Не жизнь, а сказка: впечатления от PC-версий Final Fantasy 12 и Final Fantasy 15

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В 2000 году я разглядывал скриншоты в превью Final Fantasy 9 в «Стране Игр» и думал: «Красота-то какая!» Позднее стало понятно, что это были обычные арты, а сама игра намного скромнее, но для большинства обладателей PC Final Fantasy долгое время оставалась запретным и не очень понятным плодом. Если не считать FF7 и FF8 (которые посетили PC вскоре после дебюта на PlayStation), а также FF11 и FF14 (MMORPG), то самая известная серия JRPG долгое время обходила компьютеры стороной.

Однако несколько лет назад в Square Enix вдруг решили, что Steam отлично подходит для продажи старинных RPG новой аудитории. Благодаря компаниям «Бука» и «Софтклаб», предоставившим нам PC-версии, соответственно, Final Fantasy 12 и Final Fantasy 15, мы проверили, как свежайшие выпуски сериала чувствуют себя на непривычной платформе. Впрочем, их предшественниц из основной Final Fantasy, не так давно официально перебравшихся на PC, мы тоже не забудем.

Сектор «драма» на барабане

Разработка: Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: FPS/3D
Похожие игры: Tales of (серия), Dragon Quest (серия), Star Ocean (серия)
Мультиплеер: Отсутствует (FF3-FF10, FF12, FF13); (2-4) Internet (FF15)
Вышла: см. карточки в базе (The Zodiac Age / Windows Edition)
Платформа: PC
Обсуждение на форуме (тут и тут)

Игры 80-х (да и 90-х) порой сложно оценивать из 2018 года. Скажем, на мой вкус Fallout и Heroes of Might & Magic 2 до сих пор выглядят прекрасно, а играть в них — одно удовольствие. Не стану лукавить, утверждая то же самое про ранние Final Fantasy. Как минимум у первого выпуска есть одно важное и неоспоримое достоинство: он первый. Другое дело, что в Steam узнать о том, «как все начиналось», к сожалению, не удастся: 1 и 2 части сериала в нем (пока?) недоступны.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 3

FF3 и FF4 же в магазине Valve есть, хотя знакомиться с ними сугубо из любопытства не стоит. В свое время между этими играми пролегала технологическая пропасть: 3 вышла на NES, 4 — на куда более мощной SNES. В XXI веке Square Enix «уравняла» своих ветеранов, выпустив на Nintendo DS трехмерные ремейки этих двух частей. Посетив несколько других платформ, они в конце концов с определенными изменениями добрались до PC. Можно ли по ним составить впечатление о положении дел в жанре JRPG на рубеже 80-х и 90-х годов? С трудом, ведь игры значительно изменились. Стоит ли за них браться ради, собственно, желания во что-то поиграть? Разве что все другие интересные вам игры вы уже давно прошли, даром что третья часть в Steam отличилась назойливыми ошибками, а четвертая — странной частотой кадров.

FF5 и FF6 в этом плане интереснее. Во-первых, как игры они все-таки солиднее. Особенно 6 часть — возможно, одна из лучших «плоских» JRPG. Во-вторых, PC-версии 5 и 6 выпусков к своим оригинальным версиям со SNES намного ближе, чем 3 и 4. Но и здесь без нюансов не обошлось: Square Enix, естественно, полноценной адаптацией под PC заниматься не стала и тоже портировала мобильные версии, из-за чего в глаза бросается «таблеточный» интерфейс. Визуальный ряд «стерилизовали» — старенький арт сменился современной мазней.

Пальму первенства в списке PC-версий основных выпусков серии Final Fantasy, которые лучше обходить стороной, лично я вручил бы Final Fantasy 13. Вовсе не из-за качества порта — на современном железе он нареканий у меня не вызвал. Просто эта JRPG была плоха изначально. Если не считать прекрасной музыки и до сих пор приятной графики (как минимум — в сравнении с современными конкурентами от других издательств), история Лайтнинг и ее друзей — это бред сивой кобылы, помноженный на скучнейшие прямолинейные уровни с однообразным «игровым процессом». Ее сиквел (13-2, тоже доступен в Steam) во многом лучше первой части, что, правда, достойной игрой его не делает.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 13

Final Fantasy 9 тоже пострадала по пути с PlayStation на PC: тут и бросающийся в глаза мобильный интерфейс, и полосы по бокам экрана, и нечеткие фоны. Как и некоторые другие Final Fantasy на PC, она обзавелась дополнительными возможностями вроде узаконенных «читов», активируемых F-клавишами — явное свидетельство того, что японский гигант и сам прекрасно видит, насколько устарел его хит начала века. Есть и безусловно полезные вещи — например, автосохранение на каждом экране. Игра в любом случае милая: Final Fantasy в «сказочных» декорациях и с наивной историей. В следующих выпусках вы такого уже не увидите.

