Перейти к содержимому

  • Войти / Регистрация

Фото

В. Шекспир. "Макбет".

дебаты

  • Закрыто Тема закрыта
85 ответов в теме

#76 ThatOne

Опубликовано 17 Март 2013 - 11:39  

ThatOne

    Champions League prognosista double

  • Модератор
  • 2 262
  • Сообщений: 4 588
  • Откуда:Кемерово

Всем спасибо за ответы!

 

Ну что ж, в ответах возникла пауза, неизвестно, будут ли ещё, посему можно подбить итоги.

 

 

 

чья это трагедия, в чём она заключается?

Дункана, Макбета, леди Макбет, леди Макдуф, Шотландии.

Не знаю. Не воспринял как трагедию. Наверное трагедия тогда, когда ты сопереживаешь кому-то из героев по поводу их несчастий. А мне тут такие герои не попались. Дункан? Его характер недостаточно раскрыт чтобы вызвать привязанность. Леди Макдуф? Тут скорее возникают претензии к мужу, что он желает отделаться от семьи (ну не мог не понимать чем всё кончится, и забрать мог). Банко? Мне показалось лицемерием, что он не выступает против Макбета, хотя и было в тексте, что он считает Макбета причастным к злодеянью. Короче не попался мне персонаж, вызывающий сострадание и сожаление о его судьбе.

Ну, "трагедия", имхо - это пьеса, в которой главные герои умирают. В данном случае, очевидно, речь о супругах Макбетах. Я прошу прощения за ответ в стиле капитана Очевидность, но что тут особенно выдумывать?

Трагедия, потому что не только Макбеты, но сначала король Дункан погиб.

Даже в таком простом вопросе у нас большое разнообразие мнений. Чем дебаты и интересны ;)

Добавлю и своё мнение.

Мне кажется необязательным, чтобы в трагедии умирали. Хотя, разумеется, это наиболее частый вариант трагедии.

Также, на мой взгляд, необязательно сопереживать персонажам, чтобы счесть пьесу трагедией. Я тоже не сопереживал героям, но классифицирую как трагедию.

Это трагедия Макбета, поскольку сильный и талантливый человек погнался за ложными ценностями, погубил свою личность, погиб и стал именем нарицательным для злодея и неудачника.

Это трагедия его супруги, поскольку она взялась за дело, превышающее её силы, и расплатилась за это рассудком и жизнью (и, похоже, семьёй также).

Это трагедия Дункана, как человека, поскольку ошибся и расплатился жизнью за ошибку, и как короля, поскольку его ошибка обошлась стране в большое число оборванных и изломанных жизней.

Это трагедия сыновей Дункана, поскольку они не показали себя достойными наследниками, хватило их только на бегство под иностранное крылышко.

Это трагедия Макдуфа, который спас свою обожаемую шкуру, и вдруг обнаружил, что есть и другие ценности - когда их потерял.

Это трагедия шотландского народа, который, приняв определённое мировоззрение, оказывается не в силах ему следовать, который тратит себя на междуусобную резню и радуется, когда приходят чужаки помочь в этой резне.

Трагедия всех, короче.

 

 

 

что бы вы выбрали для себя - войти в историю одним из сотен малозаметных героев, или знаменитым злодеем

Да, злодеев помнят. Ну, а как же, ужас всегда приводит к содроганию и его долго помнишь. Я не хочу входить в историю, и уж тем более злодейкой или не злодейкой по типу Мата Хари. Я бы хотела жить своей жизнью, довольствоваться тем, что имею. Очень мне нравится следующий принцип:

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Не всегда выходит следовать ему, но стараюсь. И никаких историй.

