Важно! VSPavlov , 18 Август 2013 - 20:56
FAQ по торговле от DVolk
Spoiler
Итак, у нас есть узлы, в которые направляются торговцы и которые собирают торговую ценность с окружающих провинций. Суммарный сбор в узле теперь зовется Trade Value (TV) - это то, что раньше называлось "оборотом" и часть чего достается всем торгующим в нем странам. Т.е. в этом отношении узлы торговли действуют как COT в прошлых частях. А вот дальше идут отличия.
Для начала, теперь купцы никого не вышибают. Вместо постоянной отправки вылетевших купцов введено понятие торговой силы (Trade Power, TP). Грубо говоря, торговая сила - это та доля оборота, которая достанется Вам (с учетом торговой силы Ваших конкурентов).
Простой пример: узел торговли имеет оборот 100 дукатов. В нем торгует 2 страны, страна А имеет силу 20, а страна Б - силу 40. Общая сила равна 60, таким образом, страна А забирает 20/60 = 1/3 от оборота узла, а страна Б - 40/60 = 2/3. Страна А имеет 33,3 дуката, страна Б - 66,6 дукатов.
Но если в узле начала торговать еще и сильная страна В с торговой силой 140, то общая сила стала уже 200. Теперь страна А получит 20/200 = всего 10% от оборота = 10 дукатов, страна Б - 40/200 = 20% от оборота = 20 дукатов, а вот страна В заберет себе - 140/200 = 70% = 70 дукатов. На эти цифры еще накладываются разные модификаторы, эффективность торговли и т.п., но принцип понятен.
Два важных уточнения. Во-первых, торговую силу в узле дают не торговцы. Торговец (один на узел) дает всего 2% бонус к TP. а основной источник силы - флот и приписанные к узлу провинции. Ну и модификаторы от идей, техов ит.п., само собой. Торговец же нужен для того, чтобы этой силой распоряжаться.
И во-вторых, фраза "страна А забирает 1/3 от оборота узла и имеет 33,3 дуката" вовсе не обязательно означает, что страна А получает эти 33,3 дуката в казну. Может получать, а может переправлять в другой узел, в зависимости от того, есть ли в узле торговец и какую команду он получил. Это будет пояснено далее.
Идем дальше. Теперь в игре появилось понятие "домашний узел", это тот узел, к которому приписана Ваша столица. Вы всегда торгуете в своем домашнем узле, даже если не направили туда ни одного торговца и ни одного корабля. Вне домашнего узла у Вас будет 50% штраф к торговой силе. При этом, в отличие от ЕУ-2 и 3, совершенно не важно, какой стране принадлежит провинция с узлом. Собственно, многие узлы вообще находятся в море. Однако очень важно, сколько Ваших провинций приписано к домашнему узлу, какие страны в нем торгуют и какие узлы связаны с ним торговой сетью.
Наконец, самое сложное. Между узлами идут торговые пути, которые заранее прописаны и по ходу игры не меняются. Сеть не замкнута, в ней всегда есть узлы - источники и узлы - приемники. Например, из Гудзонова залива и Австралии идут только исходящие пути, а в Венецию и Амстердам приходят только входящие.
Так вот, вне домашнего узла свою торговую силу можно направить на то, чтобы передавать свою долю из вышестоящего узла в нижестоящий. Передача идет только по направлению стрелок в торговой карте, в обратном направлении это сделать не получится (т.е. из Казани можно передать TV в Новгород, но из Новгорода нельзя передавать в Казань). Если из узла ведет несколько исходящих путей, то можно выбрать, по какому из них пойдет поток.
Зачем это нужно? Ну во-первых затем, что получить деньги можно только в узле, в котором у Вас есть хоть одна провинция. Изо всех остальных можно лишь передавать торговлю. Кроме того, если я правильно понял, вверх по потоку возвращается часть торговой силы (небольшая, но тем не менее). Но в общем мне лично пока не ясно, есть ли смысл в передаче торговли вниз из колониальных узлов, в которых я владею провинциями, или лучше начать там собирать доход.
Собственно, из сказанного становится понятным, что может происходить в торговых узлах и какие миссии могут даваться торговцам.