Final Fantasy 10 — одна из лучших Final Fantasy вообще, а если сравнивать соотношение цена/качество, то ее PC-версия и вовсе будет вне конкуренции. Даже не cтолько потому, что в комплекте с ней идет ее сиквел 10-2 – он-то как раз бестолков (но может привлечь ваше внимание сюжетом). Приключение непоседы Тидуса, печальной девушки Юны и их товарищей чертовски хорошо само по себе. Оно по-японски необычно: на рубеже веков разработчики не старались угодить западной аудитории так сильно, как они это делали в 13 и 15 частях. Ее сеттинг трудно встретить где-либо еще, она совмещает традиционные, сугубо пошаговые бои (удел лишь самых старых Final Fantasy!) с приятной музыкой, отличной картинкой и запоминающимися персонажами. И главное — на всякий случай приготовьте платок, потому что в конце, возможно, придется рыдать. Как по мне, Final Fantasy 10 — одна из лучших кандидаток на роль «первой JRPG» для тех, кто давно хочет познакомиться с этим жанром, но не знает, с чего лучше начать. С другой стороны, после нее будет очень трудно найти что-то настолько же мощное…

«Сухарь» Final Fantasy 12 — совсем другое дело. Она по-своему хороша — чем именно, я писал в своих впечатлениях от версии для PS4. По большому счету, к той статье трудно что-то добавить, потому что обе эти версии The Zodiac Age почти идентичны по наполнению. В этом плане главные нововведения — доступные с самого начала New Game Plus и New Game Minus. Первая сразу наделяет вас высокими уровнями, вторая же фактически отключает набор опыта.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 12: The Zodiac Age

А вот техническая сторона порта действительно интересна. Одни системные требования чего стоят: GeForce GTX 980 и 8 GB RAM в качестве рекомендуемого «железа» для порта игры с PS2 выглядят вызывающе. С другой стороны, The Zodiac Age выдает на PC то, чем обделена ее версия для PS4 и PS4 Pro: 60 кадров в секунду. Еще Square Enix добавила поддержку высоких разрешений вроде 4K, правда, добиться заветных 4K при 60 fps, судя по всему, сложно. Но и в 1080p игра смотрится лучше, чем когда-либо. Кроме того, как, скажем, и Final Fantasy 9, она в известной степени поддерживает мышь, хотя по интерфейсу видно, что Ваан пожаловал к нам со старушки PS2.

На мой взгляд, запросы у 12 части на PC непомерно завышены, однако для нормальной игры невероятная система не нужна (некоторые графические параметры все же необходимо понизить). В то же время по нескольким часам в компании The Zodiac Age на PC у меня сложилось впечатление, что это самая красивая, быстрая и удобная версия Final Fantasy 12.

Царские муки

Из всех Final Fantasy пятнадцатую часть, наверное, старательнее всего готовили к переезду на PC. По такому случаю авторы даже добавили подзаголовок Windows Edition, попутно уверяя, что эту версию игры разрабатывали чуть ли не с нуля, а в целом она на поколение опережает своих консольных предшественниц. Громкие слова, едва ли находящие подтверждение в самом издании.

Начнем, пожалуй, с того, что длившийся более года консольный бета-тест подошел к концу: теперь игру тестируют сразу на трех платформах. На такую мысль наводят планы Square Enix на ближайшие месяцы, куда затесались сюжетные DLC про Ардина, Лунафрейю, Аранею и самого Ноктиса. И все это — с альтернативной концовкой (то ли очень хорошей, то ли очень плохой, а возможно — той и другой сразу). Не сомневаюсь, что все эти истории будут сопровождаться дополнительными патчами. Собственно, PC-версия Final Fantasy 15 от, скажем, версии для PS4 в первую очередь отличается тем, что в нее сразу включены все исправления, улучшения и дополнения, которых консольным игрокам пришлось ждать месяцами.

Список изменений велик, и сперва я обращусь к сюжетным правкам. Чем ближе Ноктис к финальной битве, тем дальше Windows Edition от того, что нам представили в 2016 году. Видно, что авторы хотели сделать происходящий на экране цирк чуть более понятным (например, сильнее вдаваясь в детали событий, о которых в оригинальной версии Final Fantasy 15 можно было чуть ли не догадываться), а одна из самых убогих глав ближе к развязке игры получила альтернативный вариант. Пришитый к игре белыми нитками, но лучше уж так, чем никак. Наверное… Вишенка на торте — совершенно новые «боссы» перед судьбоносной разборкой с главным злодеем.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15

Помимо исправлений основной истории, Square Enix выпустила три сюжетных DLC (плюс одно мультиплеерное, но от одной мысли о нем меня клонит в сон). Ровно по числу спутников принца Ноктиса. В рецензии на оригинальную версию 15 части я сетовал в том числе на дыры, которые и нужно было заткнуть этими дополнениями. Остается только подивиться смелости японцев, покромсавших свое детище ради дополнительной прибыли. Вариант «к релизу не успели» не рассматривается, так как DLC, в общем-то, в повествование вплетать не стали: их нужно проходить отдельно, выбирая соответствующие пункты в главном меню. Развлечения сомнительные и утомительные, пусть и короткие. К примеру, с историей увальня Гладиолуса я справился примерно за полтора часа: на примере силача видно, насколько легко сражаться Ноктисом и насколько неудобна боевая система 15 части, если приходится играть за кого-то другого.

