Впечатления: Final Fantasy 8 Remastered

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Опоздав на несколько месяцев (относительно западных релизов — слегка поспешив), Square Enix отпраздновала двадцатилетие Final Fantasy 8 выпуском ее ремастера для актуальных платформ. Если вы ждали идеального момента для знакомства с одной из главных представительниц самого известного японского ролевого сериала — время пришло.

Теории и заговоры

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/3D
Похожие игры: Final Fantasy (серия), Star Ocean (серия), Tales of (серия), Dragon Quest (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Скволл учится в особом заведении — Саду, чьи студенты, сдав экзамен, вступают в отряд SeeD. Элитные наемники за деньги готовы почти на все, включая поддержку повстанцев, желающих разобраться с президентом могучей державы. Каково же было удивление нашего подопечного, когда лидером мятежников оказалась Риноа — девушка, с которой он познакомился совсем недавно на балу в родной альма-матер…

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 8 Remastered

Чем хороша FF8? Обилием оригинальных игровых ситуаций. Например, до упомянутого президента мы пытаемся добраться практически как в «стелс»-экшене, к проникновению на ракетную базу тоже можно подойти творчески, масштабная батальная сцена сопровождается дракой в воздухе, а «зачистка» космического корабля требует смекалки. Недостатки же ремастера плавно проистекают из достоинств хита 1999 года. Общую картину очень сильно портит желание авторов (типичное для многих выпусков Final Fantasy) поразить нас хоть чем-то, даже если это противоречит логике как общечеловеческой, так и самого повествования.

Недаром за десятилетия существования игры ее фанатское сообщество породило несколько интересных и правдоподобных теорий насчет различных персонажей и событий. Это явно говорит о несостоятельности сценария: лишь в таком случае можно предложить сумасшедшую версию, что примерно три его четверти — это сон собаки умирающего Скволла.

Действительно, после логичного и приземленного первого диска (атавизм времен первой PlayStation, перекочевавший в ремастер) начинается какая-то дичь: тайные кукловоды, полеты в космос, угроза с другой планеты, путешествия во времени, подозрительные совпадения и проч., и проч. Причем создатели немилосердно отвергают все хитроумные теории игроков. А зря! Некоторые из них украсили бы слащавую байку столь необходимыми ей драматизмом и серьезной мотивацией главной злодейки. Хотя Китасе пообещал подумать, если речь зайдет о полноценном ремейке.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 8 Remastered

В таком случае Square Enix желательно переписать почти всю FF8. Впрочем, встречаются в ней и интригующие темы, и недурные сценарные финты: трагическая история любви сквозь поколения заслуживает более четкого раскрытия. Да и сам Скволл совсем не прост. Жаль, что боевые товарищи — сплошь плоские дурачки, но в JRPG бывает и того хуже.

Еще одна особенность FF8, выделяющая ее на фоне конкурентов, — специфическая ролевая система. Сами по себе спутники могут только атаковать; для получения других возможностей (употребления зелий, произнесения заклинаний и т. п.) надо «привязать» к себе местных существ — «хранителей». Они фактически определяют и мощь хозяина в бою, и его сильные/слабые стороны, и «экипировку». Система получилась запутанная и громоздкая, но оригинальности ей не занимать. Интересно и отсутствие очков магии. Чары исчисляются штуками и добываются из «природных» источников либо «высасыванием» из врагов. Украли у монстра 5 молний — в следующий ход будет чем его шарахнуть!

В общем, то, что в ремастере менять не стали, еще в прошлом веке справедливо раздражало тех, кто не привык поглощать любую несуразицу, даже если ее подают в обрамлении дорогих FMV-роликов. Это не значит, что на Скволле нужно поставить крест — вовсе нет. Как и прочий антиквариат, FF8 любопытна как минимум с точки зрения истории жанра и технологий (кстати, неплохих).

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 8 Remastered

Похорошевшая молодежь

Одна из сильнейших сторон FF8 на момент выхода — графика. С шикарными по тем временам (да они и сейчас в порядке) роликами все ясно — красиво, зрелищно, с размахом. С остальным — несколько сложнее. По локациям, представленным плоскими пререндеренными фонами, передвигаются трехмерные герои, напоминающие настоящих людей. Самое удивительное — когда эти «задники» вдруг «оживают». При виде «склейки» игрового процесса и роликов (еще круче — роликов фоном к игровому процессу!) даже 20 лет назад у зрителя запросто могла отвалиться челюсть. И эти переходы по-прежнему выглядят занимательно. Расплата за кинематографичность — безумно долгие непропускаемые сценки или, допустим, анимации в боях, особенно когда речь идет о призыве «хранителей». В переиздании это постарались исправить.