вообще не думаю, что вхождение в историю как некоторый герой есть благо несказанное. Это же смерть человека, каким он был и каким его знали те, что были допущены в душу. Был реальный человек Володя Ульянов, но его превратили в героя - Владимира Ильича Ленина, с самого детства до смерти своей жившего святее всех святых доселе и вовеки веков. Нет, ребята, пусть меня помнят, пока помнят, с моими плюсами и минусами, слабостями и, надеюсь, не без положительных черт. А стать эпической фигурой?
Не вижу никакой надобности входить в историю. Но если уж оставлять по себе память (хотя бы у знакомых и близких), то я предпочту хорошую. Ну, как-то так: "Слышали, Серега умер?" "Это какой, тот, компьютерщик? Ага, нормальный был мужик, веселый, земля ему пухом".

Приятно иметь дело с нормальными людьми :)

Тоже предпочитаю сделать что-нибудь хорошее и без лишней известности.

Одно только замечание мимоходом - Володя Ульянов сначала сам стал Лениным, приложив к этому большие усилия, и громогласно возвестив о готовности взять судьбу страны в свои руки, причём силой взять, если нужно, да и взяв потом, и без лишних церемоний устранив помехи. А канонизация уже потом была.

Вообще, перекликается ульяновская история с макбетовской ;)  Без колебаний пройдя к цели, и на ходу эту цель корректируя, он успел немного увидеть, какой непредвиденно предательской стороной оборачивается дело жизни, а может быть и спрогнозировал вчерне дальнейшие события...

 

 

 

"Макбет" (наряду с пьесами "Ромео и Джульетта", "Гамлет", и в меньшей степени "Отелло" и "Король Лир") продолжает ставиться и экранизироваться. Как по-вашему - почему именно он (и почему другие пьесы) сохраняет популярность?

Они самые удачные. Лучше всех написаны, нет? Круг рассматриваемых вопросов шире? Если нет, то я не знаю. Я не шекспировед. :(
Память. Были удачи в постановках, люди вспоминают. Кто-то хочет переплюнуть предшественников в режиссуре. К стыду скажу, что так и не удосужился ни разу прочитать "Ромео и Джульетту". Да и к чему? Если весь сюжет тебе уж в ста местах порассказывали (радио, ТВ, книги). Но они же до сих пор "дайджест" про Рому с Юлей пересказывают, да ещё и оценки свои делают, да ещё и пытаются "новый взгляд" на (это я о фильме "Макбет", что снят на современном антураже и мне попался тут по какому-то каналу - я так разочаровался). Ну или такой пример: А много ли мы знаем названий блюд японской кухни? Но суши все слышали, вот их и закажут. Так и перечисленные тобой пьесы - названия знаем, можно заказать. А всё остальное, цитируя "свердловских равиолей" :D , "волосатый рис" и "макароны с камнем".
"Ромео и Джульетта" - очень трогательная история о любви двух юных сердец, не знаю, кого она может оставить равнодушным. Поэтому и популярна. Король Лир - подозреваю, что он более популярен у родителей. чем у детей :). А вот почему популярен "Макбет", я понятия не имею. А он точно популярен (в сравнении с другимипьесами Ш.)?

Пьеса популярна, наверно, потому, что злодейство наказано. Справедливость, можно сказать, восторжествовала... Опять же элемент мистики, предсказание сбылось, причем буквально! Это завораживает!

Я думаю, пьесы Шекспира популярны потому что они рассказывают о таких вещах, которые волнуют людей всегда, во все времена. И, скажем, вариантов РиД есть огромное множество, и в средневековом антураже и в современном, с разными акцентами. Про Макбета не знаю, но представить такую историю, адаптированную под наше время - да легко. Борьба за власть, внутренняя борьба между честолюбием и чувством долга... Это вневременные конфликты.

Популярен ли Макбет? Ну, у него десятки экранизаций. У Ромео с Джульеттой примерно так же, у "Гамлета" даже больше, у "Отелло" тоже, а вот у Лира радикально меньше, у типичной из прочих "Антоний и Клеопатр"а ещё радикально меньше, аналогично Виндзорские насмешницы, и прочие комедии, разве что вот  Сон в летнюю ночь дотягивается до Лира, но всё так же радикально отстаёт от фаворитов.

