Рецензия на Final Fantasy Type-0 HD

logo-final-fantasy-type-0-hd-reviewАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Type-0 могла стать самой мрачной Final Fantasy. Жестокая битва народов (ролики стилизованы под военную кинохронику), море крови, безвозвратные потери. Жаль, что все это было предназначено для немощной PSP. И Японии. Но когда в 2015 году ее выпустили на Западе (с приставкой «HD» на PS4, Xbox One и PC), стало понятно, что портативное прошлое – не единственная проблема долгожданной JRPG.

Операция «Детский сад»

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG (Action/RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Final Fantasy (сериал), Crisis Core: Final Fantasy 7, The 3rd Birthday
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4, PC

В мире Ориенс существуют четыре государства, каждое из которых черпает уникальные силы из собственного Кристалла. Так, например, Доминион Рубрума силен в магии, а Империя Милитеси – в науке и технологиях.

В один прекрасный день глава Милитеси – маршал Сид – разворачивает крупномасштабное наступление на соседей. Имперцы изобрели устройство, которое полностью обезоруживает воинов Рубрума, полагающихся исключительно на колдовство. И тогда на защиту родины встают кадеты секретного Класса 0: юнцам для чудотворства помощь Кристалла не нужна.

Задача проста: с двенадцатью вундеркиндами (и еще двумя новичками) пройти сквозь огонь, воду и коридоры баз Милитеси. Удивительные бойцы – главная надежда страны, пусть многие относятся к ним с непониманием и даже недоверием. Загвоздка, впрочем, не в том, что мальчики в глаженых брючках и девочки в опрятных юбочках играючи расправляются с механизированными дивизиями Сида. Создав идеальные условия для интересной истории, Square Enix благополучно упустила шанс рассказать ее.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy Type-0 HD

Сценарий – как и подобает приличной RPG – объемный и полный деталей, почти у всех NPC минимум по одной реплике, только в этот мир невозможно поверить. Взять хотя бы сам Класс 0 – каждый герой олицетворяет конкретную черту характера, которая демонстрируется при первой же возможности, да так потом и всплывает по любому поводу.

Лишь в самом конце кому-то из команды Хадзиме Табаты пришло в голову показать нам, как общаются ребята внутри класса, что у них действительно есть какие-то человеческие эмоции и переживания, но этого, конечно, мало. Зато остальное время – десятки часов! – занимают абсолютно странные и нелогичные сценки. Будь то попытка выдавить слезу, нагнать пафоса или раздуть конфликт на ровном месте – Type-0 почти всегда нелепа и неубедительна.

Еще важнее то, как все это подано. 90% игры мы вкушаем народно-освободительную войну с элементами мыльной оперы, чтобы в финале внезапно узнать, что суть-то вообще в другом. Многое упоминается мимоходом, за информацией надо заглядывать в специальный справочник, но раньше успешного повторного прохождения понять происходящее не получится.

В интервью сайту Gamespot Табата на вопрос «что бы вы исправили в Type-0, если бы у вас было больше времени?» среди прочего отвечает: «Тщательнее поработал бы над повествованием и сделал бы историю более понятной». Эти слова иначе как издевательством не назовешь, ведь неплохие задумки пали жертвами детских ошибок. В Ориенсе люди мгновенно забывают человека после его смерти. Этого уже хватило бы на настоящую драму, но – увы.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy Type-0 HD

Ядро кризиса

Впрочем, Type-0 хотя бы не упала до уровня Final Fantasy 13. В ней есть многое из того, что так любят ценители «финалок»: большая карта мира, ездовые птицы (чокобо), летающие корабли, призываемые существа (эйдолоны) и т. д., и т. п. Да и динамичная боевая система, напоминающая о других работах Табаты для PSP (Crisis Core: Final Fantasy 7 и The 3rd Birthday), бросает хоть какой-то вызов игроку.

Вне заданий мы вольны бродить по академии, болтать с ее обитателями, выполнять побочные миссии (какая дикость: одновременно в журнале может быть не более одного второстепенного поручения!) и гулять по пустынному Ориенсу, натыкаясь на невидимые стены и встревая в драки со случайными монстрами. Но когда приходит приказ сверху, необходимо без промедления собирать вещички и отправляться на передовую.

Все операции – череда схваток в очень стесненных условиях. Бои в Type-0 проходят в реальном времени. Подобно героям Toukiden или Dark Souls, кадеты прыгают вокруг врагов (хорошо, что не всех, а только сильных), выжидая удобный момент для удара. Игра сама подскажет специальной отметкой, когда нужно атаковать: сделав все правильно, вы нанесете огромный урон или убьете противника.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy Type-0 HD

Возможных тактик много, ведь у каждого «ноля» свое оружие и умения. Одни полагаются на пистолеты или луки, другие рвутся вперед с мечами и копьями, и все способны применять знакомые фанатам Final Fantasy заклинания. В драке участвуют трое подопечных, между которыми можно переключаться. Если кто-то погибнет («спасибо» дурному ИИ) – не беда, в резерве сидят его одноклассники. Из этого, правда, следует, что не стоит «прокачивать» исключительно 2-3 любимчиков. К счастью, недалеко от кабинета Класса 0 расположена арена, далеко ходить за «гриндом» не надо.