«Неудобство» — это вообще точное определение самой Final Fantasy 15 и ее Windows Edition в частности. Так, скажем, разработчики добавили в игру вид от первого лица, который, правда, не пытались адаптировать под исключительную подвижность принца. Поэтому и подходит он разве что для ситуаций, когда вы просто хотите сделать красивый скриншот с Синди. Переключение между подопечными куда более важно, хотя его игра не шибко афиширует. Да и в любом случае чувствуется, что игра изначально делалась без учета такой опции.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15: Windows Edition

Самое же главное отличие Windows Edition от консольных версий Final Fantasy 15 — графика. Интереса ради я сначала испытал игру на i5 с 8 GB RAM и GeForce GTX 1050: при 1080p игра даже на минимальных настройках не смогла удерживать планку в 30 кадров в секунду. Зато i7 с 16 GB RAM и GeForce GTX 1070 при графических параметрах, выставленных на максимум (но без 4K resolution pack, доступного отдельно в Steam), при тех же 1080p в среднем выдавал около 55 fps с редкими просадками до 40-45 кадров. Другое дело, что где-то раз в 3 часа (как правило, в конце длинного сюжетного ролика и перед автосохранением) игра вываливалась на рабочий стол.

Как и в случае с The Zodiac Age, PC-версия Final Fantasy 15 красивее своих консольных предков. В случае Windows Edition — намного красивее. Чего греха таить: с графикой-то у нее всегда все было очень хорошо. Но что с того, что огромная пустая поляна, забитая «почтовыми» и «охотничьими» поручениями, выглядит теперь заметно лучше? Действие от этого интереснее не стало. А вот то, что Ноктис и все-все-все внезапно заговорили на русском языке — без малого сенсация, ведь такого с JRPG ранее, кажется, не случалось вовсе. И пускай не все реплики идеальны, подбор актеров и их игра пришлись мне по душе.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 15: Windows Edition

Чего я не могу сказать о самой Windows Edition, хотя в мелочах она и превосходит оригинал. Проделанная Square Enix работа велика, да толку от нее в большинстве случаев не так уж много. Взять возможность плавать на катере — приплыть на нем особо некуда. Final Fantasy 15 изначально напоминала лоскутное одеяло, и понятно, что множество дополнительных лоскутов, то тут, то там пришитых к нему за последнее время, опрятнее его не сделали. Даже в Windows Edition мытарства Ноктиса — совсем не то, что хотелось бы видеть в новой Final Fantasy или, если угодно, любом большом и дорогом блокбастере-долгострое.

* * *

Когда-то давно Final Fantasy сопутствовал безусловный успех, притупивший у японского гиганта чувство прекрасного. А как иначе объяснить то, что за редкими исключениями вроде Final Fantasy 10 или 12 новые выпуски знаменитого сериала все чаще топчутся на месте, сочетая передовую графику и восхитительный саундтрек с анахронизмами, которые давным-давно пора выкинуть на свалку? Сможет ли серия оклематься — непонятно, но старые ее части у нас никто не отнимет, ведь они почти в полном составе, хоть и не всегда в идеальном виде, доступны в Steam. Дело за малым: не слушая никого, кроме собственной интуиции, нырнуть в пучину историй о дружбе, предательстве и любви и найти ту самую — вашу собственную — последнюю фантазию.

  • Deus Ex Vino

    А пару слов о сравнении с эмуляторами?

  • Kudjosan

    > на рубеже веков разработчики не старались угодить западной аудитории так сильно, как они это делали в 13 и 15 частях

    Вот да. Глубиной сюжета серия никогда не отличалась, посмеиваешься себе да играешь, но вкупе с этим ^ просто невозможно, т.к. обе руки заняты фейспалмами

  • Sot

    На роль «первой jRPG» прекрасно подойдёт и Chrono Trigger (SNES). Хотя, на мой взгляд, Anachronox для ПК получше будет 😉

  • zebrotavr3

    посмотрел на ff12. Откуда там 8 ГБ? графика уровня 2й готики

  • Vzhik

    отличный обзор. прочитал с удовольсвием

  • Kaiden

    Хотел недавно перепройти Anachronox, но понял, что он уж слишком страшен стал по современным меркам. Картинка на движке Quake 2, даже несмотря на хорошую работу художников, в 2018 году смотрится совсем убого.

  • Sot

    Anachronox с момента выхода был угловатым, что не помешало вложить в игру неплохой сюжет, море юмора и сделать отличные вставки на этом движке. С другой стороны, первые Alone in the Dark (1992) или Ecstaticа (1994) ещё более своеобразны 🙂

  • Mikk5505

    Не заметил в ФФ10 хорошего сюжета. Чересчур наивная сказка для юношества с примесью наркомании (наркомания — это откуда взялся главный герой и куда он в конце девается). А вот за аркадные испытания разработчиков надо жестоко выпороть. И ладно бы, если они как в ФФ9, ни на что серьезное не влияли. Так нет, без преодоления этих бредовых аркад практически невозможно победить темных аеонов (опциональные боссы).
    Все таки начинать знакомство с JRPG лучше с Персоны (3, 4 или 5), The Legend of Heroes: Trails in the Sky (если не пугает графика) либо на худой конец с Tales of Berseria.

  • Aleksey Dyukov

    «Final Fantasy 10 — одна из лучших Final Fantasy вообще … Приключение непоседы Тидуса, печальной девушки Юны и их товарищей чертовски хорошо само по себе. … Как по мне, Final Fantasy 10 — одна из лучших кандидаток на роль «первой JRPG» для тех, кто давно хочет познакомиться с этим жанром, но не знает, с чего лучше начать.»

    Но меня буквально несколько дней назад несколько здешних завсегдатаев с репутацией уверяли, что она худшая в серии. Кому верить?

