О возникновении империи Тевинтер обычно говорят так: в древности, когда
Арлатан правил всем цивилизованным миром, тевинтеры были рабами эльфов, и даже
само слово «тевинтер» древнеэльфийское и переводится как «говорящий скот» (как
утверждают особо остроумные жрицы Андрасте), а позже, когда эльфийские маги в
гордыне своей нарушили саму основу мира и тем прогневали Создателя, Арлатан был
уничтожен, рабы восстали, захватили власть, но, ослепленные блеском ушедшего и
невежественные в Создателе, скопировали порядки эльфов, как-то: поклонение ложным богам,
рабство и власть магов встали на тот же гибельный путь. Отсюда в
проповедях жриц Андрасте обычно делается два вывода, любая власть без
благословения Создателя стремится к саморазрушению и (как это повторяется практически
в каждой проповеди на любую тему) маги есть противоестественные создания, мерзкие и проклятые Создателем.
Нынешние либералы Орлея обычно уточняют: «неподконтрольные церкви маги».
Эльфы рассказывают эту историю иначе: Арлатан был мирным городом мудрейших
перворожденных, для которых само понятие империи, власти над народами, было чуждо.
Их магические познания были почти безграничны, как и мудрость, с радостью
делились они и тем и другим с шемленами, так как велико было милосердие, а люди
были дики и убоги. Самым талантливым из шемленов было племя тевинтер: быстро
постигали магию эльфов они, но там, где перворожденные видели возможность созидания и
мировой гармонии, тевинтеры увидели разрушение и власть. Разграбили и разорили
древнее государство они, обратили эльфов в рабов, и создали отвратительную империю крови.
Старейшины долийцев говорят, что первопричина падения Арлатана в том, что в своей
великой мудрости предки, однако, не видели истинного бога, а поклонялись ложным,
которые оказались слабее драконов магов крови. Что говорили старейшины до
насильственного обращения в веру Андрасте, уже не узнать: города их лежат теперь
глубоко под землей, и нынешние лесные дикари – жалкая тень былого величия, с их
нелепыми суевериями и ритуалами, обезьяны древности.
Но если человеку ли, эльфу ли доведется увидеть девять башен Минратоуса не из рабской колодки, если будет он настолько способен или удачлив, чтобы побывать в Небесном городе, то может услышать совсем другое.
Общепризнанной в империи и поддерживаемой Домом Игиги (бывшим ранее
Домом Думата), является история, лучше всего изложенная в древних, написанных
в век безумцев, поэтов и величайших колдунов, ито. Ито, как известно, бывают
романтическими, порнографическими, эсхатологическими, космогоническими и боевыми. А
авторы ито – талантливыми или четвертованными по закону архонта Йаццыба. Поэтому
все дошедшие до современности ито с тех времен, когда закон соблюдался строго и не
использовался в политической борьбе, хорошо написаны. Но жанр определяет и поэтому
история возникновения империи, история первого архонта излагается в них по-разному.
Мы попробуем пересказать (за что при Йаццыбе полагалось скармливание дракону,
кстати) романтический вариант.
Итак, в древности народ тевинтер жил в предгорьях и был вполне счастлив, но
однажды царь Тришья на охоте подстрелил любимого наложника Владыки Арлатана,
приняв его за белку. За это эльфы обложили тевинтеров тяжелой данью – ежегодно
отдавать тридцать девушек и юношей. Тридцать лет тянулась унизительная дань, пока
молодой маг Юйрккун не восстал, когда в лотереи дани выиграла его возлюбленная. Он
сверг царя, установил власть архонтов и, поднявшись на высочайшую из гор, носившую
названии Игиги, заключил завет с Думатом, пообещав ему жертвы большие, чем те, что
отдавали эльфы, и сверх того – верность тевинтеров навечно. Еще тридцать лет тянулась
война на истощение, где честь и подлость шли рядом, но почти никогда не соприкасались.
Говорят, что возлюбленная первого архонта была спасена на тринадцатый год войны,
но уже не смогла жить в родных холодных, продуваемых степными ветрами предгорьях,
и зачахла от отсутствия элементарных удобств. После чего архонт Юйрккун основал
Минратоус и заповедовал своим наследникам воевать эльфов до полной победы. Которая
была неизбежна, учитывая медлительность и малочисленность перворожденных.
Церковь Минратоуса, впрочем, считает, что Юйрккун заключил завет с Создателем, а
поздние еретики, главным образом, возвысившиеся в империи рабы-эльфы, исказили его
и вернулись к поклонению Думату и другим драконам. Вывод отсюда делается вполне
политический – Юйрккун, а не Андрасте был первым пророком Создателя, поэтому
церковь Минратоуса выше власти Белой Жрицы, а мужчины таки имеют право быть
священниками.
Про падение Арлатана церковь добавляет, что оно произошло не от рук тевинтеров,
а из-за неудачных заклинаний самих эльфов, и призывает магов к самодисциплине и
соблюдению техники безопасности.
Впрочем, среди членов старых Домов, таких как Дом Ме, ходит другой рассказ,
который стороннему гостю вряд ли доведется услышать. Говорят, что перворожденные
отбирали людей с талантом к магии в служивое сословие, которое называлось тевинтер
(слово древнеэльфийское, но перевод его явно не «говорящий скот», утверждают маги,
кто же так назовет собственное государство?). Позже, когда Арлатан ослаб, между
эльфами вспыхнула гражданская война, и обе стороны активно вызывали демонов,
которые и разрушили большинство древних городов. Тевинтер поддержали законную
власть (или победившую сторону, если угодно), однако после обнаружилось, что
все трое Владык-Перворожденных погибли и власть пришлось взять архонту, хранителю
тронов, ожидающему возвращения владык. Со временем описание титула потерялось
при переписке, но архонты так и остались избираемы и подотчетны аристократии,
среди которой сохранилось много эльфийских родов, лишь спустя века окончательно
ассимилированных людьми. Империя же никогда не кончалась – она вечна как магия,
которая лежит в ее основе, и как магия же изменчива. Поэтому империя не может
погибнуть, но иногда обновляется.
