Я озвучу своё мнение - игры исскуством не являются. Они - объект синтетический.
В них есть элементы традиционного исскуства - литератруры, живописи, театра, но сами они не исскуство.
Например, добиться театрального катарсиса очень сложно, потому что игрок - ну он же должен играть, принимать участие, а так кактрсиса не достичь. Или же показывать ему ролики по 10 минут - но это уже не совсем игра, а как раз элемент театра.
В принципе, частично согласен. Э. Финк считал, что картина невозможна без рамы. Человек воспринимает сразу два пространства, два мира. Первый - это физический мир холста и рамы; однако, холст и краски на нём не отгораживают нас от второго мира, состоящего из образов и являющегося в полной мере виртуальным. Мы видим одновременно и плоский холст, покрытый слоями красок, и некий пейзаж, чарующий своим объёмом и близостью. Основой восприятия виртуального мира является разделение двух областей: области реального мира и области вещей внутри картины. А если, говорит Финк, случится их смешение, "то мы вовсе не заметим никакой картины".
Бахтин это называл позицией вненаходимости. Игра действительно затаскивает в себя, тем самым лишая вненаходимости, лишая ощущения рамки. Вживление, отыгрыш, immersion, в общем-то, преграды для искусства. Так как перемены (катарсис) происходят в результате вживления не с игроком, а с его ролью, альтерэго, и когда игра закончилась - все перемены остались по ту сторону экрана.
Но всё же я считаю, что у некоторых проектов всё-таки получается создать пути для отступления и внутренние пространства для рефлексии. Среди них и PS:T. Сама "читальная" модель игры этому способствует. Я бы сказал, что PS:T - это не столько искусство (хотя уже очень близко), сколько намёк, что оно всё-таки возможно в рамках данного медиа.
В целом, мне очень нравится позиция Криса Авеллона. Близко к французскому "Fais ce que doit, advienne que pourra". Он предлагает каждому заниматься своим делом. И делать это хорошо и со страстью. А искусство это или нет - пусть решают те, кому не лень тратить время на споры. (То есть мы
)
А Torment 2 - это уже лишнее. Лучше новые интересные проекты, никак не связанные с PS:T сюжетно и по сеттингу.