На PC FF8 выходила уже минимум три раза. Оригинальный порт 2000 года в «цифре» не купить, запустить на современных ОС его сложно, да и в любом случае у него хватает недочетов вроде MIDI-музыки. В 2013-м вышла версия для Steam, лишенная многих технических проблем предка, в которую добавили приятные мелочи вроде достижений и узаконенных авторами «читов» (самый важный — ускорение игры, в том числе видео!).

Новый ремастер в первую очередь отличает переработка 3D-моделей. Вместо пиксельной мешанины образца прошлого тысячелетия по экрану бегают болванчики повышенной четкости уровня года эдак 2005-го. Относительно качественные Скволл и Риноа нагоняют жуть: озвучки-то в игре нет, анимации тоже весьма ограничены. По-настоящему смешно выглядят вписанные в фон статисты или NPC, которые появляются в кадре в трехмерном виде и затем «уплотняются» в фон. Вопросы вызывают измененный облик NPC и незначительная «цензура», хотя здешний дизайн сдержаннее, чем, например, в «слишком японской» FF10. Вот с фонами ничего не делали, поэтому выглядят они замыленными, а при игре на широкоформатном мониторе их по бокам подпирают широкие черные полосы. Еще хуже полностью трехмерная карта мира — путешествия по ней причиняют боль глазам.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 8 Remastered

Из ремастера убрали мини-игру про чокобо, а набор «читов» и достижений в сравнении с версией 2013 года изменился. Кстати, «максимум здоровья» не означает, что вы бессмертны. Некоторые «боссы» обожают подлые приемчики типа «1 удар — 1 труп» — это предупреждение на случай, если вы захотите «пробежать» до финала, отключив случайные битвы. Поддержка геймпадов есть, но аналоговые стики в полной мере не воспринимаются, и передвигаться по пререндеренным фонам бывает непросто. При таком раскладе можно играть и на клавиатуре (без мыши). Зато музыка теперь куда лучшего качества — как в оригинале на первой PlayStation. Жаль, что сохранений в любом месте по-прежнему нет — только бестолковые «автосейвы».

* * *

Final Fantasy 8 — игра известная, но крайне специфическая. Любопытства ради ее стоит попробовать каждому, кто интересуется историей JRPG, однако для знакомства с жанром она не подходит. Ремастер выполнен спустя рукава, хотя официальной версии лучше него не существует (но не забываем о фанатских модификациях). Впрочем, тем, кто уже купил издание 2013 года, платить почти в четыре раза больше за похорошевшие 3D-модельки и музыку, пожалуй, не нужно.

Оценка Riot PixelsN/A

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3
2 Гб памяти
GeForce GT 730
5 Гб на винчестере

Core i5
4 Гб памяти
GeForce GTX 960
5 Гб на винчестере

  • Igor

    Скорее бы прошла эта дурная мода на ремастеры.

  • Set Ariman

    Ремастер ремастеру рознь. Седьмую часть похоже отлично переделывают. А тут — так, лишь бы бабла на халяву хапнуть.

  • Garret_Hawke

    Нормальная мода, только сами ремастеры плохие.

  • Igor

    Да они не плохие, просто все эти игры были хороши для своего времени, и помнят их сейчас только толстые и волосатые 40-летние мужики )
    Да, в 16 лет, на 14-дюймовом шарообразном мониторе, это было круто, а сейчас-то кому они нужны?

  • Kaiden

    Тут все-таки ремастер сам плох. Например, у FFX / X-2 ремастеры были хорошие — и графику прилично подтянули, и за одну цену сразу две игры, и немного сделали удобнее геймплей (вроде кнопки автолечения всей команды после боя).

    В FF8 ничего особо менять не стали, а устарела она намного сильнее FFX. Однако только квадратная графика чего стоит — FF8 игра из эпохи раннего 3D и игры этой эпохи в большинстве случаев ныне выглядят жутко. Учитывая, что PS1 сейчас нормально эмулируют даже холодильники, сложно понять на чем хотела заработать Square — мне кажется, тут даже фанаты FF с тяжелой формой ностальгии 10 раз подумают прежде, чем это купить.

  • ssw85

    Так если ничего нового не могут, то только ремастерить старое и остаётся. Иногда даже по два раза(как AoE 2, например).
    Я не конкретно про FF. Я про индустрию в целом.

  • zmiyko

    RE 2 был отличный.