1. Домашний узел. В нем Ваша доля всегда преобразуется непосредственно в доход. Если в Вашем домашнем узле оборот 100 дукатов, Ваша торговая сила - 20, а общая торговая сила (Ваша и Ваших конкурентов) = 60, то Вы получите 20/60 = 1/3 от всего оборота, то есть 33,3 дуката. Это те звонкие монеты, которые падают в Вашу казну. Понятно, что чем богаче Ваш домашний узел, тем лучше.
Напомню, что слать торговца в домашний узел не нужно, Вы уже и так в нем торгуете. Торговец даст Вам 10% к торговой силе, что может быть полезно, но как правило, для торговца можно найти лучшее применение. Их число ведь ограничено (для примера, Англия в 1820 имеет всего 6 торговцев).
2. Не домашний узел, в котором есть Ваша торговая сила (от флота и провинций), но нет торговца. В этом случае Ваша сила тратится не на извлечение непосредственной прибыли, а на передачу торговой ценности из этого узла в нижестоящий. Если узел разветвленный и имеет несколько нижестоящих узлов, то Ваша сила распределяется равномерно между ними.
Например, оборот Адена составляет 100 монет и Англия имеет 20% от него (от флота и провинций). Т.к. это не английски домашний узел и т.к. тут нет английского торговца, то вся английская доля уходит из Адена по исходящим торговым путям - в Занзибар и в Александрию, поровну. Торговые узлы в Занзибаре и Александрии стали богаче на 10 монет каждый.
Что же случится, если Англия пошлет в Аден своего торговца? Это зависит от задания, которое он получит.
1. Collect from Trade (получать прибыль от торговли). Это значит просто переводить свою торговую силу в этом узле в свой доход, точно так же, как это происходит в домашнем узле. Т.е. в данном примере Англия получит 20 монет. Напомню, что в чужом узле имеется штраф в 50% к торговой силе, поэтому давать такую команду выгодно лишь в нескольких случаях.
Во-первых, она нужна, если часть Ваших провинций отнесена к узлу, который расположен ниже Вашего. Т.к. вторая команда (передавать торговую ценность) здесь не работает - торговля не идет "против течения", то Вам остается лишь обычная торговля. Да, Вы будете иметь 50% штраф, но это лучше, чем вообще ничего.
Во-вторых, это полезно в колониях, в которых у Вас нет конкурентов. В этом случае лучше получить всю прибыль от торговли в колониальном центре, чем переправлять ее домой, где в торговом узле полно конкурентов.
В-третьих, если этот узел не связан с Вашим домашним. Если Вы играете за Португалию, Вы можете направить торговый доход из Индии по цепочке Аден - Занзибар - Кейп - и т.д. в Лиссабон. Но если Вы играете за Швецию и захватили Индию, то до Стокгольма торговый доход все равно не дойдет (там по пути ловушка в виде Амстердама, в котором все пути - входящие). Какой смысл Вам тогда кормить Португалию? Проще собрать прибыль на месте.
2. Transfer Trade Power - передача торговой ценности в следующий узел. Эта то, что было описано выше в примере с Англией и Аденом. Та часть оборота, которая принадлежит Англии, пойдет в другой узел. Но уже не поровну по всем маршрутам, а так, как укажет игрок. Т.е. торговец здесь играет роль регулировщика.
Зачем это нужно? А Вы посмотрите на карту. Из Адена есть два пути - один в Александрию, другой - в Занзибар. Может показаться, что Англии все равно, куда пойдет доход, но александрийский путь заканчивается в Венеции (куда все входит, но ничего не выходит). А вот из Занзибара вокруг Африки деньги идут в Гибралтар и оттуда могут дойти и в Лондон. Поэтому Англии однозначно выгодно направить свою долю из Адена по занзибарскому пути.
Обратите внимание, что в "проходных" узлах, из которых ведет только один исходящий маршрут, торговец не нужен, т.к. там не нужно рулить. Весь поток, который Вы получите из-за Вашей торговой силы, пойдет из этих узлов по единственному маршруту. А торговую силу генерирует флот и провинции, но не торговцы. Еще раз это выделяю, потому что лично до меня этот момент очень долго доходил. :-)
Таким образом, схема торговли вокруг Африки для Англии, Голландии, Португалии и Испании выглядит так:
- захватываем территории на побережье Африки и шлем флот на весь маршрут от Адена до своего домашнего центра. Это генерирует торговую силу;
- посылаем торговца в те узлы, из которых ведет несколько исходящих путей. Самый важный из них - Аден. Направляем поток в сторону Африки.