  • Golden Phoenix

    «Final Fantasy 10 — одна из лучших Final Fantasy вообще»
    https://www.youtube.com/watch?v=H47ow4_Cmk0

  • Bishop

    Вообще всё по делу!

  • gl.

    Может быть… себе? Я б не стал полагаться в области вкуса на других 😉

    Если есть желание — можно попробовать и принять решение самому.

  • Kaiden

    Сам мир Спиры и его история довольны любопытны и оригинальны, несмотря на определенные логические нестыковки. Где такое в тех же западных RPG найдёшь, там в большинстве случаев будет набившее оскомину фэнтези и внезапно пробудившиеся от тысячелетней спячки древнеее Зло. Некоторые второстепенные персонажи в FFX неплохие (Auron, Yo Mika).

    А так, основной сюжет — да, довольно дебильная подростковая драма с присущей японским играм чрезмерной эксцентричностью. Но там сам жанр JRPG такой, на фоне остальных его представителей, где вообще детский утренник в дурдоме творится, FFX ещё очень неплохо выглядит.

  • Golden Phoenix

    С одной стороны «Десятка» красива и приятна на взгляд и слух (особенно с впервые озвученными персонажами), но геймплей и дизайн в целом уже начал катиться в сторону линейного коридора из 13-ой части. Вместо карты мира из предыдущих частей, где можно было исследовать целую планету, выдаётся какой-то огрызок с пройденными локациями под конец игры. А мудрёная «мини-игра» по прокачке персонажей и нарочито затянутые бои с каждой сошкой лишь усугубляют дело. Она не лучшая, но и не худшая в серии. По сравнению с FF X-2, тремя частями для XIII и даже второй частью с отвратительнейшим балансом, она даже вполне себе…

  • D K

    +1 десятка со своим унынием и блитцболом должна гореть в аду.

  • D K

    >Где такое в тех же западных RPG найдёшь
    Setterra core?

  • Haksaw

    > Кому верить?

    Мне. Десятка — гумно.

  • reader

    Спасибо, было интересно. Помню такой же рассказ про Железные шестерёнки. У вас хорошо получается рассказывать об играх, в которые я никогда не буду играть. По разным причинам.

  • D K

    Лучшие, это первая и девятая. = )
    Ну восьмая ещё норм, и двенадцатая.
    Да 13-ые если подряд проходить неплохо.
    А седьмая ну этож прорыв…
    Да и десятую я пожалуй поиграю…
    =)

  • Aleksey Dyukov

    Перепощу концовку тринадцатой.

    https://www.youtube.com/watch?v=NKYktEk4zr0

    Она мне очень понравилась, а кроме неё я про игру ничего не знаю. (Ну, кроме того, что её все хейтят.)

  • Выдумщик

    Как FF никакущая в плане сюжета и мира, как отдельная рпг — омерзительная.

  • old katarn

    Потому и понравилась, что ничего не знаете.

  • old katarn

    Всегда лучше самому все проверять. Но от «фф10 — худшая в серии» у меня весь монитор жиром залило. Была репутация и нет репутации.

  • old katarn

    А Берсерия и Персоны, значит, не наивные сказки для юношества с примесью наркомании?

  • Xoxa

    Хуже FF12 только FF13.

  • Mikk5505

    Во-первых, в них есть вполне взрослые подтемы (в Персонах точно). Во-вторых, они логичны в своем сеттинге. В-третьих, там гораздо лучше прописаны характеры персонажей, окружающих 1-2 главных героев. И т.д. и т.п. (юмор, музыка …)

  • Windigo

    Гайд о том, как правильно играть в Финалку:
    1) Берем Theatrhythm Final Fantasy: Curtain Call
    2) Наслаждаемся музыкой
    3) Игнорируем остальные игры
    4) ???
    5) GROFIT

  • Haksaw

    > в них есть вполне взрослые подтемы

    Что делает их только наивнее, ибо разруливаются они как раз в стиле сказок. В этом проблема япошек — они обожают пихать «серьёзные» темы в вещи с рейтингом 12+, а то и ниже, в итоге даже при желании не могут их раскрыть. Вопрос — нахрена вы их пихаете то, глупо же смотрится.

  • ГрустныйКазуал

    ППКС. Как пример второй Cold Steel — затяжной шестидесятичасовой фейспалм.

  • Andys

    10 — единственная двузначная финалка, и вообще последняя по времени, которую я прошел. Причем, чисто имо, слабее предыдущих, но сильнее последующих. Во все после неё не особо интересно было играть, все дропал где-то в первой четверти игр.

  • Stuntman

    Базируясь на личном опыте, начинать знакомство с jRPG с Chrono Cross, Chrono Trigger или, скажем, Xenogears — идея так себе. Слишком высоко задирает планку ожиданий и приводит к неизбежным разочарованиям в более типичных представителях жанра.

  • Sot

    У Chrono Trigger очень цепкие лапки, опять же — личные ощущения 🙂

  • Stuntman

    В том-то и дело. На момент выхода и AitD и Ecstatica были вполне технологичны. В отличие от Anachronox, который технически сильно устарел еще до выхода, ведь игра вышла в том же году, что и GTA3, Max Payne, первый Сэм. Игры, в которые без содрогания можно играть и сейчас. В отличие от. Просто зло берет, что разработчики не взяли движок хотя бы Q3 или не сделали игру двухмерной.

