Забытое серебро. «Сталкер» (1991)

Автор: ДЕНИС ГАЛАНИН

Десять лет назад украинская компания GSC Game World выпустила игру S.T.A.L.K.E.R., ставшую в итоге одной из популярнейших и успешных на постсоветском пространстве. Но сейчас уже мало кто помнит, что первый проект по «Сталкеру» был сделан еще советскими программистами в 1991 году. В интернете почти невозможно найти информацию об этом, а авторы и участники тех событий не любят давать интервью.

Все началось в 1990 году, когда во время очередной зарубежной командировки советской делегации была продемонстрирована самая современная на тот момент компьютерная игра Prince of Persia. Красочная графика, плавные анимации и увлекательный игровой процесс произвели неизгладимое впечатление на партийных деятелей, среди которых оказался и один из заместителей председателя Госкино СССР.

Prince of Persia

По возвращении в Союз было издано распоряжение «наладить производство развлекательных и игровых программ для ЭВМ на основе творческого и культурного наследия советской кинопромышленности». Стоит заметить, что расчет изначально делался именно на иностранную аудиторию, т. к. учитывался положительный опыт внешнеторговой организации «Электроноргтехника». Более известная как ELORG, она с 1988 года занималась продажей лицензий зарубежным компаниям на производство игр под маркой «Тетрис».

Исходя из поставленной задачи, в качестве основы для первой игры решили взять эпопею Сергея Бондарчука «Война и мир» как одну из самых известных и популярных за рубежом советских лент (премия «Оскар» в 1969-м). Хотя достаточно быстро стало ясно, что это неудачная идея. Опыта в разработке было еще мало, а материал для адаптации оказался очень сложным. Бондарчук потратил шесть лет на съемки, тогда как игру требовалось сделать за 1-2 года. Но альтернатива нашлась — отмеченный призом Каннского кинофестиваля фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Выбору «Сталкера» как первоисточника способствовал тот факт, что после смерти режиссера в 1986 году его кинокартины больше не находились под запретом в СССР.

Скриншот игры. Сталкер, Писатель и Ученый.

Для создания игр был сформирован «Отдел разработки перспективного ПО», куда приглашались в основном сотрудники ВЦ АН СССР. Именно в стенах этого учреждения в 1984 году родился «Тетрис».

Из-за недостатка информации сложно судить о трудностях, с которыми столкнулись начинающие игровые разработчики. Но можно точно утверждать, что концепция была инновационной для своего времени. Игрок управлял не одним, а сразу тремя персонажами — по очереди. Сталкер, Писатель и Ученый — как в фильме. Главная особенность заключалась в том, что каждый персонаж обладал уникальными способностями и умениями, отсутствовавшими у остальных героев. Например, Сталкер мог кидать гайки для обнаружения опасных зон и невидимых ловушек, у Писателя был пистолет, а Ученому достался рюкзак для хранения и переноски найденных предметов. Уровни строились таким образом, чтобы игроку приходилось комбинировать способности персонажей. Невозможно было пройти уровень только одним членом команды. Игра всегда требовала логического мышления и умения правильно выстроить взаимоотношения.

Скриншот игры. Сталкер и одна из странных ловушек Зоны.

К концу 1991-го разработка вышла на финальную стадию. Но тут случилось неожиданное. В декабре того же года Советский Союз официально и окончательно прекратил свое существование. В атмосфере всеобщей неопределенности и надвигающегося хаоса создание игр оказалось маловажной задачей. Финансирование прекратилось, и отдел был фактически распущен. Используя открывшиеся возможности, несколько человек, работавших над «Сталкером», в 1992 году эмигрировали в США.

Интересный факт: в 1993 году американская компания Silicon & Synapse выпустила проект The Lost Vikings, в которой игрок управлял и выстраивал взаимодействие между тремя викингами, наделенными уникальными умениями.

Lost Vikings

На сегодняшний день исходный код и вся информация о «Сталкере» считаются утерянными. Возможно, в подвале какого-нибудь НИИ на стареньком, потерявшемся под слоем пыли компьютере еще сохранилась последняя копия этой некогда легендарной игры…

  • chaotikevil

    Чот похоже на шутку юмора по мотивам. Причем такую себе.
    Это, конечно, авторская колонка, все дела, но как по мне — такому место в бложике.