Да особенно-то и не тянет: квесты по доставке предметов и убийству 10 монстров одного типа – не то, чего ждешь от современных RPG. Есть еще «стратегическая» мини-игра на глобальной карте, отдаленно похожая на примитивную MOBA: вместо башен – города и базы, а бесконечные потоки войск можно перенаправлять на нужные цели. С одной стороны – разнообразие, с другой – тоска.

Королевства кривых лиц

Графика лишь усугубляет общее негативное впечатление. Порт с PSP на PS4 – это еще не приговор, многое можно было бы простить, но за что? В оригинале Type-0 тоже не блистала, а на серьезных платформах технические недостатки сразу лезут в глаза. Подземелья унылы и не запоминаются. Города в мирное время представляют собой закутки, заполненные дюжиной местных жителей.

Симпатичных локаций крайне мало, обычно же окружение обтянуто размазанными текстурами уровня PS2, а персонажи – и вовсе болванчики из конца 90-х годов. Главные действующие лица смотрятся достойно, но на каждом шагу в кадр попадают статисты, чьи уродливые рожи совершенно не смутили японцев, клеивших на свою поделку ценник «60 евро». Бонусная демо-версия Final Fantasy 15, идущая в комплекте, явно того не стоит.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy Type-0 HD

Камера любит чудить, хотя с ней все же можно совладать благодаря автоприцелу. А вот во время сценок поправить оператора не удастся, так что захватывающих дух ракурсов не ждите – только «говорящие туловища». То, что должно было стать эпической и жестокой трагедией, оказалось вялой любительской постановкой.

* * *

Любопытная история загублена глупым сценарием. Узнаваемые элементы сериала не нужны в скучном мире. Боевая система толком не раскрывается – слишком все однообразно. Разве что музыка традиционно хороша, но она заслуживает намного лучшей игры, чем Final Fantasy Type-0 HD.

Оценка Riot Pixels45%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Final Fantasy Type-0 HD
Author Rating
31star1star1stargraygray
  • Chazm

    jrpg being jrpg

  • ParasaitoShinguru

    Ваши скриншоты не раскрывают в полной мере всю суть Type 0, вот правильный:
    http://i.imgur.com/57PSYTx.jpg

  • Oleg Kubaneishvili

    Так и думал. Если и буду когда-нибудь проходить, то только на своей PSP, где данное творение выглядит более уместно.
    А ведь после любимого мною Crisis Core я ожидал большего

  • Jorg Fischer

    <<Впрочем, Type-0 хотя бы не упала до уровня Final Fantasy 13. В ней есть многое из того, что так любят ценители «финалок»: большая карта мира, ездовые птицы (чокобо), летающие корабли, призываемые существа (эйдолоны) и т. д., и т. п.

    Всё это есть и в FF13, просто нужно пройти линейный 40-часовой пролог.

  • Someone132

    Правильное JRPG только походовое, в том самом стиле который недавно лучше всего демонстрировала Darkest Dungeon. Все эти нелепые закосы под слэшер к жанру не относятся и выпотрошили финалку быстрее всех остальных нелепостей. Может Xenoblade еще и неплохой открытый гриндослэшер, но за него пусть отвечают владельцы всяких Wii.

  • Mikk5505

    Управление на ПК просто ужасное. Мышь так и не прикрутили. При боевке в реальном времени это приговор. Хотя смогли же сделать нормальное управление в ФФ13 и ФФ13-2, а там это и не особо было нужно, поскольку боевка пошаговая (почти).

  • Scrawder Man

    Теперь вас посадят на 10 лет. И редакцию посадят. И разработчиков…

  • povis

    «Впрочем, Type-0 хотя бы не упала до уровня Final Fantasy 13.»
    ФФ13 — это лучшая финалка и лучшая жрпг на все времена.

  • Devil2210

    толсто

  • Mikk5505

    Серьезно? И даже смайлик не поставил…

  • old katarn

    Смешная шутка. Сколько этого в ФФ13 и сколько — в нормальных ФФ?

  • povis

    Абсолютно серьезно, фф13 для меня первая жрпг и первая игра в серии и я ее просто обожаю. Со мной согласны 72% из 6500 игроков оставивших отзывы в стиме.

  • old katarn

    Эти 72% не называют ее лучшей жрпг, а просто рекомендуют. Разница очевидна.