  • Sot

    Мне эта технологичность малоинтересна, после дисплея программируемого калькулятора даже CGA — чудо! 🙂

  • Stuntman

    В смысле, что игра хорошая? Так я о том же 🙂

  • Sot

    Есть такое дело, несмотря на подростковость 🙂

  • ParasaitoShinguru

    Когда это у неё репутация была? Лично я про то, что десятка — лучшая из финалок впервые именно от вас услышал.

  • ParasaitoShinguru

    в вещи с рейтингом 12+

    Но у Персонок рейтинг «M» же.

  • old katarn

    Взрослые темы при желании в чем угодно можно разглядеть, «даже» в FF10 с ее персонажами, напоминающих своим видом клоунов. JRPG вообще по большей части целятся в японских подростков, поэтому говорить, что одни JRPG — детские, а другие содержат какие-то взрослые темы…

    FF10 тоже логична в своем сеттинге. Что в ней нелогичного? В ней как раз один из лучших сеттингов в истории FF. И в плане оригинальности, и в плане проработки.

    Про персонажей — это они в Берсерии-то лучше прописаны, чем в FF10?..

  • old katarn

    Про TD не слыхали никогда, например? Кроме того, я не говорил, что она лучшая. А «репутация» относится к советчикам в комментах РП.

  • Mikk5505

    Насчет логичности ФФ10. Если ты можешь разглядеть логику в существовании Sin (Грех — назвали бы уж как-нибудь по другому, а то совсем в лоб получается как наказание за грехи), появлении Тидуса, придуманного некими Faith и существующего в их воображении, целого города, опять же существующего лишь в воображении, но реального, людей, которые вроде бы умерли, но существуют в реальном мире как unsent (т.е. неотосланные в иной мир), то флаг тебе в руки. Я же здесь вижу огромное количество нестыковок и наркоманский бред.
    И да, я до сих пор помню Магилу из Берсерии и никого из ФФ10.

  • Ulris Ventis

    Как по мне ФФ10 достаточно унылый своими шаблонными персонажами и провисает по динамике страшно. Больше всего утомляла видуха главного героя совершенно дебильная.
    ФФ12 зодиак, хотя и аналогично уныл в плане сюжетки, но по части механик и боевки реально на уровень выше, плюс боевка там не переходит с стратегической карты на тактическую Всякие штуки, типа вешай на себя щиты и лупи мощным спеллом чтобы отразить во врага х4 урон это круто для ФФ.
    В остальном же по прежнему считаю серию жутко переоцененной, поскольку сюжетно она дырявое барахло, вспомнить реально персонажей сложно (только если за pantsu), гриндить приходится слишком до фига чтобы уровень подгонять под врагов, а с классическими случайными нападениями на карте беготня кругами растягивает время на десятки однотипных боев каждый раз.
    Интерфейс по жизни жуткое неудобное УГ с кучей доп кнопок доп меню, доп интерфейсов и прочими нагромождениями.

  • Ulris Ventis

    Она не худшая явно, современные ФФ на ее фоне просто дно. Просто она в какой-то момент провисает сильно и не возвращается, а персонажи настолько уж прям типичные для японцев, что не цепляют вообще совсем никак. Тидиус и Юна дефолтные персонажи из сенена.

  • ParasaitoShinguru

    Это в каком-таком сёнене есть главный герой-нытик?

  • Ulris Ventis

    Да кстати, в Берсерии хотя и в целом такие же дефолтные персонажи, но они хотя бы бодрее себя ведут в целом. По крайней мере Берсерию я «почти» до конца дошел, а ФФ10 нет.

  • Вячеслав

    И концовка душевная.

  • deaddeer

    TD обожает десятку беззаветной любовью просто потому что это его первая финалка, по этой же причине любит двенадцатую (которая резко выбивается из серии и скорее Vagrant Story 2 чем финалка вообще).

  • Irx

    Не пофиг ли? Не всем играм блистать графоном, будь он даже супер технологичным на момент выхода, сегодня смотрелся бы так же убого.

    Меня тогда больше расстроило, что игра по сути недоделанная и обрывается на середине сюжета. Деваха с обложки присоединяется к партии за час что-ли до конца игры, ряд игромеханик только-только начинает раскрываться, глобальный сюжет появляется и упс, гамовер (кстати, очень Mass Effect 2 напоминает). А потом узнаёшь, что игру не успели завершить, выпустили что смогли, планировали продолжение, которого разумеется не было. Печаль.

  • Спасибо за статью, о я уже «изменил» финалкам с Tales of…, которые тоже как бы топчутся на месте, но хотя бы сохраняют дух сказочного приключения и интересных разноплановых персонажей. А Berseria — это вообще большой прорыв, если забыть об устаревшей графике.
    Что касается истории:

    FF7 — неплохой переход в 3D с более-менее проработанным миром и персонажами. Я ценю игру, как ту, что прорубила для JRPG окно на Запад, но преклоняться перед ней не желаю. Шедевральная метафизическая Xenogears для меня лучшая игра Square, была, есть и, очевидно, будет.
    FF8 — первая моя «финалка» и та, которую я проходил на ПК. Несмотря на огрехи, жуткий перевод и кучу гринда в финальных главах, до сих пор вспоминаю с теплотой и нежностью, как ту, что открыла для меня мир японских ролевок.
    FF10 — это одна из худших историй во всей франшизе, сосредоточение всего того, что я ненавижу в shonen. Идиотизм, умноженный на театр манекенов с ужасной озвучкой, как в японском, так и английском исполнении. Идея о жертвоприношении была хороша, но ее красота не вышла дальше CG роликов. Все, что есть в игре, это детские превозмогания и карикатурные мучения. И не говорите про великую историю любви, когда в самой игре, если не считать дебильной сцены со смехом и взгляда на закат, между Тидусом и Юной нет никакого человеческого контакта. Немая FF9 делает все как надо, но в миллион раз лучше, хоть это и наивная сказка старой школы.