  • Эту игру сейчас бы в Steam за 30 рублей с 10-ю карточками и 5000 достижениями… Мамкины бизнесмены оторвали бы с руками.

  • P-ff

    Задник из Another World утянули?)

  • LinDze

    Уличная легенда что ли?

  • Garret_Hawke

    Как обычно, Близзарды всё сперли.

  • Garret_Hawke

    Тайна НКВД

  • art477

    Вот и я даже на календарь лишний раз посмотрел, вроде не 1 апреля… Для шутки вроде как-то не сильно смешно, для серьезного материала — хоть какой-то конкретики и хоть одной ссылочки не помешало бы)

  • Wolf_Plague

    Тэг Mockumentary
    Петросянская шутка про Войну и Мир очень быстро все проясняет еще до скриншотов.

    Try Again? Y/N

  • Garret_Hawke

    Я видел эту игру полностью, жалко ученого, он кричал: «Сталкер, я люблю тебя и не хочу умирать!»

  • Это что. Советские разработчики разрабатывали даже серию игр по вселенной Сапковского.
    До релиза дожила лишь одна.
    На приведённом скриншоте из старых советских архивов — Геральд верхом на Плотве подъезжает к осаждённому монстрами замку
    https://i.ytimg.com/vi/jAmUmK7VfM8/maxresdefault.jpg

    А тут они сражаются с веровольфом подхватившим желтуху
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f5/Konek_Gorbunok_videogame.png

  • Slauka

    Зачем это здесь? Похоже на псевдоисторический фейк. Или будущая раскрутка для кикстартера? Не хватает только булшотов сталкера (2007) на движке дума.

  • leet it b

    Что это?
    Зачем я это прочитал и где кнопка «отписать» от этого канала?

  • Damon

    Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

  • Timks

    И главное ни одного упоминания раньше. Это самое подозрительное. Не могу поверить, что при разработке «сталкера с точками» никто про эту игру ни разу не вспомнил.

  • art477

    И вообще, Галанин сильно явно полится: физиономии у сталкеров точь-в-точь, как у персонажей Гамлета-Кафки)

  • Timks

    Скриншоты и инфа. Ученый таскает вещи, но инвентори у всех. Где пистолет? Пиксельарт выгляит как современный, как в каком нибудь годвотчинге, а не как рисовали тогда. Еще скрины есть? Или только вот эти два, на чердачке где репетировали битлз?

  • Felix

    Ленин — гриб!

  • Shmortex

    Интересно, что означает «Кадр — 05»?
    Это счетчик FPS?))

  • Chazm

    Студеная былина.

  • Konstantin Kim

    Почуял, что здесь что-то не так при виде «скрина», цвета на котором выходят далеко за пределы возможности EGA-палитры.

  • Shepgrade

    а мне понравилось. думаю, так все и было.

  • ParasaitoShinguru

    На самом деле, игра по Сталкеру в СССР действительно была, только для программируемых калькуляторов.
    В журнале «Техника-Молодёжи» в конце 80х был постоянный раздел, про программирование на калькуляторе, в том числе и разных игр. И там действительно была игра по Сталкеру — нужно было пересечь Зону (10 на 10 квадратов, в которых случайно располагались аномалии), используя ограниченное число гаек. Гайку можно было бросить в соседнюю клетку, обнаружив таким образом аномалию, или попытаться зайти туда не глядя.
    Сейчас у меня нет времени, но я постараюсь найти номер с этой игрой.

  • http://cs.pikabu.ru/images/big_size_comm/2013-01_1/13573202576503.jpg

  • Shmortex

    Написал коммент, который Редгард залайкал, а дискас отправил в спам :^D
    Неисповедимы пути…

  • Shmortex

    Это же получается игра, концептуально близкая Саперу.

  • Ахаха 🙂 Сейчас верну.

  • Вероятно, за косячки 🙂

  • Timks

    Я настолько взрослый, что засмотрел это прям по телеку. Тихий дом. Был в шоке пока они не спалились и не стали ржать. Сейчас уже сложно понять, но тогда вотум доверия к телеку правда был ломовой. Но вот даже сейчас, когда читал статью несколько минут верил, блин.