  • FF8 при всех ее недостатках, которые автор справедливо упомянул, я нежно люблю и томно вспоминаю, потому что это была моя первая финалка и первая сознательно сыгранная JRPG. Возможно, во что-то еще я играл раньше, на Сюборе, но в памяти это не задержалось.

    Прежде всего я был поражен «качеством» графики, выглядевшей ну очень отлично от скриншотов на диске (я еще тогда не сильно разбирался в рекламных уловках). Но к страшной картинке я привык быстро, потому что увлекся сюжетом, постановкой, героями — это все было очень необычно, свежо для меня, как поклонника тогда еще «серьезных» RTS вроде Казаков и Age of Myphology.

    Было в игре нечто такое, что не отпускало от экрана. До сих пор удивляюсь, как же здорово для своего времени были реализованы переходы от рендера к геймплею плюс музыка и стиль, который резонировали с моей юной душой, жаждущей сказочного приключения.

    В любом случае игра хорошая и игра важная для эпохи. Но если задать на вопрос, а стоит ли прикасаться к ней сейчас, без чувства ностальгии, то ответ будет отрицательным. Тем более в этой ленивой дешевой упаковке, которую жадные твари из сквари назвали «ремастером». Уж лучше воспользоваться фанатской сборкой, а еще лучше посмотреть какое-нибудь продолжительное видео, посвященной этой части.

    Для вхождения в жанр куда лучше подойдет FF9, а то и Legend of Dragoon, которой действительно не помешал бы «подтянутый» HD релиз. Эх, мечты, мечты…

  • Мне не сорок, я не толстый, но волосатый и постоянно играю в старые игры (90-2000). Многим не помешало бы перевыпуск, не говоря уже о портах. Вопрос только какой именно. И если уже браться, то браться как следует, а не на отвали, как в случае с FF8. Ведь, если слухи не врали, к ней должны были прикрутить озвучку — это уже совсем по-другому игра бы чувствовалась.

  • pasetchnik

    У седьмой части — ремейк а не ремастер.

  • old katarn

    re2 — ремейк, а не ремастер. Вот и отличный. Практически новая, современная игра.

  • old katarn

    Этот ремастер и есть ремастер. Ленивый, но ремастер. Возможно, вы, как и кое-кто еще из отписавшихся, путаете ремейк с ремастером.

  • Operator Sandwich

    Опять эти халтурные сборы денег на «ремастере»? Смешно когда эмулятор позволяет прокачать графон и без этой фигни.

  • Ничего я не путаю, а возмущаюсь качеством продукта. Сквари должны были и могли сделать лучше, тем более что более адекватные примеры у них самих же есть (FFXX-2). А здесь они словно начали что-то делать (модельки поменяли, читы, управление), а потом бросили на полдороги. Мол, и так сойдет.

  • zorg

    она началась до твоего рождения и после твоей смерти не закончится. никогда

  • zorg

    отличается по сюжету , сценарию или геймплею?

  • Slauka

    Пройти сейчас до конца игру думаю будет проблематично, даже с ускорением боев с заставками сущностей и квиксейвами на эмуляторе. Постгянные рандомные бои для прокачки на боссах и в таком духе

  • Someone132

    «сюжету , сценарию»

    А с каких пор это стали разные вещи? ) Можно конечно применить подход советской школы кинокритики и сказать что сценарий это фабула, а сюжет это метафорический подтекст и т.д., но все равно возникает вопрос как можно поменять одно, но не другое.

    Ну и да, я далек от RE, но вон лишь несколько изменений помимо «просто» графона и физики нового движка: полностью современное управление, где надо целится вручную, без автоприцела оригинала: появились хедшоты и возможность отстреливать ноги; добавили ножи и гранаты, и ими можно отбиваться от зомби если они захватили персонажа; ну и сценарий вроде тоже несколько поменялся.

    Плюс, я еще слышал что там теперь новые зомби могут респавниться только из разбитых окон, и если все залатать досками, то новых не будет, чего в оригинале точно не было.

  • Someone132

    Конретно с FF бесит что одновременно есть и подобная халтура с отвратительной глобальной картой, и грядущий ремейк FF7, куда невесть зачем впихнули примитивнейший реал-тайм, причем после того как например та же Darkest Dungeon показала всю жизнеспособность классического JRPG-пошага.

  • old katarn

    В геймплее и сценарии она сильно отличается от первоисточника вообще-то.

  • zmiyko

    Уууу.