  • ParasaitoShinguru

    Законопроект Мизулиной ещё не приняли же, так что пока гуляем.

  • Ну вот, закончили дискуссию » ваша RPG — это не RPG!», теперь можно и к jrpg приступить 😀

  • Chazm

    «Любая jrpg не rpg», для начала.

  • ParasaitoShinguru

    В финалках вроде бы всегда в первой половине игры тащили по сюжету, и только ближе к середине позволяли идти/лететь куда хочешь. Просто в 13 это совсем уж утрировано. Зато удалось красиво сыграть на контрасте: линейно-коридорный клаустрофобичный Кокон и открытый внешний мир Гран Пульса.

  • old katarn

    Что там открытого-то? Там ничего нет. Поляна с монстрами. Она просто насквозь пробегается. Не хочешь охотиться — даже и не заметишь этот Гран Пульс.

    Это не просто утрировано, это совершенно неожиданно полная противоположность предшествующей ФФ — 12ой. В 10 тоже какое-то время тащили за руку, но там и головоломки какие-то были, и мини-игры. И сюжет все-таки лучше. Здесь же все это терпеть можно было только по незнанию, в надежде, что будет лучше. Ну и еще графика с музыкой хороши были. Для 2010 года.

  • ParasaitoShinguru

    Учитывая, что практически все, в том числе и современные, jrpg следуют шаблону, заданному ранними частями Ультимы и Визардрей, это довольно спорное утверждение.

  • ennead

    Кодзима ушёл, потому что ему не разрешали делать такое в своих играх

  • ETA

    «для меня первая жрпг и первая игра в серии»
    Дальше можно было не говорить

  • ParasaitoShinguru

    Двенадцатую часть я считаю одной из лучших, но она, всё-таки, очень нетипичная для серии. А в 13 просто решили немного поэкспериментировать с подачей сюжета, вышло не очень, ошибки учли и в 13-2 всё поправили.

  • Разумеется. Любая нормальная современная CRPG — не древняя CRPG, которая в свою очередь не бумажная RPG. Полагаю, это очевидно :/

  • old katarn

    Все поправили? Еще раз старые модели-локации использовали, сократили число персонажей в партии и т.п., и т.д. Нет, она, конечно, лучше 13, но оказаться еще хуже 13 — это надо было постараться.

  • vsegdaprav

    Главные действующие лица действительно смотрятся достойно, автор не врал в рецензии

  • vsegdaprav

    Чем она лучше-то? Вместо хоть какого-то сюжета бред про перемещения во времени, это что, Терминатор? Смахивает на большое DLC для FF13. Все что ещё не убили в 13, добили в 13-2

  • old katarn

    Она свободнее в плане геймплея. Сюжет у нее не хуже ФФ13, которая вся состоит из фокусов-коконов, а заканчивается вопреки логике собственного мира.

  • Я уже второй месяц слышу слухи о том, что Зайцев ушел, а рецензии все выходят и выходят.

  • ennead

    http://i.blogs.es/10723b/hideo-kojima-1/450_1000.jpg

  • Flava Flav

    https://www.youtube.com/watch?v=AzsiE44Lz_w

  • D K

    Может и не лучшая (я так больше восхищён 9-й =), но в ней абсолютно точно нет ничего ужасного, и я не понимаю за что её все хают. = )

  • ennead

    Vlad, the dearest of all my friends

  • Top

    Я уйду, но не уйду, потому что уважаю ваших коллег (с)

  • Pintchuk Alexey

    Системные требования в стиме удивляют. 560 Ti — для запуска? 750-ая — «рекомендованная» ? Они серьёзно или опять от балды пишут?

  • ParasaitoShinguru

    Порт очень кривой и тормозной.
    Смешно, но эмулятор PSP c этой же игрой, с рендерингом в 1080p, масштабированием текстур, шейдерной постобработкой и антиалиасингом работает намного стабильнее и быстрее, чем этот порт.

  • Trrz

    в 13-2 сломали многое из того, что еще как-то работало в 13. Прокачка персонажей заканчивается на 20ом часу игры. 2 персонажа в игре, один из которые ну совсем уж unlikely (хотя этим и первая часть трилогии страдала)

    я наиграл в 13ю 100+ часов, считаю, что последние 70 стоили помучаться сквозь первые 30. Но 13-2 для меня гораздо горше — сломав прокачку они вообще убили желание терпеть однообразные бои и вообще гриндить

  • Антон Ариманов

    За демонстрацию таких текстур поверхностей десятки мало.

  • Проходил М.

    > В мире Ориенс существуют четыре государства, каждое из которых черпает уникальные силы из собственного Кристалла. Так, например, Доминион Рубрума силен в магии, а Империя Милитеси – в науке и технологиях.
    > В один прекрасный день глава Милитеси – маршал Сид – разворачивает крупномасштабное наступление на соседей.