- НЕ ПОСЫЛАЕМ торговцев в Занзибар, Мыс Доброй Надежды и что там еще - там ведь всего один исходящий путь. Ну да, по дороге местные африканские миноры откусят небольшой кусочек, но это мелочи. Суммарная торговая сила европейцев в африканских узлах будет в разы выше силы всяких там Конго и Суахили, поэтому большая часто потока из Занзибара пойдет в Кейп, из Кейпа - в берег слоновой Кости, оттуда - в Гибралтар. Вот в Гибралтаре уже начнется конкуренция между европейцами, т.к. все они будут стараться перетянуть поток в свои домашние узлы.
Понятно, что подобная схема применима не только к африканскому пути, но и ко всем остальным. И, кстати, теперь понятно, почему Йохан сказал, что убивать Португалию Испанией - значит совершить огромную глупость.
Итак, у нас есть узлы, в которые направляются торговцы и которые собирают торговую ценность с окружающих провинций. Суммарный сбор в узле теперь зовется Trade Value (TV) - это то, что раньше называлось "оборотом" и часть чего достается всем торгующим в нем странам. Т.е. в этом отношении узлы торговли действуют как COT в прошлых частях. А вот дальше идут отличия.
Для начала, теперь купцы никого не вышибают. Вместо постоянной отправки вылетевших купцов введено понятие торговой силы (Trade Power, TP). Грубо говоря, торговая сила - это та доля оборота, которая достанется Вам (с учетом торговой силы Ваших конкурентов).
Простой пример: узел торговли имеет оборот 100 дукатов. В нем торгует 2 страны, страна А имеет силу 20, а страна Б - силу 40. Общая сила равна 60, таким образом, страна А забирает 20/60 = 1/3 от оборота узла, а страна Б - 40/60 = 2/3. Страна А имеет 33,3 дуката, страна Б - 66,6 дукатов.
Но если в узле начала торговать еще и сильная страна В с торговой силой 140, то общая сила стала уже 200. Теперь страна А получит 20/200 = всего 10% от оборота = 10 дукатов, страна Б - 40/200 = 20% от оборота = 20 дукатов, а вот страна В заберет себе - 140/200 = 70% = 70 дукатов. На эти цифры еще накладываются разные модификаторы, эффективность торговли и т.п., но принцип понятен.
Два важных уточнения. Во-первых, торговую силу в узле дают не торговцы. Торговец (один на узел) дает всего 2% бонус к TP. а основной источник силы - флот и приписанные к узлу провинции. Ну и модификаторы от идей, техов ит.п., само собой. Торговец же нужен для того, чтобы этой силой распоряжаться.
И во-вторых, фраза "страна А забирает 1/3 от оборота узла и имеет 33,3 дуката" вовсе не обязательно означает, что страна А получает эти 33,3 дуката в казну. Может получать, а может переправлять в другой узел, в зависимости от того, есть ли в узле торговец и какую команду он получил. Это будет пояснено далее.
Идем дальше. Теперь в игре появилось понятие "домашний узел", это тот узел, к которому приписана Ваша столица. Вы всегда торгуете в своем домашнем узле, даже если не направили туда ни одного торговца и ни одного корабля. Вне домашнего узла у Вас будет 50% штраф к торговой силе. При этом, в отличие от ЕУ-2 и 3, совершенно не важно, какой стране принадлежит провинция с узлом. Собственно, многие узлы вообще находятся в море. Однако очень важно, сколько Ваших провинций приписано к домашнему узлу, какие страны в нем торгуют и какие узлы связаны с ним торговой сетью.
Наконец, самое сложное. Между узлами идут торговые пути, которые заранее прописаны и по ходу игры не меняются. Сеть не замкнута, в ней всегда есть узлы - источники и узлы - приемники. Например, из Гудзонова залива и Австралии идут только исходящие пути, а в Венецию и Амстердам приходят только входящие.