    FF12 — крепкий взрослый сюжет, стиль Звездных Войн, бесподобный английский дубляж, но где-то посередке прохождения утомляет своим однообразием и завышенной сложностью. И вообще вся эта затея с «под ММОРПГ» мне не сильно понравилась, как и «охота за гамбитами», чтобы партия хоть как-то нормально действовала на поле боя.
    FF15 запускал на пять минут… Потом удалил. Простите великодушно, считайте меня заскорузлым романтиком, но я не могу играть в ролевую игру, где нужно управлять четырьмя мужиками в коже.

  • Irx

    Там все текстуры апскейл стрёмными алгоритмами, выглядит странно, особенно неписи.

  • Irx

    > подростковая драма
    Все финалки такие, начиная с 7-й части. Нашли свою нишу. Дебильные или нет — дело вкуса, когда сам подросток играешь с удовольствием, но испытание временем эти игры не держат.

  • Irx

    Ну нет. Septerra Core это неуклюжая попытка сделать западное аниме.
    Тот же Анахронокс хотя бы только геймплей пытался копировать, но стилистику взял от комиксов.

  • Плюсую за The Legend of Heroes. Одна из лучших JRPG серий в истории, в которую никто не играл. Особенно триогия Trails in the Sky, которую проходишь просто взахлеб ради сюжета, героев и отличной боевой системы. Cold Steel пошла по наклонной, в сторону шаблонности, хотя в сравнении с конкурентами это все равно отличный игровой опыт.

  • Irx

    Ещё бы их там не было. Помимо детей и взрослых ещё есть подростки, и для них есть свой жанр YA (Young Adult Fiction). К нему много чего относится, и Голодные Игры, и Лукъяненко, и эти ваши Персоны с Финалками.

  • Irx

    Без понятия кто такой TD, но давно заметил, что любимая финалка = первая, при условии что играл в неё до 20 лет.

  • Я уже дважды не подросток, но почему-то JRPG, особенно PS2 эры с точки зрения сюжета мне заходят больше, чем якобы «взрослые» PoE или DOS, усыпляющие своими монотонными диалогами и квазиреализмом.

    Мне кажется, вся эта «взрослость», «мрачность» и «серьезность» не имеют никакого отношения к качеству исполнения сюжета и героев.

    С возрастом, конечно, на многое смотришь более цинично, без прежнего пиетета или восторга, но хорошие истории, трогающие за душу, своего очарования не теряют. Shadow Hearts, Lunar, Chrono Trigger, Lufia, Dragon Quest, Rogue Galaxy, Valkyrie Profile играются сейчас ничуть не хуже, чем десять и двадцать лет назад. Просто сегодня сам жанр фактически мертв или мутировал в нечто казуальное и непотребное.

  • Cloud_Strife

    Ты просто в третий не играл. Он лучше первых двух Сэн вместе взятых. Лучше третьего Сэн разве что Ао. А уж четвертый обещает быть просто отменным после такого-то клиффхенгера.

  • Третий Cold Steel? Он же пока только на нихонском.

    Я прошел первые две части. И хотя нашел их замечательными, по части героев все сильно ухудшилось в сторону аниме штампов.

    Zero и Ao я начну, надеюсь, осенью, когда фанаты закончат редактуру.

  • Cloud_Strife

    Да, он только на японском, и проще выучить японский, чем дождаться перевода (я ставлю на 2020-й).
    Новый класс VII в Сэн 3 на голову выше старого, Рин в качестве учителя тоже хорош, а еще и повзрослевшая Тита и Агат, продолжение темы Хамела, мотивы Озборна, Кроссбелл под властью империи… Сэн 3 очень хорош, но без прохождения Зеро/Ао не стоит даже начинать (хотя я бы и Сэн 1-2 не рекомендовал проходить до Зеро/Ао).
    «Фанаты» (если ты про Геофронт) не закончат Зеро к осени, хорошо, если они хоть в следующем году выпустят свой 10 из 10 божественный перевод. А так-то перевод Зеро уже давным-давно есть, и он вполне хорош (уж точно лучше половины официальных русских локализаций, лол). Перевод Ао тоже уже есть, правда насчёт качества сказать ничего не могу, проходил на японском.

  • Kaiden

    Мне тоже CRPG не нравятся присущей им (и часто показной) мрачностью и серьезностью. Помню. как бросил играть в Wasteland 2, потому что в какой-то локации умирающая женщина постоянно стонала по радио и просила ее пристрелить. В жизни, что ли, всякого говна не хватает, зачем ещё это в игры тащить?

    Но сюжеты JRPG, наоборот, чрезмерно детские или в лучшем случае подростковые, там хочется хихикать и фейспалмить. Собственно, это по возрасту главных героев видно, в 95% JRPG им ещё нет 20.