2. Некрополис драконов.
Рассказывают, что когда возлюбленная Юйрккуна умерла, он сам принес ее в
безымянную долину высоко в горах и, похоронив на берегу глубокого и холодного озера,
вызвал одного из высших драконов, обратил в камень и приказал стеречь могилу.
Каменная статуя дракона на склоне горы рядом с озером до сих пор стоит там, где ее
оставил первый архонт, но точное местонахождение могилы никогда не было известно. О
судьбе же самого архонта среди магов Минратоуса принято молчать, причем так давно,
что все уже забыли, о чем именно.
Вторым архонтом был брат возлюбленной Юйрккуна, и он завещал похоронить себя
на том же берегу. Для него была построенная первая девятиступенчатая пирамида со
статуей дракона-покровителя наверху. Это стало каноном для последующих погребений (хотя в самой старой части некрополиса сохранились квадратные башни, но неизвестно, кто в них
лежит). Каждый архонт ставил на пирамиду изображение своего личного покровителя
(одного из девяти драконов) и накладывал личное проклятие, которое оберегало склеп
от воров. Со временем некоторые проклятия ослабевали и переставили работать, тогда
архонтов-неудачников вычеркивали из списков правителей и считали постфактум
ложными.
Высота же пирамид оставалась более или менее одинаковой, впрочем, в древних
склепах видно, что дракон важнее (да и больше) зиккурата. Со временем статуя начала
уменьшаться в размерах, а пирамиды, наоборот, расти. Страшно подумать, до чего могло
бы дойти, если бы вся амбициозность архонтов стала выражаться в попытках построить
все более высокую пирамиду, чтобы превзойти склепы предков: тысячи рабов вместо
своих прямых обязанностей строили бы гигантские и бессмысленные сооружения, а
правители занимались в первую очередь обустройством своей могилы. Империя, пожалуй,
рухнула бы на пару тысяч лет раньше.
Случилось так, что архонту Бадри наследовал сначала его младший брат (чье имя
было изъято из исторических хроник по приговору), а потом сын, Йаццыб. Последний,
приняв власть из рук дяди по праву поединка, заявил, что высокомерие предыдущего
архонта переполнило чашу терпения небес и драконов. Что тот во всем пытался превзойти
великих предков и даже построил пирамиду на два локтя выше, чем предписывает
традиция. В связи с этим имя его будет вычеркнуто, пирамида разрушена, а чтобы
избежать таких неприличных ситуаций в дальнейшем, Йаццыб наложил на долину
сильнейшее заклятье, которое обрушит любую пирамиду выше предписанного, а ее
строителей ожидают крупные несчастья. Кроме того, архонт указал обязательные
пропорции для статуи дракона и пирамиды. И, действительно, несколько поздних
попыток постройки более высоких пирамид неизменно приводили к их обрушению, после
чего архонты сурово наказывали строителей, так что и вторая часть заклятия срабатывала.
Склеп мистика, поэта, завоевателя и безумца Йаццыба возвышается в начале
нового некрополиса… да, среди ровных аллей одинаковых по высоте пирамид первая
несколько выше остальных.
Новый некрополис отделен от старого Ветхой стеной – обычной крепостной стеной
древней империи: с тремя ярусами для боевых магов, квадратными башнями и полным
отсутствием ворот. Так Йаццыб отделил хаос древности от порядка – в дальнейшем
пирамиды устанавливались по заранее размеченным аллеям. Среди нищих поэтов и
сошедших с ума колдунов ходит легенда, что аллеи эти образуют буквы древнего и
забытого алфавита, складывающиеся, в свою очередь, в слова заклятья, которое ввергнет
мир в пучину Хаоса, когда последняя из пирамид будет построена. Люди же разумные
отмечают, что даже если это и правда, то заклятье никогда не сработает, так как вот
уже полторы тысячи лет умерших архонтов церковь предает огненному погребению, с
причитающимися, впрочем, почестями.
3. Башни Минратоуса
Город, который в империи чаще всего называют просто Городом, остальные народы
Тедаса – Минратоусом, а кунари – Кровавой и Презренной Клоакой Греха, расположен в долине, где степи
смыкаются с Луковыми горами. Первый имперский тракт идет через весь материк
от портовых доков ныне вольного города Киркволла, рассекает степь с едва виднеющимися руинами вилл времен расцвета империи, презрительно
обходит нижний город, проходит сквозь запутанные кварталы торговцев, с их фонтанами, садами и тавернами,
мимо философской академии, великой библиотеки, монструозных куполов дворцового квартала, где имперские бюрократы проводят всю жизнь, мимо гигантской заброшенной пирамиды гекатомб, через причудливые башни старого Минратоуса, упирается в Небесный город, горным серпантином
струиться дальше, через руины заброшенных крепостей древней империи с их забытыми
обсидиановыми чашами и, наконец, кончается у аллей нового некрополиса…
<На этом месте рукопись обрывается>
Изменено: Ytzin, 19 Октябрь 2013 - 01:15