Так вот, вне домашнего узла свою торговую силу можно направить на то, чтобы передавать свою долю из вышестоящего узла в нижестоящий. Передача идет только по направлению стрелок в торговой карте, в обратном направлении это сделать не получится (т.е. из Казани можно передать TV в Новгород, но из Новгорода нельзя передавать в Казань). Если из узла ведет несколько исходящих путей, то можно выбрать, по какому из них пойдет поток.
Зачем это нужно? Ну во-первых затем, что получить деньги можно только в узле, в котором у Вас есть хоть одна провинция. Изо всех остальных можно лишь передавать торговлю. Кроме того, если я правильно понял, вверх по потоку возвращается часть торговой силы (небольшая, но тем не менее). Но в общем мне лично пока не ясно, есть ли смысл в передаче торговли вниз из колониальных узлов, в которых я владею провинциями, или лучше начать там собирать доход.
Собственно, из сказанного становится понятным, что может происходить в торговых узлах и какие миссии могут даваться торговцам.
1. Домашний узел. В нем Ваша доля всегда преобразуется непосредственно в доход. Если в Вашем домашнем узле оборот 100 дукатов, Ваша торговая сила - 20, а общая торговая сила (Ваша и Ваших конкурентов) = 60, то Вы получите 20/60 = 1/3 от всего оборота, то есть 33,3 дуката. Это те звонкие монеты, которые падают в Вашу казну. Понятно, что чем богаче Ваш домашний узел, тем лучше.
Напомню, что слать торговца в домашний узел не нужно, Вы уже и так в нем торгуете. Торговец даст Вам 10% к торговой силе, что может быть полезно, но как правило, для торговца можно найти лучшее применение. Их число ведь ограничено (для примера, Англия в 1820 имеет всего 6 торговцев).
2. Не домашний узел, в котором есть Ваша торговая сила (от флота и провинций), но нет торговца. В этом случае Ваша сила тратится не на извлечение непосредственной прибыли, а на передачу торговой ценности из этого узла в нижестоящий. Если узел разветвленный и имеет несколько нижестоящих узлов, то Ваша сила распределяется равномерно между ними.
Например, оборот Адена составляет 100 монет и Англия имеет 20% от него (от флота и провинций). Т.к. это не английски домашний узел и т.к. тут нет английского торговца, то вся английская доля уходит из Адена по исходящим торговым путям - в Занзибар и в Александрию, поровну. Торговые узлы в Занзибаре и Александрии стали богаче на 10 монет каждый.
Что же случится, если Англия пошлет в Аден своего торговца? Это зависит от задания, которое он получит.
1. Collect from Trade (получать прибыль от торговли). Это значит просто переводить свою торговую силу в этом узле в свой доход, точно так же, как это происходит в домашнем узле. Т.е. в данном примере Англия получит 20 монет. Напомню, что в чужом узле имеется штраф в 50% к торговой силе, поэтому давать такую команду выгодно лишь в нескольких случаях.
Во-первых, она нужна, если часть Ваших провинций отнесена к узлу, который расположен ниже Вашего. Т.к. вторая команда (передавать торговую ценность) здесь не работает - торговля не идет "против течения", то Вам остается лишь обычная торговля. Да, Вы будете иметь 50% штраф, но это лучше, чем вообще ничего.
Во-вторых, это полезно в колониях, в которых у Вас нет конкурентов. В этом случае лучше получить всю прибыль от торговли в колониальном центре, чем переправлять ее домой, где в торговом узле полно конкурентов.
В-третьих, если этот узел не связан с Вашим домашним. Если Вы играете за Португалию, Вы можете направить торговый доход из Индии по цепочке Аден - Занзибар - Кейп - и т.д. в Лиссабон. Но если Вы играете за Швецию и захватили Индию, то до Стокгольма торговый доход все равно не дойдет (там по пути ловушка в виде Амстердама, в котором все пути - входящие). Какой смысл Вам тогда кормить Португалию? Проще собрать прибыль на месте.
2. Transfer Trade Power - передача торговой ценности в следующий узел. Эта то, что было описано выше в примере с Англией и Аденом. Та часть оборота, которая принадлежит Англии, пойдет в другой узел. Но уже не поровну по всем маршрутам, а так, как укажет игрок. Т.е. торговец здесь играет роль регулировщика.