То есть, получается - не пять, как я сказал (и особенно ошибся насчёт "Отелло"), а четыре особо популярные пьесы, причём все четыре - трагедии...

Вполне разделяю высказанное мнение: популярны они потому, что они о вечном - любовь, ревность, долг, честолюбие, властолюбие, предательство, справедливость, месть...

 

 

Хотели бы вы посмотреть "Макбет" в театре? Каком? Посмотреть его в разных постановках?

Хотела бы. В старом театре, когда леди Макбет исполняли Сиддонс, Ермолова. Это, наверняка, было потрясающе. А в нынешнем - нет.
Несомненно. Хорошем. Да я и одного-то хорошего театра назвать не сумею. Был год назад на спектакле приехавших на гастроли к нам из Москвы(местные больше в скандалах успехи имеют, чем в хороших постановках), современная пьеса. Так из всех актёров хорошо как нужно играл только Золотовицкий (по-моему) и какая-то недавняя выпускница театрального(или ещё даже студентка) с ролью в полтора слова.
Нет. Я лучше еще раз пойду на "Ромео и Джульетту". А вообще обожаю комедии. В этом смысле наследие Мольера мне ближе.

То есть хотелось бы посмотреть не то, что имеется, а то, что было (то бишь классику в квадрате). Пожалуй, мне тоже. Звучит это грустно для современного театра, а?

 

 

 

Хотели бы вы посмотреть экранизацию "Макбета"? Увидеть разные экранизации?

Да, перед обсуждением я посмотрела экранизацию, мне понравилась, но книга, пьеса безусловно лучше. Другие фильмы смотреть нет желания.
Если такую, как "Король Лир" или "Гамлет" советских времён, то да. Если такую, на которую я случайно наткнулся и от которой отказался через пару минут - то однозначно нет.
Тоже нет. Что в этой пьесе может показать кино, чего не может театр? Штурм замка? Кроме шагающего леса, он не важен (с точки зрения визуализации). Хотя я предвзят, мне не понравилась сама пьеса.

Ну а фильмов смотреть ещё меньше желания... Что ж их так много снимают-то?

Может быть, это манит режиссёра как некий "знак качества"?

 

 

Ещё тройка вопросов:

1. Будете ли возвращаться к пьесе?

2. Появилось ли желание прочесть другие пьесы?

3. Имеет ли вообще смысл читать пьесы, или всё же их нужно смотреть?


  • 1

#77 Selenitca

Опубликовано 17 Март 2013 - 14:01  

Selenitca

    Штатный Советник

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишка
  • 171
  • Сообщений: 745

Ещё тройка вопросов:

1. Будете ли возвращаться к пьесе?

2. Появилось ли желание прочесть другие пьесы?

3. Имеет ли вообще смысл читать пьесы, или всё же их нужно смотреть?

1. Перечитывать? Возможно. Когда-нибудь.

 

2. Другие пьесы Шекспира? :) Пока время не позволяет.

 

3. Такие пьесы можно и читать, но смотреть их, конечно легче.


  • 0

#78 FAA

Опубликовано 17 Март 2013 - 15:29  

FAA

    Покровитель изящного слога

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 673
  • Сообщений: 14 903
  • Откуда:Ла Пуш
Пьесы читаю и перечитываю. Но не Шекспира. Для меня его пьесы - это концентрат, почти притчи. Поэтому для меня предпочтительнее смотреть спектакли и экранизации произведений Шекспира. А вот, пьесы Островского, Чехова, Горького, Тенесси Уильямса - это то, что мне нравится перечитывать.
  • 2

#79 tfu_na_vas

Опубликовано 17 Март 2013 - 17:59  

tfu_na_vas

    Почетный посетитель

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишка
  • 40
  • Сообщений: 233
  • Откуда:Нижний Новгород

1. Будете ли возвращаться к пьесе?

Не знаю. Пока нужды нет, всё ещё свежо в памяти. А далее как "фишка ляжет".

2. Появилось ли желание прочесть другие пьесы?