  • Nеrd_Sр

    Лол, именно с рецензии на 8ю финалку, прочитанной на перемене, в классе информатике на учительском компе в 2005м началось моё знакомство с АГ.
    https://old.ag.ru/games/final-fantasy-8
    Ностальжи

    как же быстро время летит T__T

  • Nеrd_Sр

    помнят их сейчас только толстые и волосатые 40-летние мужики )

    но…мне… даже 30и нет… https://www.meme-arsenal.com/memes/202b7138c75ff94161c3e8e0c02af142.jpg

  • Nеrd_Sр

    Да давно уже понятно зачем.
    Затем же зачем и в RE2 remake запихнули прицеливание от плеча и камеру от третьего лица заместо кинематографической.

    Как обычно, некие далёкие от гейминга манагеры в руководстве посмотрели за утренним кофе кучку графиков и решили что игра без реалтайма или с кинематографической камерой не продастся тупым гайдзинам.

    По той-же причине в Deadly Premonition Сверри заставили запилить боевую систему прямо под самый конец разработки, которую он вообще не планировал.

    Нет реалтаймового пыщ-пыщ из за плеча — нет продаж.

  • Вячеслав

    Хех… а мне под сорок, но я в такое ни ногой.)
    Но я не толстый, мож поэтому…

  • Вячеслав

    О, дальше только быстрее.

  • zorg

    я этого не знал

  • zorg

    а разве сценарий нельзя изменить не меняя сюжет? в нем же могут быть вещи совершенно никак не меняющие сюжет. хотя я тут далеко не знаток

  • Nеrd_Sр

    Да куда уж быстрее.
    Тут декабрь через пару недель после января наступает, а не наоборот >_>

  • Nеrd_Sр

    Ну и зря.
    Все номерные перво-плойковые финалки — шикарные, если закрыть глаза на набивающие оскомину рандомные схватки.

    Только запускать эти игры нужно на ЭЛТ телеке или в маленьком окошке, поскольку пререндеренные задники и FMV катсцены, плавно переходящие в геймплей, хорошо смотрятся только в оригинальном разрешении.

    На psp или Витке они тоже выглядят отлично.

    Хотя, возможно, вам не нравятся jrpg в общем, а не финалки в частности.

  • Вячеслав

    возможно, вам не нравятся jrpg в общем

    this

  • povis

    Для ознакомления с жанром jRPG я бы посоветовал Final Fantasy XIII — лучшая часть в серии. И сюжет увлекательный и графика в порядке.

  • Devire

    >А с каких пор это стали разные вещи? ) Можно конечно применить подход советской школы кинокритики и сказать что сценарий это фабула, а сюжет это метафорический подтекст и т.д., но все равно возникает вопрос как можно поменять одно, но не другое.

    Эм, в англоязынчых видео на Ютубе нередко различают story и script. Я сомневаюсь, что это результат «советской школы кинокритики».

    Если говорить о разнице, то можно привести пример экранизации Игры Престолов. К примеру, и в книге, и в сериале песронаж нарушает данное им обещание жениться на дочери (или внучке, уже не помню) вассала, что приводит к предательству этого самого вассала и смерти персонажа. Так что глобально сюжетная линия одна и та же. Но конкретное воплощение различается кардинально. В книге данное событие — результат хитрого плана опытного и умного врага, который использовал неопытность и понятия о чести персонажа против него. В сериале персонаж просто увидел какую-то бабу, у него разыгрались гормоны, он решил что это — Любоффь (а ведь в сериале это даже не подросток, как в книге, а вполне себе взрослый мужик) и сам решил кинуть своего вассала, решив что тот потерпит. И получается, что одинаковая сюжетная последовательность событий (обещание->нарушение обещания->предательство обманутого человека->смерть персонажа) развивается по совершенно разным сценариям.

  • Irx

    Это где 20 часов бежишь по коридору, а потом вроде начинается игра, но её никто не видел, все забросили раньше?

  • Crazychrist

    Я бы ещё в Легенд оф Мана поиграл ремейкнутую. Или ремастеринговую, даже не знаю.

  • Someone132

    Ну, я один раз читал статью на английском, и они там писали что именно русско-советская школа делает разделение между fabula и syuzhet. Жаль что сейчас уже не вспомню где и когда.

    И да, пример с Престолами хороший. Правда, мне больше по душе интерпретация что настоящее переломное событие — это когда персонаж еще перед тем как нарушил обещание одному союзнику взял и казнил другого, после чего ушла вся его бывшая армия, что и стало последней каплей для (тогда еще не) врага, запустившей хитрый план в книге в действие.

  • Bishop

    Так ролики гфов-то пропускать теперь можно?

  • DharmaDance

    Мне кажется, это сарказм. Никто в здравом уме не будет называть лучшей 13-ю часть.