Зачем это нужно? А Вы посмотрите на карту. Из Адена есть два пути - один в Александрию, другой - в Занзибар. Может показаться, что Англии все равно, куда пойдет доход, но александрийский путь заканчивается в Венеции (куда все входит, но ничего не выходит). А вот из Занзибара вокруг Африки деньги идут в Гибралтар и оттуда могут дойти и в Лондон. Поэтому Англии однозначно выгодно направить свою долю из Адена по занзибарскому пути.
Обратите внимание, что в "проходных" узлах, из которых ведет только один исходящий маршрут, торговец не нужен, т.к. там не нужно рулить. Весь поток, который Вы получите из-за Вашей торговой силы, пойдет из этих узлов по единственному маршруту. А торговую силу генерирует флот и провинции, но не торговцы. Еще раз это выделяю, потому что лично до меня этот момент очень долго доходил. :-)
Таким образом, схема торговли вокруг Африки для Англии, Голландии, Португалии и Испании выглядит так:
- захватываем территории на побережье Африки и шлем флот на весь маршрут от Адена до своего домашнего центра. Это генерирует торговую силу;
- посылаем торговца в те узлы, из которых ведет несколько исходящих путей. Самый важный из них - Аден. Направляем поток в сторону Африки.
- НЕ ПОСЫЛАЕМ торговцев в Занзибар, Мыс Доброй Надежды и что там еще - там ведь всего один исходящий путь. Ну да, по дороге местные африканские миноры откусят небольшой кусочек, но это мелочи. Суммарная торговая сила европейцев в африканских узлах будет в разы выше силы всяких там Конго и Суахили, поэтому большая часто потока из Занзибара пойдет в Кейп, из Кейпа - в берег слоновой Кости, оттуда - в Гибралтар. Вот в Гибралтаре уже начнется конкуренция между европейцами, т.к. все они будут стараться перетянуть поток в свои домашние узлы.
Понятно, что подобная схема применима не только к африканскому пути, но и ко всем остальным. И, кстати, теперь понятно, почему Йохан сказал, что убивать Португалию Испанией - значит совершить огромную глупость.
Стратегия выживания игры за Византию от PovAnd
Spoiler
Не в курсе, писал ли кто подробную стратегию выживания игры за Византию или нет, но я до начала своей игры так ее и не нашел. Поэтому как понял, как за нее играть, решил написать вдруг кому пригодиться.
У меня версия игры, где на старте имеются Афины в качестве вассалов. Игра начинается с 11 ноября 1444, в резерве 9 лодок (1 барк, 4 галлеры, 4 кога), и 6 полков (5 пехоты, 1 кавалеря), 2 дипломата, стабильность 0, денег около 50 золотом
Действия по шагам:
Эти действия производим в первый же день:
1. Отправляем 1-го посла в Сербию с просьбой о Право прахода. Они это предоставляют без проблем.
2. 2-м послом объявляем войну Албании (повод - Возвращение), которая на начало игры воюет с Оттоманами
3. В окошке экономики убираем финансирование флота на минимум.
4. Делаем правителя полководцем и назначаем его командовать армией.
5. Грузим 3 полка пехоты и 1 кавалерии на 4 имеющихся кога
6. Отправляем флот в пролив Отранто, что примыкает к Албании
7. На все имеющиеся деньги закзываем строительство галлер, сприцелом на будущее противостояние флота с флотом Оттоманов. На 50 золота, это выйдет 4-5 галлеры.
Через пару дней:
8. В списке текущих заданий (их в самый первый день нужно проигнорировать и ничего там не выбирать) появится задание - накопить денег, что-то около 40-50 золотых (это из-за того что все было потрачено на галлеры). За выполнение задания мы получим 5% престижа. Выбираем это задание
Через месяц:
9. Флот еще на пути к Албании, а послы вернулись и кроме того, мы в состоянии объявить новую войну. Поэтому объявляем ее Валахии. Наша задача сделать ее как можно быстрее совим вассалом. За объявление войны у нас будет -2 стабильности, т.к. повода для объявления не было.