  • Shmortex

    Суровые у него фильтры. Прям Милонов.

  • Scrawder Man

    Самое интересное это потом найти, что ИИ посчитал в твой комменте недопустимым.

  • Wolf_Plague

    Огромные визуальные элементы без тайлинга туда же.

  • Timks

    Меня стиль спрайтов насторожил прежде всего — он современный. Да и носы эти где то видел, потом art477 напомнил, точно Гамлет.

  • ParasaitoShinguru

    Благодаря этим скриншотам я только что узнал о существовании советского игрового автомата ТИА-МЦ-1 1988 года, и о том, что игры для него эмулируются MAMЕ.
    Кто бы мог подумать.
    http://moscowwalks.ru/sasha/15kop/image23.jpg

  • John Connor

    Эта игра — прародительница всех игр про Ктулху и тентакли https://uploads.disquscdn.com/images/3951ed38eb488e24ed141d78fdc8260e4096ef2a25f29707c53342a6796a9061.jpg

  • Scrawder Man

    Тут кто-то исходник Van Buren уронил. Никому не нужен? В комплекте идет Корсары 4 и что-то_там три.

  • Моя первая из электроник 🙂

  • ParasaitoShinguru

    Нет, вот эта.
    https://uploads.disquscdn.com/images/36218af7775be69f25e6639ae56de4dc46cd7f805e14b8e567eb29286a72beb4.jpg

  • Scrawder Man

    Ньярлототеп тебя побери, но почему кнопок две, а не четыре? Опять оказуалили?

  • icanix

    Кто-нибудь может объяснить, зачем это было написано и где надо смеяться? Я серьёзно спрашиваю, мне правда непонятно

  • ParasaitoShinguru

    А ещё была вот такая игра на Спектруме.
    http://viva-games.ru/wp-content/uploads/zx-spectrum/screens/load/S/Stalker_2.gif-384×288.png
    http://viva-games.ru/wp-content/uploads/zx-spectrum/screens/in-game/S/Stalker_2.gif-384×288.png
    http://viva-games.ru/wp-content/uploads/zx-spectrum/games-maps/s/Stalker_2.png

  • Felix

    Там поди еще и QTE есть.

  • скорее экран/уровень

  • leet it b

    на спектурме не православно, только хардкор, только БК
    http://www.bk001x.ru/BK0010/Screens/Games_ASM_S-01/Stalker-01_542.png
    http://www.bk001x.ru/BK0010/Screens/Games_ASM_S-01/Stalker-02_542.png
    http://www.bk001x.ru/BK0010/Screens/Games_ASM_S-01/Stalker-04_542.png

  • ParasaitoShinguru

    Ещё на УК НЦ (Электроника МС 0511) была текстовая бродилка по Сталкеру.
    http://uk-nc.narod.ru/Stalker-02.gif
    http://uk-nc.narod.ru/Stalker-03.gif

  • John McClane

    Не ожидал от RP такого наглого фейка
    RP! Такие вбросы не лучший способ поднять себе пропавшую совсем популярность!

  • Shmortex

    Кстати, вопрос к Денису: как выглядит распродажа на стиме с точки зрения разработчика? Увеличился ли денежный поток?

  • Dima Trushin

    На втором абзаце сломался покер-фейс автора. Его бы переписать и куда правдоподобнее было бы.

  • John McClane

    RP уже не торт, совсем не торт)

  • Lev Serebryakov

    Не льсти себе, это называется настолько старый. Я такой же. Только к моменту просмотра этой передачи я уже несколько лет как был хорошо знаком с Курёхиным и его творчеством, так что шока не было, был здоровый ржач с самого начала.

  • Bishop

    Верил до задников из AW

  • Viktor Kryshtalev

    Да , что может быть круче сделанного в институте ракетных войск стратегического назначения )))

  • John Connor

    бездушное ААА ©

  • Алекс М

    Да он давно уже не торт. Как вся старая гвардия писать статьи перестала, читать стало нечего. Сейчас только стримы и вот такие тексты. Захожу только комменты к новостям почитать.

