Впечатления: Final Fantasy 12: The Zodiac Age

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Одиннадцать лет назад на PS2 вышла JRPG с огромным проработанным миром, очень красивой графикой (по меркам стремительно устаревающей платформы), нетипичным для жанра сюжетом, полным интриг и заговоров, и обилием свежих идей. Называлась она Final Fantasy 12, но ей не суждено было изменить уже тогда погрязшие в творческом кризисе японские ролевые игры. Все ее достижения прошли незамеченными даже самой Square Enix, ведь с тех пор она не выпустила ни единой приличной одиночной номерной Final Fantasy. И так получилось, что в 2017 году, пожалуй, одной из самых необычных JRPG года вновь стала FF12 с подзаголовком The Zodiac Age.

Последняя достойная

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Final Fantasy (серия), Star Wars: Knights of the Old Republic (серия), Baldur’s Gate (серия), Final Fantasy Tactics, Dragon Age: Origins, Vagrant Story
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

В мире Ивалис, знакомом фанатам Final Fantasy Tactics и Vagrant Story, большая империя Аркадия нападает на маленьких соседей. Привычная завязка для японской игры соседствует с привычным же героем – подростком Вааном, чью родину, королевство Далмаска, оккупировали чужеземцы. Старший брат простого мальчишки с улицы погиб в ходе боевых действий, поэтому парень остался круглой сиротой и теперь подрабатывает в лавке торговца. Он не смирился с потерей и всячески пытается мстить могучему «врагу». Под лозунгом «грабь награбленное» он даже проникает в местный дворец, дабы украсть то, что и не должно принадлежать иностранцам. А там внезапно сталкивается с воздушным пиратом Балфиром, его обворожительной спутницей Фран и принцессой Ашелией – истинной наследницей трона Далмаски, считавшейся погибшей.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 12: The Zodiac Age

Вскоре выясняется, что Ваан, которым мы управляем при исследовании поселений, конечно, совсем не главный герой этой истории. Вообще без «школьников» большая JRPG, наверное, обойтись не могла, поэтому сорванец и его подруга Пенело будут в отряде до самой развязки. Тем не менее, в центре истории находится Ашелия, которая стремится и агрессора наказать, и на трон сесть, попутно выясняя, что мир устроен не так просто, как ей того хотелось бы. FF12 недвусмысленно дает понять кто есть кто, когда Аше в очередной раз одергивает простолюдина Ваана, решившего высказать свое не особенно-то и важное мнение в ходе диалога между ее высочеством и каким-нибудь высокопоставленным NPC. Да и ситуаций, когда гораздо более зрелые спутники закатывают глаза, услышав очередную глупость из уст юнца, тоже хватает. Иными словами, простому парнишке, волею судеб втянутому в битву между власть имущими, и роль отведена соответствующая.

Сценарий – одно из главных достоинств оригинальной FF12, не претерпевшее в «ремастере» каких-либо изменений. Это непривычно «взрослое» для JRPG приключение, в котором персонажи стараются не впадать в патетику, действующих сторон, по сути, заметно больше двух, а условных «злодеев» трудно вымазать лишь черной краской. Ближе к финалу игра немного сдает – все-таки доделывали ее в спешке и без участия одного из ключевых людей. Тем не менее, повредить это не смогло. Она не столь трогательна, как FF10 (наверное, вторая главная Final Fantasy в истории сериала), и не выжимает из вас слезы, как дырявая и бестолковая FF15, поэтому любителям размазывать сопли по клишированным одномерным болванчикам в Ивалисе делать нечего.

Впрочем, совсем без фирменных элементов Final Fantasy очередной выпуск не оставили. Тут полно монстров, которые благодаря своему комичному дизайну органично вписались бы в мир «детской» World of Final Fantasy, но не всегда уместны в FF12. Здесь рыцари в вычурных доспехах и на массивных воздушных боевых кораблях летают, и на смешных цыплятах-переростках (тех самых чокобо) катаются. В общем, страна-производитель без труда угадывается почти по любому кадру. Зато Ивалис действительно похож на место обитания людей и представителей многих других разумных рас. Он может похвастаться уровнем проработки, недосягаемым для большинства конкурентов, и таит огромное количество секретов; пробежав до финала строго по сюжетной «дорожке», вы не увидите множество побочных заданий, необязательных «боссов» и отличных предметов. По понятным причинам карты состояли из соединенных между собой лоскутов скромных размеров. В «ремастере» все осталось как прежде, а жаль: осмелься Square Enix на полноценный ремейк, FF12 легко заткнула бы за пояс «открытый мир» FF15.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 12: The Zodiac Age

Другая особенность, не претерпевшая существенных изменений, – бои. Они проходят в реальном времени с паузой, а все команды троим бойцам (двоим, если вы вызвали на помощь магическое существо, или четверым, если дизайнеры прикрепили к вам сюжетного «гостя», а еще три ваших обязательных спутника всегда сидят в запасе) отдаются посредством громоздкого меню. Напоминает Baldur’s Gate или Dragon Age: Origins, если у сопартийцев отключить ИИ. Собственно, в этом и есть находка разработчиков: чтобы игрок не умирал со скуки, в сотнях стычек выискивая одни и те же команды, в FF12 добавили систему гамбитов.