Вот хотелось бы прочесть Ричарда третьего. Скорее всего прочту. Насчёт других не знаю, как выйдет.

3. Имеет ли вообще смысл читать пьесы, или всё же их нужно смотреть?

Зависит от автора и от постановщика. Некоторые пьесы лучше смотреть. Некоторые лучше читать (обычно там, где много авторского текста, а не только диалоги героев). Конечно талантливая постановка значительно поднимает уровень восприятия произведения. Вспоминаю очень хорошие постановки нашего ТЮЗа где-то конца 70-х, начала 80-х годов прошлого века. Очень хороши были и "Сон в летнюю ночь" и "Двенадцатая ночь", которая была поставлена очень недурственно. Фильм с Лучко, Меркурьевым, Яншиным и спектакль с Неёловой, Богатырёвым, К.Райкиным проигрывают виденному мной тогда варианту.


  • 0

#80 SergDrag

Опубликовано 17 Март 2013 - 22:00  

SergDrag

    Советник гильдии флуда

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишкаФишка
  • 1 067
  • Сообщений: 2 724
  • Откуда:Ивано-Франковск

1. Будете ли возвращаться к пьесе?

Не думаю. Разве что для еще каких-нибудь дебатов. Для себя точно нет. Я люблю вещи, в которых показано самосовершенствование человека, преодоление им трудностей, и самого себя. Я заряжаюсь от них внутренней энергией, что ли. А тут падение.  Вот мы недавно обсуждали "Пролетая над кукушкиным гнездом" - тоже ведь в итоге главный герой умер. Но так книга меня вдохновила, и очень сильно. А "Макбет" утомил.

 

 

2. Появилось ли желание прочесть другие пьесы?

3. Имеет ли вообще смысл читать пьесы, или всё же их нужно смотреть?

Шекспира, по правде говоря, читать не хочется. А вот театр я люблю, хотя и не был сто лет. Все мечтаем с женой, что подрастут детишки, будут бегать по своим делам, а мы опять по театрам. А там уж что будет. Хотелось бы, конечно, смотреть те вещи, которые еще не знаешь. Но если труппа хорошая, можно и классику.


  • 0

#81 FAA

Опубликовано 18 Март 2013 - 11:27  

FAA

    Покровитель изящного слога

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 673
  • Сообщений: 14 903
  • Откуда:Ла Пуш
 

Фильм с Лучко, Меркурьевым, Яншиным и спектакль с Неёловой, Богатырёвым, К.Райкиным проигрывают виденному мной тогда варианту.

По "Культуре" видела и то, и другое...
Каждая экранизация хороша по своему.
Фильм снят *очень серьезно*. Почти *документальное* произведения из эпохи Возрождения ))

А спектакль"Современника" - настоящая комедия! Искромётная и карнавальная! Никаких серьезных страстей и переживаний! Забавны все - от белобрысой красавицы графини Оливии до заполошной девушки-пажа Цезарио/Виолы.
 
  • 0

#82 tfu_na_vas

Опубликовано 18 Март 2013 - 18:15  

tfu_na_vas

    Почетный посетитель

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишка
  • 40
  • Сообщений: 233
  • Откуда:Нижний Новгород

А спектакль"Современника" - настоящая комедия! Искромётная и карнавальная!

А мне после постановки Горьковского ТЮЗа показалась она нудной, неинтересной и без огонька.


  • 0

#83 FAA

Опубликовано 19 Март 2013 - 09:27  

FAA

    Покровитель изящного слога

  • Завсегдатай
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 673
  • Сообщений: 14 903
  • Откуда:Ла Пуш
 

А мне после постановки Горьковского ТЮЗа показалась она нудной, неинтересной и без огонька.

Так ведь я сравнивала с фильмом! И фильм, и спектакль "Совеременника" видела по "Культуре".
Наверно, две театральные постановки лучше сравнивать и смотреть непосредственно в театрах.
 