Далее:
10. Как только появится достаточное число административных очков - повышаем стабильность с -2 до -1.
11. Флот доплыл до Албании и заблокировал ее единственный порт. Сразу же начинаем разгрузку армии в соседнюю Сербию
12. Параллельно разгрузке, в тот же день отправляем посла в Албанию с мирным предложением, при этом за мир требуем столько денег, сколько они способны нам заплатить, как правило это 40-50 золотых. Албанцы соглашаются, мы получаем пристиж за победу + за выполнение задания накопить денег.
13. После высадки 4 наших полков в Сербии эти полки отправлем в Валахию, к ближайшей провинции - Олтения. Флот отправляем обратно в Константинополь, за оставшимися 2 полками. По ходу примерно в это время или немного после, мы должны получить предупреждение от Оттоманов - не начинать войну с соседями, но войны с Валахией это уже не касается.
14. После выполнения задания по накаплению денег, должно появиться задание по получению пристижа на 50 очков. За выполнение этого задания, кроме прочего, будет повышена стабильность на 1 пункт, что очень важно для нас. Поэтому выбираем это задание.
15. Одного из доступных послов направляем улучшать отношения с Оттоманами. По-моему в этом случае комп реже выбирает своей целью после Албании - Византию. Наша задача чтобы он начал воевать с кем-то другим.
16. Пока флот возвращается в Константинополь за оставшимися солдатами следим за показателями административных очков и пытаемся поднять стабильность с -1 до 0. А так же на все полученные от Албании деньги и те что удалось накопить - стром галлеры.
17. Флот доплыл до Константинополя, забрал 2 полка, перебросил их в Сербию, из они пешком дошли до Олтении. Итого в Олтении у нас 6 полков осождают замок. Армия Волахии размещена в соседней провинции Мунтения и нападать не решается, так как она явно слабее нас - там 3-4 полка.
18. После того как Олтения оккупирована, идем в соседнюю провинцию воевать с армией Валахии. Наша армия побеждает, но армия Валлахии не разбита до конца, а она отсупает потрепонной в Олтению. Ни в коем случае не следует ее добивать! Т.к. Воллахию мы планируем сделать вассалом и их армия нам пригодится в качестве союзника, после того как восстановится. Поэтому после этого боя просто осождаем всей своей армией Мунтению и переодически смотрим на экран заключения мира с Валахией на условии ее вассалитета по отношению в Византии. Рано или поздно это случается.
19. После того как заключен мир с Валахией и она становится нашим вассалом, мы должны направить всю армию в провинцию Олтения. В этот же день мы должны гарантировать независимость Боснии. Сербия сильнее Боснии и сильно вероятно объявит ей войну, что даст нам повод для войны с Сербией и в последующем к ее вассализированию.
20. Здесь дело случая. Игра проигранна, если компьютер в игре за Оттоманов выбере в качестве следующей жертвы Византию, но поскольку мы улучшали с ним отношения, есть большой шанс, что следующим он выберет кого-то другого. Если это произошло, наша игра продолжается.
21. К этому моменту у нас достатоное количество кораблей. Должно быть от 18 до 22. Мы при этом не забываем, что строим только галлеры! Нанимаем для флота адмирала. Флот базируеися в Константинополе.
Предпологается что к текущему моменту Оттоманы с кем-то воюют. Показатель нашей атмосферы 0, идет выполнение задания получить +50 пристижа, за +1 к стабильности. На данном этапе игры есть два основных варианта развития событий:
1. Сербия объявит войну Боснии и мы вступимся за Боснию в союзе с Валлахией
2. Мы объявим войну Боснии, перед этим дополнив нашу армию еще 2 полками (по одной пехота и кавалерия). Получаем -2 к стабильности итого у нас ее показатель -2. Оттоманы не обращают внимания на нас, т.к. их предупреждение касалось соседних с ними странами (если бы мы напали на Сербию, то Оттоманы вступили бы в войну, а за Боснию они скорее всего не вступятся).
В любом случае наша задача воюя или с Сербией или с Боснией в случае мирного договора требовать вассалитета от одной из них. После войны у нас должно быть 3 надежных союзника - Афины, Валахия и кто-то из югославов. Следующей задачей будет дождаться момента и заполучить 4-го вассала. До этого момента нельзя начинать войны с Оттоманами, объявив ее им самостоятельно (если они вступятся за Сербию или Боснию, то это нормально).