По сути, мы программируем поведение своих подопечных, указывая нужные команды, условие их выполнения и их приоритетность. Например, в каждой драке обязательно придется кого-то лечить – что тут интересного? Лучше приказать вашему штатному лекарю, чтобы он «cure», когда у кого-то в отряде «HP<60». Но если кто-то вдруг рухнул без чувств, тогда нужно бросать все и срочно «raise». Это не значит, что FF12 играет сама в себя: нештатные ситуации никто не отменял, предусмотреть абсолютно все невозможно, да и новые гамбиты нужно покупать в магазине. Зато скучной рутины в сражениях намного меньше, чем в других JRPG. Здесь вы побеждаете не потому, что способны тысячу раз выбрать нужный пункт меню, а потому, что правильно спланировали ход боя. На фоне таких возможностей боевая система FF15 выглядит как неудачная шутка.

Лицензия на геройство

Это очень краткое описание некоторых заслуг FF12, дающее примерное представление о том, почему история Ашелии и ее друзей до сих пор не устарела, не имеет аналогов среди японских разработок и в целом достойна внимания даже сейчас. Безусловно, в ней есть определенная доля архаичности – как-никак, преклонный возраст. Почему та же архаичность до сих пор встречается в новейших JRPG вроде Tales of Berseria и даже Persona 5 – это уже другой вопрос, над которым стоит задуматься соответствующим издательствам.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 12: The Zodiac Age

В свое время в Японии вышло переиздание FF12 под названием International Zodiac Job System (на нем основана новейшая The Zodiac Age), где сильно изменили игровой процесс и добавили несколько новых интересных вещей. Ключевым нововведением была переработка ролевой системы. Персонажи не только растут в уровнях, но и отдельно копят «очки лицензий», расходуемые на приобретение на специальной доске новых умений, заклинаний, бонусов и даже… разрешений на экипировку предметов.

Да, в FF12 мало найти крутой меч – нужно сперва получить лицензию на его использование. Доска была огромна и открыта для всех, при должном терпении можно было «раскачать» всех героев одним и тем же (самым удобным для вас) образом, получив отряд терминаторов. В переиздании это исправили, разбив ее на двенадцать частей: теперь Аше и прочим нужно было выбирать узкую специализацию. Рыцари, стрелки, маги разных видов… В The Zodiac Age мук профориентации стало меньше, ведь теперь в определенный момент появляется возможность освоить дополнительный класс.

Прочие нововведения как старого, так и нового переиздания не столь радикальны, но определенно полезны. Функция ускорения игры (не влияет на музыку, диалоги и ролики) очень кстати, если хочется «пофармить» или пройтись пешком из одного уголка мира в противоположный. Оригинальную FF12 на PS2 я прошел примерно за 70 часов, выполняя лишь некоторые необязательные поручения. «Ремастер» же от вступления до развязки комфортно «пробегается» быстрее, чем за 30. Еще одна приятная мелочь – автоматические сохранения при входе в локацию. Раньше нужно было искать специальный кристалл, теперь же нет причин паниковать, если вы заглянули в пещеру «не по уровню»: как умрете, так и перезагрузитесь. Кроме того, в главном меню есть отдельный режим испытаний – это череда из множества схваток с возрастающей сложностью.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 12: The Zodiac Age

Все остальные старые и новые исправления сводятся к различным мелким правкам баланса, опций (можно поменять озвучку с английской на японскую и вместо прекрасного оригинального музыкального сопровождения выбрать обновленный вариант) и производительности. Жаль, что Square Enix не раскошелилась на полномасштабную реновацию, как она поступила в случае с FF7, так как скромная подтяжка лица не скрывает возраст моделей, локаций и проч. Однако на фоне современных японских ролевых игр The Zodiac Age все равно конкурентоспособна – уж очень хорош был исходный материал. Это скорее не похвала авторам «ремастера», а валун в огород всех прочих JRPG.

* * *

С выходом Final Fantasy 12: The Zodiac Age одна из лучших представительниц жанра стала еще интереснее, намного удобнее, чуть-чуть красивее и доступнее. Приключение Ашелии и ее товарищей относится к тем немногим JRPG, которые по сей день можно рекомендовать без всяких «но» и «если».

Оценка Riot PixelsN/A

pixels-recommend