  • 0

#84 Олаурон

Опубликовано 19 Март 2013 - 21:29  

Олаурон

    Moderator

  • Модератор
  • 3 793
  • Сообщений: 3 108
  • Откуда:Санкт-Петербург

В связи с этим у меня вот какой вопрос появился - отношение ко сну каким-то особым образом характеризует человека? Каким? Как вы сами относитесь ко сну?

Никогда не задумывался о том, что отношение ко сну характеризует человека. Что же до меня, то сон подобен чтению книги или просмотру фильма. Лучшие и яркие запоминаются, похуже и побледнее исчезают в памяти. Это же можно сказать и о продуктах кинематографа или литературы. Жалею ли я время, потраченное на сон? Ничуть.

 

Слово тоже нематериально. Но существует объективно

Я бы сказал, что слово произнесённое - это акустические колебания, слово написанное - это объект материальный, слово подуманное - это электрические импульсы.

 

А давай спросим мнение участников обсуждения: отвращение к убийству - действительно только лишь дело воспитания? Естественно убивать себе подобных?

Естественно - если себе подобные чужие. Хищное или нет, млекопитающее будет защищать свою территорию - свои ресурсы - от посягательств себе подобного чужака. Исключения найти можно, но в общем и целом, пожалуй, это именно так. В конце концов, это ведь обеспечивает выживание индивидуума и тех, кого он считает своими.

 

Коллективный дух людей того времени, думаю, отражался. Какое оно было то время? Сначала первая мировая война, затем революции, после - гражданская, страх, доносы, репрессии. Кого удивишь этим - убей? Это почти норма жизни. Вам не страшно?

Но разве цель искусства призывать к убийству, геноциду и прочему? Искусство - как высшее проявление творчества человека и творческого в человеке, как средство общения между людьми, наконец, как красота жизни.

Мне кажется, что в первой фразе содержится ответ на поставленный вопрос. Нельзя разделять произведение и, если угодно, общественную мораль во время его написания. Т.е. можно - но тогда либо возникнет непонимание, либо обнаружится недоумение, почему это искусство. Однако если прославление войны, убийства было нормальным и поощряемым в тот или иной временной период, то соответствующие произведения без сомнения являются произведениями искусства. Мораль изменится - изменится восприятие произведений - но повод ли это лишать их "ярлыка" искусства? Я бы сказал "нет".

 

1. "Макбет" - трагедия. Как по-вашему, чья это трагедия, в чём она заключается?

Трагедия смертных, оказавшихся во власти потусторонних сил и собственных страстей (в любом порядке).

Впрочем, у меня возник встречный вопрос: есть ли здесь игра слов? Подразумевается ли трагедия как несчастье или трагедия как конфликт?

 

А что бы вы выбрали для себя - войти в историю одним из сотен малозаметных героев, или знаменитым злодеем (имеется в виду - фигурой неоднозначной, но в целом всё же злодейской, как Макбет).

Хороший вопрос, искушающий :) Я хотел бы думать, что выбрал бы первое.

 

3. Шекспир - классика, но у него десятки пьес, а всего классических пьес небось сотни. Большая доля классики знакома только специалистам, мы только слышали названия, ну, может, немного знаем о сюжете. А вот "Макбет" (наряду с пьесами "Ромео и Джульетта", "Гамлет", и в меньшей степени "Отелло" и "Король Лир") продолжает ставиться и экранизироваться. Как по-вашему - почему именно он (и почему другие пьесы) сохраняет популярность?

Он не теряет актуальность, причем не только актуальность глобальную (политические реалии), но и актуальность бытовую (как метко заметил Ushwood, "до чего может довести мужа жена, считающая, что он мало зарабатывает").

 

4. Хотели бы вы посмотреть "Макбет" в театре? Каком? Посмотреть его в разных постановках?

Это было бы интересно. Однако я не театрал, поэтому осознанный выбор "где" и "в какой постановке" вряд ли смогу сделать.

 

5. Хотели бы вы посмотреть экранизацию "Макбета"? Увидеть разные экранизации?