Получив 4-го союзника мы и имее в распоряжении 21-24 кораблей мы уже можем конкурировать с Оттоманами. Опять же нужно дождаться, когда они все уйдут на восточный берег и дальше воевать сообща с вассалами. Без предварительной вассализации союзы с теми же странами не помогают, они беспордонно кидают. А вассал и не кидает и денег в казну присылает. В первой войне с Оттоманами задача отжать несколько своих национальных провинций (Фессалия, Эпир, Македония, Албания), желательно таким образом, чтобы Оттоманы на западе были разделены на две части и у них возникли проблемы с переброской войск в мирное время. Это даст возможность более эффективно использовать православных повстанцев. Во второй войне с Оттоманами имеет смысл попробовать освободить Болгарию, так чтобы они окончательно дали слабину на западе.
p.s. Ну и само собой первая группа идей должна быть Морской. Т.к. в войне с Оттоманами 80% успеха это война на море.
ПЕРЕЙТИ К ОТВЕТУ
Не в курсе, писал ли кто подробную стратегию выживания игры за Византию или нет, но я до начала своей игры так ее и не нашел. Поэтому как понял, как за нее играть, решил написать вдруг кому пригодиться.
У меня версия игры, где на старте имеются Афины в качестве вассалов. Игра начинается с 11 ноября 1444, в резерве 9 лодок (1 барк, 4 галлеры, 4 кога), и 6 полков (5 пехоты, 1 кавалеря), 2 дипломата, стабильность 0, денег около 50 золотом
Действия по шагам:
Эти действия производим в первый же день:
1. Отправляем 1-го посла в Сербию с просьбой о Право прахода. Они это предоставляют без проблем.
2. 2-м послом объявляем войну Албании (повод - Возвращение), которая на начало игры воюет с Оттоманами
3. В окошке экономики убираем финансирование флота на минимум.
4. Делаем правителя полководцем и назначаем его командовать армией.
5. Грузим 3 полка пехоты и 1 кавалерии на 4 имеющихся кога
6. Отправляем флот в пролив Отранто, что примыкает к Албании
7. На все имеющиеся деньги закзываем строительство галлер, сприцелом на будущее противостояние флота с флотом Оттоманов. На 50 золота, это выйдет 4-5 галлеры.
Через пару дней:
8. В списке текущих заданий (их в самый первый день нужно проигнорировать и ничего там не выбирать) появится задание - накопить денег, что-то около 40-50 золотых (это из-за того что все было потрачено на галлеры). За выполнение задания мы получим 5% престижа. Выбираем это задание
Через месяц:
9. Флот еще на пути к Албании, а послы вернулись и кроме того, мы в состоянии объявить новую войну. Поэтому объявляем ее Валахии. Наша задача сделать ее как можно быстрее совим вассалом. За объявление войны у нас будет -2 стабильности, т.к. повода для объявления не было.
Далее:
10. Как только появится достаточное число административных очков - повышаем стабильность с -2 до -1.
11. Флот доплыл до Албании и заблокировал ее единственный порт. Сразу же начинаем разгрузку армии в соседнюю Сербию
12. Параллельно разгрузке, в тот же день отправляем посла в Албанию с мирным предложением, при этом за мир требуем столько денег, сколько они способны нам заплатить, как правило это 40-50 золотых. Албанцы соглашаются, мы получаем пристиж за победу + за выполнение задания накопить денег.
13. После высадки 4 наших полков в Сербии эти полки отправлем в Валахию, к ближайшей провинции - Олтения. Флот отправляем обратно в Константинополь, за оставшимися 2 полками. По ходу примерно в это время или немного после, мы должны получить предупреждение от Оттоманов - не начинать войну с соседями, но войны с Валахией это уже не касается.
14. После выполнения задания по накаплению денег, должно появиться задание по получению пристижа на 50 очков. За выполнение этого задания, кроме прочего, будет повышена стабильность на 1 пункт, что очень важно для нас. Поэтому выбираем это задание.
