столице, а он для некоторых фракций является ключевым юнитом раннего раша. В столице и в провинциях нанимаешь войска. Можно нанимать командиров, в том числе магов.
Претенденты и маги могут кастовать тактические и глобальные заклинания, создавать предметы, просто надо по их иконке кликнуть и выбрать из списка нужное действие, а сами иконки доступных командиров показана в столбик для каждой провинции. Но для применения магии вначале надо изучить создание предметов, которое делится на уровни, или заклинание. Для каждого предмета и заклинания существует определённое требование к уровню владения одной из магических основ, а также все эти заклинания раскиданы по нескольким школам и изучаются сразу пачкой, то есть разом изучается к примеру первая ступень кровяной магии, в которой есть магии для заключения сделок с дьволами, призвания астральных монстров и прочего. Смерть, астраал, жизнь\природа, кровь\жертвы, огонь, воздух, земля, вода - вот основные типы. Кровь представлена в виде девственниц с особой силой, так что в бою они будут не в сумке у мага, а ходить рядом с ним, и добывать их надо в провинциях, при чём обычно гнев народа подымается от их сбора. Остальные типы представлены кристаллами, которые получаешь от сайтов, а сайты нужно ещё умудриться найти в провинциях, для этого нужен или маг с тем же типом магии что и сайт в провинции, или особое заклинание. Для поиска девственниц тоже желателен сильный маг. Уровень владения магией у претендента задаётся при генерации и влияет ещё на бонусы от благословения в бою. Также можно подымать магию претенденту или магу с помощью поглощения кристаллов или приношения жертв. Для первого уровня вроде бы нужно 50 единиц, как так вхождение стоит дороже, потом уже меньше, но через пару апов сново дорого и ещё дороже в последствии. Если твоё владение магией выше, чем требуется для заклинания, то повышается его пробивная способность. Для глобаллов надо определённую сумму единиц потратить указанную в заклинании или большую, при чём можешь потратить хоть 999 единиц, чем больше потратитшь, тем сложнее его будет сбить, а также надо учитывать, что в мире стоит предел примрено на 5 глобаллов, после произнесения твоего, один из них должен исчезнуть, если он слабее твоего, потому и важно много вкладывать в него. Кристаллы можно конвертировать друг в друга через астральные, 2 единицы любого вида стоят один 1 астральный, само собой жертвы нельзя получить таким образом.
Бой не управляемый на прямую. Задаёшь положение юнитов, но не в начале боя, а пока ты ещё не сделал ход, то есть для каждой армии перед ходом надо его настраивать. Там же отдаёшь им приказы на первые ходы в бою, в том числе можно указать боевое заклинание, на пример сильных врагов обычно валили тем что отдавали магам кристаллы для сильного заклинания бьющего вблизи, и всей армии командовали ждать, пока враг не подойдёт вплотную. Атаковать магией могут только лидеры. Обычного юнита можно сделать лидером через особое заклинание, точно также можно лидера оболванить в простого солдата враждебным заклинанием. Также есть наёмники, которых можно взять на службу, но они уйдут когда захотят. Можно перевербовывать вражеских командиров, кроме претендента, и возможно пророка, если он есть в 4 части.
Проклятья не снимаются даже после перерождения. Есть обычное проклятье, которое увеличивает шанс получения увечья. Есть астральная метка, сила которой возрастает от каждого нанесения, так она ещё и притягивает астральных монстров, которые сами её и усиливают, а также являются самыми опасными врагами в игре, особенно их герои.
Остальное можешь узнать прочитав в рунете или в том форуме.
Ещё отличительная фишка игры - юниты стареют. Даже претендент. Можно магией и артефактами помочь делу, но сам процесс есть, плюс ещё есть магическое старение.
Юниты от старости умирают. Также как минимум есть одно увечье, которое приводит к смерти со временем. Без магии и лекарей от увечья могут избавиться только юниты с способностью воскрешения, и скорее всего к ним относятся только некоторые претенденты, типа вампирши, феникса, лича и других. Но их автовоскрешение происходит только если они погибли в зоне своего домена. Увечье проходит не сразу у них. Остальных претендентов после смерти можно воскресить только через молитву, которая накапливает очки святости также, как изучение магии накапливает очки исследований, то есть надо священникам отдать команду молиться о возвращении претендента.
Плюс есть раздолье манчикина, с помощью хорошего обвеса создавая из командиров непобедимых воинов, особенно если он ещё пророк с хорошим блессом от начальных магий.