Получается я таки добрался описать моё компьютерное время. Являющееся по совместительству основной эпохой его становления. Окей. Но сразу оговорюсь, молодые ребята, забейте на всех тех дибильчиков, что, попёрдывая, пишут там “школоте не понять”, и прочее. Нет. Ничего нет. Ни у меня, ни у них. Люди на улице спокойно живут себе и радуются, никто им по ушам не ездит. А вы\мы вынуждены, находясь в интернете, ещё и под мозгомойку ложиться. Инстинкт говорит им, что надо опускать любыми способами, вот они и опускают как могут. Будете долго в этом вариться – сами такими станете. По себе сужу. Лучше делайте то, что вам доставляет атмосферу, удовольствие, мандраж или что угодно. Тут ведь нелепость возведена в абсолют. Этому – “школоте не понять”, а у этого, наоборот “трава зелёная”, а у того вон “така игра, ну така игра, как жаль, что ты не можешь в неё поиграть, ай-ай-ай, жаль тебя”. Фу. Даже текст этот я решил набросать, потому что скорей всего эта эпоха будет рассматриваться с какой-нибудь нелепой точки зрения. Люди не могут тут просто посмотреть на стол, и сказать – это стол. Правда, к сожалению, и мне уже особо нечего поведать, так что текст будет состоять в некотором роде теперь уже из моих циркулирующих недалёких мыслей. Атмосферных зарисовок вы от меня не дождётесь – а ведь действительно, оказывается, в природе существуют чьи-то “солнечные” записи, ещё бы и находил их кто для меня в этом огромном складе интернета. Но я буду стараться.
Для меня этап развития компьютерных игр одновременно и понятен, и непонятен. В моём понимании, он начинается ровно в 1990-м году. На крайняк в 89-м – именно этим годом датируется игра про
Фредди Крюгера, в которую я играл в 97-м. У меня даже в голове есть этот ракурс камеры чуть сбоку от меня, как я гляжу на картинку-заставку с прорисованным маньяком Фредди, за окном – летний штиль. Конечно же, до этого тоже что-то было, и такое совпадение годов тут не потому что я очередной даун, с примитивной моделью поведения не видящий дальше своего собственного носа, как любят на тебя навешивать ярлыки всякие там быдляки: про “первую игру” и прочее. Самое смешное, что они, возможно, и на самом деле такие, по-крайней мере поклонники квестов Sierra мне теперь кажутся какой-то недалёкой сектой. А сказал я так потому, что примерно как раз тогда они стали визуально полноценными: появилось VGA (256 цветов), а этого с головой хватает для максимально красочных миров. Следующим этапом будет 16\32 бит, который растянет их до примерно 65-и миллионов оттенков. А до этого были CGA и прочие, ровно с четырьмя, либо же с 16-ю цветами. Даже не совсем в этом дело, а в том, что, мне кажется, в принципе игры начали тогда нормально развиваться. Вот то бишь я, купив в 97-м году сборник “200” игр, видел там в основном игры 90+ года.
Но опять же, я не пытаюсь опустить то, что было до этого. Чем также любят заниматься, упираясь как дятел в одну мысль, и стараясь выиграть спор. Это нелепо. Уж лучше я тогда сам с собой поспорю. Я, как минимум, стараюсь найти истину, и спокойно меняю свои мнения. Правда проблема тогда нашей философии в том, мой наиболее нормальный молодой игрок, что мы с тобой развесим уши и будем слушать: о даа, наверное и вправду у них было лучше. Побочный эффект того, что ты – человек. Но бог с ним, вернёмся к тем, дряхлым играм. Когда у меня в нулевых, примерно, появился интернет, мне почему-то задним числом пришёлся по душе первый Elite. Alley cat, с его розовыми цветами, и кошкой, скачущей по карнизам – это вспышка особенного ощущения. Loom (не играл) умудряется выжать из этих 4\16 цветов полностью законченный стиль. Ранний Dizzy (не играл), игра про яйцо на “Спектруме” с тёплыми цветами на чёрном фоне – это лампово. И т.д., а ведь это старейшие игры. Просто это не важно. Я сам себя ввёл в ненужные дебри. Что бы там не было, нормальные игры для меня начались примерно с 90-х годов. И если туда затесались более ранние (а они там были), то сути да дела это не меняет. Но ведь всё-таки был же до это целый десяток с лишним лет трений, прений, становлений и терзаний – прям как у пещерного человека. Вы не поверите, но на том отрезке даже успел произойти великий кризис – когда индустрия практически вся вымерла из-за экономического просчёта и однотипных игр.