15. Одного из доступных послов направляем улучшать отношения с Оттоманами. По-моему в этом случае комп реже выбирает своей целью после Албании - Византию. Наша задача чтобы он начал воевать с кем-то другим.
16. Пока флот возвращается в Константинополь за оставшимися солдатами следим за показателями административных очков и пытаемся поднять стабильность с -1 до 0. А так же на все полученные от Албании деньги и те что удалось накопить - стром галлеры.
17. Флот доплыл до Константинополя, забрал 2 полка, перебросил их в Сербию, из они пешком дошли до Олтении. Итого в Олтении у нас 6 полков осождают замок. Армия Волахии размещена в соседней провинции Мунтения и нападать не решается, так как она явно слабее нас - там 3-4 полка.
18. После того как Олтения оккупирована, идем в соседнюю провинцию воевать с армией Валахии. Наша армия побеждает, но армия Валлахии не разбита до конца, а она отсупает потрепонной в Олтению. Ни в коем случае не следует ее добивать! Т.к. Воллахию мы планируем сделать вассалом и их армия нам пригодится в качестве союзника, после того как восстановится. Поэтому после этого боя просто осождаем всей своей армией Мунтению и переодически смотрим на экран заключения мира с Валахией на условии ее вассалитета по отношению в Византии. Рано или поздно это случается.
19. После того как заключен мир с Валахией и она становится нашим вассалом, мы должны направить всю армию в провинцию Олтения. В этот же день мы должны гарантировать независимость Боснии. Сербия сильнее Боснии и сильно вероятно объявит ей войну, что даст нам повод для войны с Сербией и в последующем к ее вассализированию.
20. Здесь дело случая. Игра проигранна, если компьютер в игре за Оттоманов выбере в качестве следующей жертвы Византию, но поскольку мы улучшали с ним отношения, есть большой шанс, что следующим он выберет кого-то другого. Если это произошло, наша игра продолжается.
21. К этому моменту у нас достатоное количество кораблей. Должно быть от 18 до 22. Мы при этом не забываем, что строим только галлеры! Нанимаем для флота адмирала. Флот базируеися в Константинополе.
Предпологается что к текущему моменту Оттоманы с кем-то воюют. Показатель нашей атмосферы 0, идет выполнение задания получить +50 пристижа, за +1 к стабильности. На данном этапе игры есть два основных варианта развития событий:
1. Сербия объявит войну Боснии и мы вступимся за Боснию в союзе с Валлахией
2. Мы объявим войну Боснии, перед этим дополнив нашу армию еще 2 полками (по одной пехота и кавалерия). Получаем -2 к стабильности итого у нас ее показатель -2. Оттоманы не обращают внимания на нас, т.к. их предупреждение касалось соседних с ними странами (если бы мы напали на Сербию, то Оттоманы вступили бы в войну, а за Боснию они скорее всего не вступятся).
В любом случае наша задача воюя или с Сербией или с Боснией в случае мирного договора требовать вассалитета от одной из них. После войны у нас должно быть 3 надежных союзника - Афины, Валахия и кто-то из югославов. Следующей задачей будет дождаться момента и заполучить 4-го вассала. До этого момента нельзя начинать войны с Оттоманами, объявив ее им самостоятельно (если они вступятся за Сербию или Боснию, то это нормально).
Получив 4-го союзника мы и имее в распоряжении 21-24 кораблей мы уже можем конкурировать с Оттоманами. Опять же нужно дождаться, когда они все уйдут на восточный берег и дальше воевать сообща с вассалами. Без предварительной вассализации союзы с теми же странами не помогают, они беспордонно кидают. А вассал и не кидает и денег в казну присылает. В первой войне с Оттоманами задача отжать несколько своих национальных провинций (Фессалия, Эпир, Македония, Албания), желательно таким образом, чтобы Оттоманы на западе были разделены на две части и у них возникли проблемы с переброской войск в мирное время. Это даст возможность более эффективно использовать православных повстанцев. Во второй войне с Оттоманами имеет смысл попробовать освободить Болгарию, так чтобы они окончательно дали слабину на западе.
p.s. Ну и само собой первая группа идей должна быть Морской. Т.к. в войне с Оттоманами 80% успеха это война на море.