В первую часть я играл на обычном телефоне (аля Нокия 8660, есть эмуляторы этого дела). Она, в отличии от, вроде, плэйстейшеновских ремейков, сохранила две фичи оригинала: 1) поначалу ты реально с интересом фармишь на самую первую экипировку, 2) маги качаются на манер АДнД, получая слоты заклинаний, а не попсовую ману. В отличии от дендевской тут, имея целью убитого по ходу схватки врага, герой просто перескочит на другого (оказуалили\убрали баг). Картинка симпатично отрисована новыми спрайтами. Музыку им удалось сохранить. В плойковских она обективно лучше - больше каналов звука и бархатности, но теряются особо удачные аккорды и акценты искренних мелодий этой флагманской части. К сожалению есть в телефонной версии и минус - ну ооочень частые бои. Хотя и они может в чём-то сгодятся. Ибо что пятая, что девятая, мне показались довольно камерными, тебя ведут из локации в локацию, а тут ты как истребтель - отлетел от города на пол запаса жизни, и, либо обратно, либо вперёд без шанса вернуться. С учётом того, что палатки лечения тут стоят очень дорого, а палатки сохранения\маны - почти неподъёмно, ты вазюкаешься в этой песочнице, и не особо напрягаешься, ибо челлендж\гринд ощущается естественным а не надуманным. Ну, не считая того, что бои один фиг бесят.
Вторая не особо была принята в Японии, и не пошла на западный рынок. Герои выглядят чуть по-европейски, и, вроде как, тут статы качаются\понижаются от использования - что тоже кому-то не зашло. Начинаем мы аж в целом королевском дворе, с конюшнаями и прочим - вместо города. Плэйстешеновская версия как раз включает в себя сборку 1+2, но опять же, возможно имеет смысл попробовать оригинал на эмуляторе, чтобы не пропустить нюансы. А то тут фетишей и так не много.
Третья часть. Я поиграл в неё немного на ремейке под Андроид (ну и под айфон наверное такая же) - и мне понравилось. Трёхмернй движок там получился очень даже уютным, но так как я понял по примерам первой и других частей, что ремейки могут в чём-то отличаться от оригинала, то не берусь сказать как она в геймплейном плане, хотя вроде не ругают. Начало, например, немного разнится. В дендевской версии мы начинаем за четвёрку мальчишек в забавных шлемах, и только потом доходим да завязки с кристалом, а в андроидовской мы начинаем с пещеры, в которую падаем в одиночку, плюс не сразу доходим до профессий. Да, прокачка тут состоит из профессий, которую ещё сильнее разовьют в пятой части - мы в любой момент можем сменить класс персонажа, и развиваться в новом направлении, сохраняя старый прогресс. Игру тоже прохладно встретили в Японии, и не портировали за рубеж (а иностранцы спустя много лет приняли её, вроде, довольно хорошо). Сюжет тут, видимо, впервые чуть отошёл от слухов и сплетен в пользу взаимодействия с сопартийцами, поэтому её почему-то сравнивают с четвёртой.
Четвёртая, я так понимаю, берёт резкий крен, и пытается подать нам более продуманную историю, и более жёсткий мир, как они периодически будут пытаться делать после. Несмотря на то, что первые пять частей - фэнтэзи, тут настроение игры довольно "блёклое", а играем мы за какого-то командира Летучих на службе у его величества. И несмотря на то, что я довольно скептически отношусь к таланту сценаристов Финалок выкатить мало-мальски связный сюжет, тут некоторые моменты его хвалят. Вторая трилогия уже выходит на SNES (та же изометрия, но к картинке уже при всём желании не придраться). К сожалению оригиналом наслаждаться не советуют (по крайней мере американской версией). Во-первых - перевод на английский там так себе (а мы с него, наверное, переводили), плюс это был тот период игроиндустрии, когда разные инстанции и комитеты в каждом красном пикселе или упоминании его всуе видели будущего подростка-маньяка с расстройством психики, так что многие невинные моменты тоже сгладили. Плюс, игру, говорят, сделали, ну до одури простой, уж не знаю, по что они были такого низкого мнения об американцах, не дав свет 2,3-м частям, и забраковав пятую "из-за сложности". В этом плане ремейки реабилитировались, и добавили челленджу. Есть psp-шный или какой-то там ремейк со спрайтами - хороший. Но предпочтение в основном отдают трёхмерному Нинтендо ДС'овскому - там и озвучка есть, и диалоги привели в порядок, и самое главное - есть хорошая режиссура\постановка сцен, где раньше говорили лишь головы человечков. До этого игра была пошаговая, теперь в четвёртой части к этой же пошаговой боёвке добавили таймер, что, имхо, раскроется только в трёхмерных 7+ играх из-за хорошей постановки боёв, а пока только мешает.
Глядя на пятую и чуть более искреннюю первую часть (да и девятую, если на то пошло), а не заметил особо глобальных изменений, видел лишь максимально отрафинированный и доведённый до абсолюта стиль "банальное фэнтези от Сквэар Эникс", к которому серия планомерно на мой взгляд двигалась. Так что было довольно необычно набрести на "недо-пятую" четвёртую часть, и увидеть, что она, оказывается, была первой попыткой нагнать чернухи. Возможно в пятой они решили в последний раз вынырнуть с сочным фэнтэзи - уж не знаю, что творилось в головах у разработчиков при разработке каждой части. Это был последний красочный мирок, до того как серия окончательно пустится во все тяжкие. Мы всё так же ходим по городам, слушаем слухи, но добавились взаимодействия внутри команды (дурацкие конечно, ну да чего уж там). И если начало ну лично меня попросту оттолкнуло, то потом можно даже прикипеть к сеттингу, и попытаться понять, что не так с этим миром. Мы, как и в третьей, можем назначать профессии, плюс! Плюс, использовать любой один выученный навык в любом другом классе, таким образом комбинируя их. По-началу это кажется ну очень круто, и действительно работает. К сожалению, я думаю, они взяли немного другой вектор, нежели я ожидал, но всё-равно, в эту можно заходить, чтобы периодически просто погриндить от нефиг делать.
Шестую я первую посоветовал бы себе прошлому. Такое ощущение, что они пересмотрели анимэшек, где всё тоже по-детски, но со взрослым лицом. Падающий снег, мехи с видом сзади в заставке, на которых теперь передвигаются герои (раньше они гарцевали на страусах-переростках Чобоко). Без шутовства, конечно тоже не обошлось. Сеттинг тут впервые отошёл от фэнтэзи, и стал стим-панком нашего времени, где магия умерла, и люди приспособились строить паровые заводы, делать деревянные коленчатые валы, и другие ноу-хау примочки. Говорят, самая часто портируемая и ремейкаемая часть - это четвёртая, ну может ещё предыдущие. До пятой и шестой руки обычно у игроделов не доходят: то обанкротятся, то ещё что. Хотя оно здесь и не нужно, всё смотрится более чем. Правда вот гляньте на вот это фанатское
переосмысление - что-то с чем-то. Так как у америкосов выходила только первая и четвёртая (вторая), то эту у них обозвали третьей, и когда вышла седьмая (которая везде была седьмой), думаю у них случилась детская неожиданность.