Клэр Норт "Прикосновение"
Если бы я не прочитал распиаренный у нас пару лет назад роман "Пятнадцать жизней Гарри Огаста" за тем же авторством, вряд ли бы я обратил внимание на эту книгу. Потому что издана она с совершенно типичной для женского романа обложкой, на которой даже при желании глаз не задерживается дольше секунды. Что для издания данного романа просто преступно, так как к романтической литературе он имеет примерно такое же отношение, как "Преступление и наказание" или "Мастер и маргарита". В общем, скорее всего свою аудитория книга не найдет и про переводы Клэр Норт забудут на годы, а жаль.
Как и в "Гарри Огасте", в основе романа лежит всего одно фантдопущение, все остальное - сугубо реалистично. Там это было предположение, что если есть люди, которые проживают одну и ту же жизнь циклично, раз за разом рождаясь после своей смерти в прошлом, помня все предыдущие жизни. Здесь - что если существуют люди, которые могут после смерти сменить тело, перейти в того, к кому прикоснутся, подавив его волю и личность, а потом делать это осмысленно, проживая века, меняя тела как одежду. Собственно все на этом и строится, а сам сюжет довольно прозаичен: кто-то пытается убить героиню, она пытается выяснить, кто это, попутно меняя тела и вспоминая о своей долгой жизни.
Структура книги напоминает сериал Горец: сюжет из современности постоянно перемежается воспоминаниями о прошлых жизнях, встречах с такими же "призраками" и охотниками на них, и давняя встреча запросто может аукнуться в нынешнее время. Написано это все очень живо и разнообразно, короткие истории из флэшбэков могут быть и грустные, и смешные, и философские, и чистый экшн с перестрелками, в них есть место и любви, и предательству, и ненависти, и даже сцену настоящей средневековой казни на костре завезли. Сюжет современной линии немного коротковат, а концовка слегка смазана, но все ответы на вопросы даны, кроме разве что происхождения "призраков". Эта часть особенно динамична, наполнена стрельбой и мордобоем, а написанное от первого лица постоянное переключение между телами сдвигает фокус восприятия. Удержать в голове, в каком сейчас теле находится героиня - та еще задачка. При этом автор не скатывается в чисто развлекательный текст, она ни на минуту не забывает о тех мыслях, которые хочет донести читателю. А волнует её грань между человеческим и нечеловеческим,можно ли считать человеком того, кто меняет тела как перчатки, кто живет за счет жизней других людей, оставляя после себя только провалы в памяти, иногда - длиной в годы. И зло это или благо - когда кто-то живет за тебя, а ты потом получаешь только результат этой жизни. Разные персонажи книги дают разные ответы на поставленный вопрос, а единственно верного кажется нет вообще. Все как в реальной жизни. Это и ставит книгу в категорию гораздо выше среднего.
PS Настоящее имя автора - Кэтрин Уэбб, под ним она издавала подростковое фэнтези. Псевдоним Клэр Норт взят для более серьезной литературы. Невероятно, но в эту пятницу ей стукнет всего 32, при пятнадцатилетнем стаже писательства.