  • Про «выучить японский» я думал лет пять назад, когда было еще свободное время и существовали визуальные новеллы, которые мне хотелось прочесть. Сейчас, когда все более менее интересующее уже переведено или в процессе, не вижу смысла тратить силы на изучения языка.

    Я собирался пройти Ao Zero, когда нагрянул анонс от Xseed, а позже узнал, что лучше всего проходить сначала CS1-Zero-CS2-Ao или что-то в этом роде. Про все переводы и проблемы с ними я давно знаю и слежу. Беты версии у меня есть, даже с озвучкой, но пока беспокоит возможное наличие ошибок в играх. Учитывая масштаб проектов и продолжительность, можно не торопиться. Помню я ждал чуть ли не два с половиной года SC, могу подождать еще ради продолжения истории.

  • Это все аниме наследие и свойственная японцам инфантильность, когда даже взрослая манга рисуется в чиби стиле.

    Прикол в том, что похождения, например, того же Шепарда далеко не уходит далеко буйной подростковой фантазии, несмотря на всю глобальность и напускной драматизм.

    А самураи при всей детскости, бывает, умеют загнуть неплохие моральные дилеммы и философию, как в Xenosaga или Ars Rise Fantasia. Тут все, наверное, зависит от способности принять тот или иной стиль повествования. Понять и простить 🙂

  • Radical femenist

    «Final Fantasy 10 — одна из лучших Final Fantasy вообще»
    https://uploads.disquscdn.com/images/935b191625640beb5792002c7c6db5bfb759ccec808aaf57d710ecf20365f493.jpg

  • Haksaw

    Однако даже в аниме, не говоря уж про кино и, возможно, литературу — я просто особо не читал, что там япошки пишут, у них особых проблем с нужной подачей нет. А вот в играх, и конкретно жрпг у них видать установка — это онли развлечение, никаких моральных напрягов у аудитории быть не должно, так что всё максимально обтекаемо и безобидно.

  • фвыфа фыфафы

    Играл в FF8 на ps понравилась, тогда я был подростком, но глядя на тот сопливый сюжет теперь, не могу понять как мне это нравилось. Прикупил скрепя сердце FF15, да графен норм, но сюжет, что за х… происходит, посмотрел фильм, вроде разобрался кто все эти персонажи и что за империя нифльхейм. Играю такой исследую мир выполняя наискучнейшие квесты, думаю а выполню-ка я пару сюжетных задания, два часа я уже на рельсах сюжета и вернутся в открытый мир не могу. И возникает вопрос, какое это нах.. рпг, когда ты едешь по рельсам в прямом и переносном смысле, персонажи неадекватные, сюжет неадекватный, мир неадекватный(в фильми показывали что за пределами купола инсомнии чуть ли не фоллаут, а в игре все прекрасно, все цветет). Ох избаловали меня хорошие западные рпг, я в такое больше играть не хочу. И эта глупая драма с луной,блин я просто смеялся, когда он плакал.

  • old katarn

    Tactics не в тему, потому что мы только про номерные выпуски основного сериала!

  • Про аниме лучше не стоит. Оно сейчас далеко от былого величия — конвейер глупейшего isekai с попаданцами. Про кино — согласен.

    Порог вхождения в JRPG, конечно, ниже, чем в западные ролевки, но зато они лучше раскрывают сюжет и героев. Вернее раскрывали в прошедшем времени. Сегодня все очень печально (киваю на Ni No Kuni 2 и дешевую туфту от Tokyo RPG Factory).

    Играя в них, я не чувствую себя гостем на чужом празднике, как это бывает в типичных WRPG. Последние, особенно современного образца, делают умное лицо, заваливают бесполезной инфой (якобы важным ЛОРом), а на деле пустые и холодные.

    К примеру, я потратил 70 часов на PoE, но при всех ее ролевых достоинствах мне было абсолютно плевать на моих однопартийцев, разговаривающих один раз в час и несущих какую-то пафосную претензионную ахинею, пусть и написанную литературным слогом.

  • old katarn

    По такой логике FFT — Vagrant Story 2. И откуда диагноз, что ФФ10 — его первая финалка? Он, может, в чем-то ее перехваливает, но из 1-9 ей какую-то конкуренцию могут составить, наверное, одна или две игры.

  • old katarn

    Логика есть, она в игре подробно обсасывается. Это как раз одно из достоинств ФФ10 — она оригинальна, в отличие от того же довольно обычного для JRPG мира Берсерии. Лор не более наркоманский, чем лор игры, в которой, допустим, школьники по ночам воруют чужие сердца.

  • Haksaw

    > Играя в них, я не чувствую себя гостем на чужом празднике, как это бывает в типичных WRPG.

    А разгадка проста — жрпг это не рпг. Жрпг — это по сути адвенчуры с прокачкой, соответственно и акценты там другие.

    > К примеру, я потратил 70 часов на PoE, но при всех ее ролевых достоинствах

    Пое просто чухня, а её «ролевые достоинства» только не ленивый не оплевал =)

  • Aleksey Dyukov

    Zankoku na tenshi no you ni
    Shonen yo, shinwa ni nare…

  • Igor

    «Она в известной степени поддерживает мышь» ))
    Фраза, достойная высечения / отлития!

  • Ну, кому то и Ведьмак — адвенчура.