    Water. Earth. Fire. Air. Long ago, the four nations lived together in harmony. Then, everything changed when the Fire Nation attacked.

  • Golden Phoenix

    ‎( ͡° ͜ʖ ͡°)

    https://www.youtube.com/watch?v=_G9u3i0Dg6k

  • Он ушел, но оставил наследие из 100500 статей на несколько лет вперед.

  • no account

    Имхо, конечно, но боевая система в FF13 пожалуй лучшее, что было в jRPG за… да наверно за всё время.

  • no account

    Ну, за карты в начале и конце игры, которые можно было бы без потерь перерисовать в одномерные (в смысле с управлением только кнопками вперёд-назад), а также за невозможность вернуться в большинство локаций — ругать можно и нужно. Да и сюжет после окончания «13 дней» откровенно слабый. Вобщем, если бы не боёвка, музыка и графика — провал был бы полным.

  • D K

    Это вы наверное рассматриваете FF13, как целую игру, а она ведь просто пролог. = )

  • ennead

    какой хитрый тролль

  • no account

    В смысле одномерные карты можно оправдать тем, что «это пролог»?

  • D K

    Как минимум. = )

  • JC Denton

    Так, а ну рассказывай, почему перестал писать для RP!!! )))

  • JC Denton

    Сначала надо было написать, что Baldur’s Gate 2 — не РПГ. А потом уже и к jRPG приступать не придется. Достаточно будет сделать покер-фейс.

  • one

    включая статьи на еще не вышедшие игры?

  • Мне кажется, это достойная тема для полноценной статьи :}

  • wasiaFuse

    Играю прямо сейчас в 13-2, прошёл половину, всё очень нравится

    Что значит прокачка заканчивается, абилок больше нет?

  • Тимур

    Ну хоть понятно теперь, на что ушли силы разработчиков.

  • Mikk5505

    В ФФ13 последние ветки прокачки раскрываются только после финального босса игры, т.е. практически в New Game+. К тому же там огромное количество гринда, рельсы и смехотворный сюжет (через 3 минуты после начала ТРАГИЧЕСКИ погибает мать одного из ГГ, на чем строится половина сюжета. Этот эпизод ничего кроме смеха не вызывает — по Станиславскому — НЕ ВЕРЮ). В ФФ13-2 сюжет не фонтан, но вполне сносный, присутствует свобода перемещения и почти нет гринда = PROFIT.

  • Someone132

    То есть, вы теперь их просто выпускаете каждый раз когда необходимо заткнуть особенно зияющие пробелы с контентом? У меня пока нет времени постить графы рецензий, как раньше, но думаю и так заметно, что теперь рецензий в месяц стало не (и без того не суперские) 18, а уже ближе к 15.

    Ну и общее распределение остается весьма любопытным. Layers of Fear, например, вышел пару недель назад, проходится судя по всем отзывам, очень быстро, но рецензии все нет и нет. Не говоря уже про какой-нибудь Nuclear Throne.

  • Anonymous Incognito

    «Как сделать покерфейс, доказывая что %gamename% не РПГ». Да, хорошая была бы статья.

  • Tristis Oris

    суть жрпг в гринде. ты или принимаешь это, или не играешь в них.
    13 хоть и унылая, но сюжет там на уровне всех остальных игр в жанре. линейность больше всего напрягала.

  • ennead

    http://fs152.www.ex.ua/show/26499332/26499332.jpg

  • Irx

    Не любая таки, если много игр весьма сильно отличающихся в том числе и от финалки.

  • Irx

    Скучно, лучше что-нибудь новенькое замутить: %gamename% — не шутер!, %gamename% — не стратегия! и т.д.

  • Irx

    Бро, в этом скриншоте суть 90% всех японских игр (а также манги и аниме), зачем обсуждать очевидное.

  • Irx

    > Что там открытого-то? Там ничего нет. Поляна с монстрами.
    Как и во всех финалках, в общем то, кроме как идти по «открытой карте» по рельсовому сюжету делать больше совершенно нечего.

  • Irx

    В финалках гринд был нужен всегда исключительно для побочных боссов.

  • Tristis Oris

    но им не забывают тыкать в лицо каждые 10 секунд, в качество случайных боев с невидимым спавном. что 4, что 7, что 13. в некоторых играх мобов видно, но в коридоре не разгуляешься.
    last remnant по механике тупой гринд не поощрял, но без него и игру хрен пройдешь.

  • Trrz

    то, что топовые скиллы в классах берутся на 20ом часу игр, дальше качаешь только монстров и «+n к сатам»

  • 9zq75wga

    И Марценкевич еще по вашу душу прийдет))))))

  • 9zq75wga

    10/10….