Я не знаю точный год начала всего этого безобразия, но я точно читал статью, в которой мужик вспоминал зачин игровой промышленности – 70-е годы. Он ездил по разным штатам, и искал единомышленников. И я для себя почему-то железно решил, что имел он ввиду именно последние годы этого десятка. То есть та эпоха длится для меня 78-90 годы. Поначалу игры делали так: игрок покупал брошюрку с кодом и самолично вводил программу в свой компьютер, вернее в то, что было на него очень отдалённо похоже. Чуть позже разработчик уже записывал игру сам, возможно даже на крупные 5.25 дискетки, (такие даже в моей жизни встречались лишь как стопка в кабинете информатики), настукивал на печатной машинке копии мануалов, и заворачивал всё это в купленные обёрточные пакеты с наклейкой. Сделав, скажем, 30 таких пакетов, он самолично ходил и распродавал их. Вы не поверите, но тогда же появились и журналы игр. Наш герой тогда очень сильно переживал, что его интересную игру Tanktix обошла в них вниманием намного более примитивная, но в которой герои кривлялись, когда ничего не делали. (=графон, типа пресса начинала набирать свои разрушительные обороты). Воображение в той статье нарисовало мне монитор так: 40 x 21 лампочек (нормальных таких, потолочных) на доске, которые загорались и гасли.
Возможно именно той эпохе принадлежат Спектрумы, приставки Денди (мир в себе), поздние приставки с приставочными рпгшками (не Финалки ,а именно изометрические, свободные от оков и шаблонов настольных ролевиков, бушевавших на персональных компьютерах), подземные рпг-бродилки из серии golden box с минимальной прорисовкой, или ещё что. А может эти товарищи были уже позже. Не важно. Это была от меня просто экскурсия. Об атмосферных историях спрашивайте бывшего работника тогдашних НИИ, где появлялись первые вычислительные машины. С другой стороны – мне те же игровые автоматы, некогда стоявшие в аркадах и аэропортах – как-то особо не заходили. А вот те самые ЭВМ, или приставки – это было “хочу”. Точка отсчёта игр как 1990 год – это просто логичное естественное начало, а не попытка натянуть куда-то какой-то год. И повидал я этих игр не то чтобы особо много, но повезло мне в одном – я почти не видел страшных. Какого бы года не была игра, она была красива, герой был “выпукло” прорисован и т.д. А ведь там, бывало, встречались и неприятные, как визуально, так и идеологически – ну, в попытке поспеть за индустрией и т.д.
Компьютер появился у меня в 1997 году. Смотрите, вроде казалось бы, всего лишь каких-то жалких семь лет от начала, но тем не менее подоспел я, в этой бурно-развивающейся индустрии, буквально к самому концу всей пирушки. Уже через год выйдут трёхмерные ускорители 3dfx, voodoo (до них видеокарты могли прорисовывать трёхмерные объекты только с помощью пикселей) – и разработчики вдруг начнут стесняться рисовать нормальные изометрические игры, пытаясь пихать эту трёхмерность куда надо и не надо. (Помню знакомый со мной типа общался об этих ускорителях, а я не в зуб ногой пытался поддакивать, хотя ничего в них не смыслил - владелец компьютера всё-таки). Так что я, сам того не ведая, очутился в неком странном временном континууме. С одной стороны, для меня до этого – ничего не было. Во всём мире, по сути, компьютер – это была тёмная магия. В школе у нас стояли старые мониторы с защитным экраном и несомненным атрибутом – синим полем Norton Commander’a на экране. Тыкнуть лишний раз на клавиатуру было страшно, папка Games олицетворяла собой целый раздел компьютера, где можно было отдыхать лишь избранным сдавшим всё на пять. Я только начинал этот путь, и весь мир начинал его вместе со мной. И если бы мне тогда показали тот же журнал Game.exe, я бы просто сошёл с ума. Где-то в параллельной вселенной 18-летние умные чада во всю понтовались знакомствами с непременно английскими сайтами, и смотрели на игры под схожим углом. (не, в журнале есть что почитать, там даже есть один нормальный чел, плюс эпохи до и после внутри журнала, но если его выжать – можно из выжатого издавать второй такой: “Илита”. И что-то мне подсказывает, что данное название фигурирует заметно чаще, чем более атмосферные журналы\сайты).
То есть, с одной стороны, я только-только познакомился с компьютером как с явлением. И вот, с другой, я начал с игр 97-года, и, наверное, это как-то сказалось на моём восприятии. Сразу оговорюсь, как раз-таки отрезок 90-98 можно считать однородным - - просто, знаете ли, всё-таки в 97-м году встречались чуть более продвинутые игры, физически должны были. Но искажение было минимальным, я всё так же играл в игры 90-х годов, как в игры своего времени, это было продолжение эпохи Денди (с ней я поверхностно знаком)...