  • John McClane

    А куда она делать Старая Гвардия? Перестали играть? Повзрослели? Ведь был такой задор и амбиции?!

  • Windigo

    Графен 2017-го года выдает подвох с потрохами.

  • Алекс М

    Ну поскольку сами они ничего читателям не сообщают остается только догадываться. Лично моя версия надоело писать за еду, нашли какие-то новые возможности заработка. Потому что Nomad вон писал что в игры поигрывает к примеру. Но рецензии сюда не пишет. Энтузиазм кончился у людей. Но еще раз повторюсь, это только мои догадки.

  • Maxim Max

    Я статью особо не читал, т.к. тема не интересна, а вот комментарии прочел и чето впал в прострацию.

  • Maxim Max

    А такие наивные люди, как я, могут во всё это поверить! Спасите наивных людей от дезинформации!

  • Maxim Max

    Это для начинающих осьминогов. В продвинутой версии 8 кнопок.

  • truealex555

    Статья интересная. Только у вас ошибки теперь в статьях проскакивают. «По возвращению», «решили взять эпопею Сергея Бондарчука «Война и мир», как одну из самых…».

  • P-ff

    В детстве резался в него в холле гостиницы «Прикамье» (это в Перми). Приходилось отстаивать неслабую очередь из пацанов.

  • maltshik

    Ведьмак — РПГ!

  • UntooN

    Я сперва ничего не понял, но потом прочитал коменты, и снова ничего не понял.

  • Timks

    Шин! Вот написал бы ретровью про сталкеров на RP, вместо этого детского развода. Не забывай! RP ищет авторов!

  • Вячеслав

    «WIDE SCREEN»
    Йееее…

  • Ох уж мне эти 30и летние старцы…

  • John McClane

    А за счет чегокого существует, если так можно сказать, RP?

  • John McClane

    После такой «статьи» понял, что Буйные Пиксели стали настолько буйными, что им пора успокоиться и хорошенько подумать — что делать и как делать?

  • Алекс М

    Ну я думаю что за счет рекламы на сайте и энтузиазма тех кто еще на сайте остался. Только по видимому и того и другого с каждым годом все меньше.

    Ну а если точная информация нужна то это только у хозяев сайта спрашивать.

  • Ivan Flamberg

    Блин, а я все думаю, что он мне напоминает!

  • Ivan Flamberg

    Это запоздалая шутка к 1 апреля?

  • Реклама + юзерские взносы на стримах.

  • Timks

    Два раза не чекнул интеллект. В следующий раз на кубики подуй.

  • Timks

    Леву ближе к полтиннику и не известно с какой стороны.

  • Shepgrade

    у меня подборка науки и жизни за лет за пять дома лежит, отец собирал когда-то, и помню очень любил в детстве просматривать эти игры для калькулятора и пытаться понять логику, это казалось тогда просто невероятным
    вообще и сейчас люблю листать журналы тех лет, смотреть чем люди жили тогда, какая-то приятная тоска накатывает

  • Garret_Hawke

    Только на Феликсе, родимом, и держится RP.

  • Garret_Hawke

    Мне гораздо интереснее почему ещё существует AG.

  • Кенк Екнукен

    +еда за рецензии хD

  • Кенк Екнукен

    ну так это же в духе RP — все уже в игру поиграли вдоль и поперек, а они только выкатывают рецензию. Конкретно эту статейку писали к 1 апреля, но «…не шмогла я, не шмогла».

  • Shmortex

    Там тоже баннеры висят. Может пока отбивает затраты на хостинг — и ладно. Я смотрю, там народ до сих пор на форуме чего-то обсуждает, хотя на самом сайте уже даже и новости полгода как бросили писать.

  • Haru

    А вот еще для подборки 😉
    https://uploads.disquscdn.com/images/b5a7c3456a193066692cde65d3611ade3685f19962c362e2d96c6bc15b5cb82c.png

    https://uploads.disquscdn.com/images/5be93ea3a998bdf0feb04dca4f477927cf3a439b3005edcbd73444637b48be70.png

    https://uploads.disquscdn.com/images/1c41c4e9362f218618870ac6ae442c38f5dcefaa00c10c50bf097d103594d605.png

  • Haru

    http://www.old-games.ru/game/5334.html

  • ennead

    Я смотрю, Геральт покрасился

  • Aleksey Dyukov

    «Техника — Молодёжи» > «Наука и Жизнь». Ну а уж «Моделист-Конструктор» вообще топчик.