    А для меня ролевая игра — эта та, где я могу вжиться в чью-то роль и отправиться на поиски приключения. Приложения в виде скиллов и характеристик приветствуется, хоть и необязательны.

  • Haksaw

    > вжиться в чью-то роль и отправиться на поиски приключения

    Ну так я и говорю — адвенчура, они как раз про это =) Ничего ужасного в этом нет, разные жанры просто. Лично я тоже недолюбливаю классические црпг — там в основном перенесена механика настолок, только вот настолки — это далеко не только механика, важно само взаимодействие игроков за столом, а в црпг этого понятное дело нет и не предвидится. Поэтому я считаю, что самые тру рпг на компе — это ММОРПГ, они как раз про взаимодействие игроков, но «тру ролевикам» не шибко нравятся тамошние роли =)

  • Kaiden

    Ну, кстати, не слишком-то и подробно. Из самой игры почти невозможно понять, например, кто такой Yu Yevon, зачем он создал Sin, откуда появился наш главный герой с эпическим смехом и куда он делся в конце. Об этом либо вообще ничего не говорится, либо говорится туманными намёками из уст второстепенных персонажей.

    Вообще, FFX на удивление скуп в плане объяснения своего Лора. С одной стороны, это, конечно, создаёт интригу и загадку, а с другой — в конце все-таки не помешало бы выложить все карты на стол.

  • Abad Habet

    Офигеть, обсуждение JRPG на RP. Так, глядишь, и до игр ******** дело дойдёт.

  • Abad Habet

    В пару слов не уместилось, пусть будет так: «Нативные версии всегда предпочтительнее».

  • Haksaw

    Каких-каких игр? Illusion по буквам подходят, но их и так обсуждают =)

  • Abad Habet

    Найти двух любителей JRPG, у которых будет схожее мнение по каждому пройденному тайтлу почти нереально (если таковых не 2-3, а поболее). Так что да, только проверять самому. Я сначала смотрю, интересен ли процесс/боёвка (и на этом этапе отметается половина выходящего), а потом уже фейспалмлю от сюжета. 10-ку не считаю плохой, но и до топчика ей далеко (как и всей серии FF).

  • Abad Habet

    Не угадал 🙂

  • Abad Habet

    Слишком высоко задирает планку ожиданий

    Это точно про Chrono Cross?

  • Abad Habet

    Плюсую за The Legend of Heroes. Одна из лучших JRPG серий в истории, в которую никто не играл.

    Эта серия в рунете известнее, чем Dragon Quest.

  • ParasaitoShinguru

    На текущий момент лучшая финалка — это Bravely Default / Bravely Second же.
    https://www.youtube.com/watch?v=bVILGVfqOlg

  • Haksaw

    Да так се, я ещё на дефолте задолбался и дропнул, до секонда так и не добрался. С той сюжетной структурой, что они выбрали, должны адски тащить второстепенные персонажи, а они не тащат =/

  • deaddeer

    FFT это спин-офф. FFXII же — опять Ивалис, жёсткий отход от канонов всяческих (под раздачу даже Шивы/Ифриты полетели — зачем, почему?).

    Где-то писал об этом, я сам удивился. Тем смешнее видеть его полные объективности разборы почему ff% плохая (особенно про четвёрку) на тему сюжета.

    Он её не то что перехваливает, он её превозносит (на то и любимая), и драматический сюжет, и «грамотно поданная любовная история», и озвучка всего и вся, и блицболл, и линейность сюжетно обоснована. Типичный фанбой.

  • Chazm

    Отлично подошла на роль первой и последней, бггг.

  • Bishop

    И Октопац туда же

  • Bishop

    Прекрати. Не бывает такого, что абсолютно все неправы в своем субъективном мнении, а даже в этом треде все обладатели разрушенной репутации подтвердили свои слова.
    Говоря «финалка», лично я подразумеваю только классические части — 6-12. До них — безликие археоптериксы, после — не пойми что.
    Из 6-12 десятка, разумеется, на заслуженном последнем месте. Даже если это не так и она чисто случайно на предпоследнем, обойдя, например, 7 или 9 (смешно же зашутил, да?), то с чего же монитору заливаться жиром? Не на «черное» же говорят «белое», а максимум на светло-светло серое.

    Если проблема кроется именно в моем «лично моем» и на самом деле нужно учитывать все части, такие как Адын, 13-2 и т.д., то может и поблагоприятней для Десятки все выглядит. Но все равно ее очень сложно простить за блицболл, за сферохрамы, за озвучку, за силу и частоту случайных битв, не дающих никакого спуску.

  • Ulris Ventis

    В целом у меня такие же ощущения остались от этих частей. Хотя я меньше оценил ФФ7 и ФФ8, но на момент релиза они были впечатляющими конечно для западного рынка.

  • Enomay777 Enomay888

    5-ю тоже еще можно в классику включить.

  • BoDunoff

    Ну еще есть Shining Force как вариант

  • D K

    Западное аниме это совсем отдельная тема. А вот как игра Septerra прекрасна, огромный мир, приличный сюжет, головоломки вот это вот всё.

  • Coyro

    Там ремастер Весперии вот-вот портируют, так что вишлист и предзаказ. Вещь как минимум уровня Берсерии.

  • Да, я в курсе, жду. Надеюсь, что до Xillia, Vesperia и особенно Abyss дело тоже дойдет. Последняя, правда, на эмуляторе работает хорошо, но ремастер не помешал бы.