Это было бы не менее, но и не более интересно.

 

1. Будете ли возвращаться к пьесе?
2. Появилось ли желание прочесть другие пьесы?
3. Имеет ли вообще смысл читать пьесы, или всё же их нужно смотреть?

1. Возможно - со временем.

2. Оно уже было :)

3. О, да. В постановках режиссёр привносит - неминуемо - своё видение. Просто чтение пьесы позволяет составить собственное на основе лишь слов автора (и переводчика).


  • 1

#85 ThatOne

Опубликовано 20 Март 2013 - 04:44  

ThatOne

    Champions League prognosista double

  • Модератор
  • 2 262
  • Сообщений: 4 588
  • Откуда:Кемерово
Я бы сказал, что слово произнесённое - это акустические колебания, слово написанное - это объект материальный, слово подуманное - это электрические импульсы.

Вот как раз слово подуманное пока что затруднительно назвать существующим объективно, поскольку проверке почти не поддаётся.

Да и в контексте практически безразлично, было ли оно и каким было (если быть материалистом ;)).

А два первых фиксируются и существуют объективно.

 

Впрочем, у меня возник встречный вопрос: есть ли здесь игра слов? Подразумевается ли трагедия как несчастье или трагедия как конфликт?

Хм... я как-то привык думать, что конфликт - это драма, переходящая в трагедию при несчастьях :unsure:

Пойду читать.



Почитал: ТРАГЕДИЯ — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.

 

В общем-то, примерно то и написано, что у меня :rolleyes:


  • 0

#86 ThatOne

Опубликовано 21 Март 2013 - 03:43  

ThatOne

    Champions League prognosista double

  • Модератор
  • 2 262
  • Сообщений: 4 588
  • Откуда:Кемерово

Я больше ориентировался на словарные определения. Конечно, литературоведческое подошло бы лучше, но дома специализированная литература быстро вряд ли найдётся, а в интернете встаёт вопрос доверия источникам.

Ну и в словарном определении Драматическое произведение ... жизненный конфликт, острое столкновение ... оканчивающееся чаще всего гибелью героя не вижу критической разницы с мои интуитивным конфликт - это драма, переходящая в трагедию при несчастьях.

В любом случае при вопросе чья это трагедия, в чём она заключается? в обсуждении шекспировской трагедии было бы странно подразумевать Тяжёлое потрясение, переживание, несчастье личного или общественного характера.

 

И поэтому я несколько различаю конфликт и несчастие. Чтобы далеко не ходить, возьму пример из ответов: Дункан. Я вижу трагедию Дункана как несчастье, но вот конфликта никакого там не вижу. Дункан - жертва конфликта, происходящего с другими, а не участник.

Потому что трагедия - "Макбет", а не "Дункан" ;)  Трагедия второстепенного по сюжету персонажа естественным образом является подразумеваемой, а не описываемой.


  • 0




Привет!

Насколько мы поняли, вы используете блокировщик рекламы в вашем браузере. Скорее всего, это AdBlock или AdBlock Plus.

Учитывая, сколько агрессивной рекламы можно встретить на различных сайтах, это, возможно, и оправданно.

Однако Riot Pixels — пока ещё небольшой сайт, мы существуем в основном на деньги, получаемые от различных рекламодателей. Пользователей же с установленным AB/ABP на Riot Pixels сейчас — более 30%. Это очень много.

У блокировщиков рекламы есть еще одно плохое свойство — у вас может «поехать» дизайн или перестанут показываться скриншоты.

Мы не хотим предпринимать активных действий в отношении блокировщиков рекламы (например, закрывать контент) — это не по-человечески. Однако и безучастно смотреть никак не можем. Поэтому у нас к вам большая просьба — пожалуйста, внесите Riot Pixels в «белый список» вашего блокировщика. Это поможет нам и дальше жить и развиваться, а вам ничего не будет стоить.

Спасибо!
Команда Riot Pixels.