  • Santjago

    Узбагойся, все тут в курсе, что почти все игры серии «Электроника» — суть цельнотянутые у Nintendo девайсы. Не можешь удержаться, чтобы не швырнуть какашечкой в СССР.

  • Shmortex

    —Тётя, а «Наука и жизнь» есть?
    — Наука есть, а жизни нет. У меня мужик прошлой зимой застудился на рыбалке. Теперь так — не супруг, а сувенир. Только усы стоят. Если бы не вы, солдатики, хоть плачь. Пойдем, щекастик, ко мне в подсобное помещение, я тебе барбарысок насыплю.
    — Нет, вы уж лучше дайте «Технику — молодёжи».

    -ДМБ

  • LinDze

    работают. вон, Бобик иногда пишет на разные тематики, разве что

  • LinDze

    он переводчик же видео игр, и многое играл во время перевода да так, что тяжело вменяемую оценку игре дать

  • LinDze

    там недавно была тема о возрождении АГ

  • LinDze

    пытаюсь донатить по возможности, но каждый стрим довольно накладно получается

  • banner57

    Сурово, жаль что союз некстати развалился, ради такого эпика мог бы и повременить.

  • banner57

    Мне кажется что они к своему 35-летию вдруг осознали что писать про игры за 30к в месяц — это днище донское.

  • ParasaitoShinguru

    Да, нужно признать, в СССР были и свои, не имеющие аналогов решения, которые Нинтенде даже и не приснились бы.
    http://www.rw6ase.narod.ru/00/doz/altair.jpg

  • Timks

    Аааааа! Круть! А это под что? Когда?

  • Slauka

    Сидел на аг, когда еще не было высокосоростных соединений, развитого видеоконтента и первых обзорщиков. Даже когда всё это появилось, всё-равно на сайте была уютная атмосфера и удобный дизайн. Нынешний сайт похож на какой-то блог. Но раз это блог, то добавили бы пользовательские блоги с отдельным разделом, что то типа «этого», а не на главной.

  • Santjago

    Ты, как всегда, не понял ни сути поста John Connor, на который отвечал, ни сути моих претензий. John Connor, в тему статьи, выставил в качестве «прародительницы жанра» фотку игрушки, которой большинство из нас если и не владело, то, как минимум, щупало своими руками в детстве. В этом соль шутки, а не в том, кто у кого слизал геймдизайн и «схему электрическую принципиальную» (с). Ты же своим либеральным умишком смог представить только гипотетическое восхваление советских достижений, которое во что бы то ни стало нужно опровергнуть )

  • UntooN

    да вы «шутник» однако. Вы небось и на риторические вопросы ищете ответ)

  • Timks

    Не очень острая, но красивая, добрая, гиковская шутка отсылающая к ритуалам DnD. А ваша стандартная полемическая подколочка с кавычками и однако — противная.

  • AlBo

    Еще был «Юный техник», но он более попсовый. И его хардкорное приложение «ЮТ для умелых рук» (впоследствии — «Левша»).

  • AlBo

    Я в эти игры даже играл. Помню, была охота на лис. А еще были мультики…

  • AlBo

    Блин, я помню эту игру! Вечер раскрытия папок памяти…

  • Так если всё утеряно, скрины то откуда?

  • John McClane

    А нынешний состав РП? Кто еще со старого АГ работает над РП? Или уже никого со старого АГ не осталось?

  • А я в Луганске на автовокзале. Очереди кстати не было, правда это уже по-моему как раз был год 90-91й.

  • Ага, помню там «Игротека ЮТ-Магия» со всякими загадками и ее «консультант, профессор магии, математик и полиглот Кристобаль Де Кубик». Помнится, у многих тогда бомбило, типа — Кубик не настоящий, его не существует, нас обманывают!! И таки вроде, в одном из поздних номеров таки признали что Кубик фейк.

  • Помнится, такие часто в самолетах Аэрофлота давали играть во время рейса.

  • Поднятие посещаемости?

  • Романелло Кивогенс

    Не отказался бы от постоянной рубрики о вымышленных (пост)советских играх, которые не появились на свет. По мотивам известных фильмов и событий, с аллюзиями, реминисценциями и чудом сохранившимися скриншотами, которые до боли что-то напоминают…

  • Да и стримы скукота.

  • Игры такая штука, что все-таки со временем к ним теряется интерес. А сейчас еще наверное чтобы хорошо зашибать на этом, нужно пилить контент сутками как какой-нибудь Логвинов или БлексильверУфа.

  • AlBo

    Да они особо и не скрывали, вроде, что «царь ненастоящий». Это читатели постоянно пытались угадать кто он, основываясь на «фотороботе», который был похож на кого угодно.

  • Forgotten Silver

    http://cccp-kino.narod.ru/image/skazka_o_poterjannom_vremeni.jpg

  • John McClane

    Да скорее всего так и есть. Сам столкнулся с этим уже(
    «The world is changed»(Galadriel, lotr)
    И игры уже не те, и сайты, и те кто в них играли, все остальное…
    Блин, почему же нет ничего нового на замену старому?!

  • Damon

    Первый Всегалактический и, кроме шуток, лучший на все времена игрожурнал ИГРА.ИКЗИ (уже много лет как покойный) помнится, устраивал конкурс «Игры, которых нет», один из победителей даже впоследствии стал то ли штатным, то ли вне- сотрудником (кажется, Вениамин Шехтман, но не уверен). Лень искать номер, но думаю, гугл все помнит. Было время…

  • Wolf_Plague

    — ДОРОГАЯ, ГДЕ ДЕТИ?!
    — ЧИСТЯТ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР!
    — ВЫПЬЕМ ВОДКИ!

  • deus ex machina

    Это когда стрим смотрит 60 — 70 человек не лучший. А так вполне даже нормально. Выгоднее ютуба, особенно после того как рекламу там стали зажимать.

  • deus ex machina

    Чтобы хорошо зашибать на этом нужно ножки раздвигать широко как Логвинов какой нить или блексильвер.

  • deus ex machina

    Ну и зря народ накинулся. Нормальный такой фейк, эксперементируют ребята. Только конечно все в кучу сваливать (рецензии, блоги, это вот, впечатления) как то некомильфо.

  • Starkillerus

    У тебя хороший слог!

  • humvee3d

    Там еще и финальный ролик был, точно вам говорю.

  • LinDze

    мы имеет то что имеем, так что..

  • invector

    AG, я уверен, не только отбивает затраты на хостинг, но и приносит неплохой доход. Сайт на 1796 месте по трафику в Рунете (рейтинг Alexa). Это довольно высоко. Когда произошел тот прискорбный инцидент со старой командой, был где-то в районе 5ой сотни. При таком раскладе и полной заморозке сайта речи об «отбить затраты на хостинг» даже нету, сайт прекрасно должен окупаться.
    Тот же RP ниже AG в этом рейтинге (2412 место сейчас)

  • invector

    Уверен, что Nomad на AG писал не за 30к уж точно. Я думаю, что формат потихоньку вымирает. Все менее интересно становится аудитории читать такие сайты, все больше смотрят YouTube и стримы. Новый сайт так и не добился приемлемого уровня популярности. Аудитория становится все уже. Но тот же Nomad легко со своим опытом и со своим слогом мог бы писать на другом сайте, наверное, действительно надоело.

  • Shmortex

    Интересно, почему мертвый сайт опережает живой? Неужели люди чаще ходят читать рецензии на старые игры? Ну не по ссылкам же с лурки там переходы )

  • banner57

    Номад зашкварен после своего очевидного 69 с ЕА. Я хз какое приличное издательство возьмет его после такого позора. Ему остается податься во фрик-блоггеры с караванной тематикой, в которой он засветился у коммьюнити.

  • Sergei

    Н — клавиша «ИДЁТ НАЧАЛЬНИК»

  • Sergey Protasov

    Отличное чтиво спасибо автору! 🙂