Рецензия на Fell Seal: Arbiter’s Mark

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Final Fantasy Tactics – одна из тех легенд, о которых много кто слышал, но в которые мало кто играл. Особенно в Европе, где выходил лишь ее ремейк для PSP. Стараниями скромной команды 6 Eyes Studio теперь любой желающий может примерно представить, что это была за игра. Ключевое слово – примерно.

По заветам классиков

Разработка: 6 Eyes Studio
Издание: 1C Entertainment
Жанры: Strategy (Tactics)/RPG/Turn-based/Isometric/2D
Похожие игры: Final Fantasy Tactics (серия), Disgaea (серия), Blackguards (серия), Tactics Ogre: Let Us Cling Together, Jeanne d’Arc
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Больше всего пошаговая ролевая тактика Fell Seal: Arbiter’s Mark подкупает вниманием к мелочам. Тончайшая настройка уровня сложности перед началом кампании заслуживает наивысшей похвалы, поскольку тут можно подстроить под себя что угодно — от наглости ИИ до фатальности ранений.

Понятно, что игру делали фанаты Final Fantasy Tactics и Ogre Tactics (на странице в Steam в общих чертах так и написано), а потому они подправили многие «косяки», которые могли раздражать в играх 1990-2000-х гг. Например, система расходуемых предметов жестко ограничивает число зелий, булыжников (между прочим, последний довод пролетариата — если дышащего на ладан врага не достать мечом, то можно попробовать добить его камнем!) и прочих вещичек, так что закупать десятки склянок не нужно. Во-первых, вам их и не продадут. Во-вторых, запасы восполнятся автоматически перед следующей дракой.

Смотреть галерею скриншотов Fell Seal: Arbiter’s Mark

Система классов знакома: персонажи постепенно растут в уровнях, отдельно «прокачивая» используемую профессию и получая новые навыки, связанные с ней. При достижении определенных успехов в ратных или магических делах героям открываются альтернативные или продвинутые версии воинов, колдунов и т. п. И главное — каждый боец может использовать умения сразу двух направлений, и это позволяет слепить из любого юнита боевую машину под ваш стиль игры.

На карте мира, по которой мы путешествуем от одной «точки интереса» до другой, обычно не наткнуться на случайную стычку. Зато если понадобится опыт, вы можете посетить любую из уже пройденных локаций и влезть в заварушку с разбойниками и монстрами заботливо указанной игрой крутости. Не то чтобы в Fell Seal требовался долгий и усердный «гринд» на нормальной сложности, однако совсем от него избавиться, скорее всего, не выйдет. Во всяком случае, авторы позаботились о том, чтобы однообразный процесс набивания уровней не был чересчур затянутым.

Смотреть галерею скриншотов Fell Seal: Arbiter’s Mark

Хотя драки довольно нерасторопны. Как и в Final Fantasy Tactics, поля сражений здесь представлены небольшими локациями, где очень много разнообразных объектов и очень легко сломать шею или утонуть. Дело в том, что при маневрировании необходимо учитывать разницу высот, чего, например, почти никогда не приходится делать в новой Fire Emblem: Three Houses. Еще важно правильно разворачивать своих солдат после завершения хода — атаки сбоку или сзади наносят дополнительный урон. Для самых смелых и ловких на многих картах припрятаны сундуки с ценными находками — как правило, прибрать их к рукам без специальных умений невозможно либо очень трудно. Враги напористы и умны. Они не только постоянно норовят зайти в тыл, но еще и не стесняются применять те же самые умения и возможности, которые есть и у нас. С большим трудом завалили крепкого монстра? Главарь бандитов на другом конце карты почти наверняка применит воскрешающий предмет. Вот незадача-то…

По ходу игры к отряду присоединятся всего несколько уникальных персонажей. Чтобы не страдать слишком сильно из-за численного перевеса врагов, вам рано или поздно придется нанять в местной гильдии болванчиков, не участвующих в диалогах, зато исправно выполняющих поставленные боевые задачи. Как видно, авторы очень серьезно подошли к проработке ролевой и боевой механик, подумали об удобствах, сделали игру дружелюбной, понятной и интересной, когда речь идет о битвах. Но Fell Seal, как и ее духовная предшественница, состоит не только из них.

Смотреть галерею скриншотов Fell Seal: Arbiter’s Mark

Я и есть закон

Первая серьезная претензия возникает к сценарию. В этом мире царствует Совет Бессмертных. Его члены захватили власть много столетий назад, когда победили чудовище, угрожающее всему живому. Теперь они правят людьми и нелюдями, периодически отправляя одного из своих коллег в отставку. Тогда назначаются претенденты на вакантное место, которые должны пройти специальное испытание.

Власть развращает, абсолютная же власть привела к закономерному итогу: некоторые Бессмертные покровительствуют подлецам и бандитам. Даже сформированный ими корпус вершителей — эдаких фэнтезийных судей Дреддов — неспособен навести порядок в подконтрольных землях. Одни — потому что им это не нужно, другие — потому что сталкиваются с сопротивлением прогнившей системы. Будь на месте последних настоящий Дредд, он бы не потащил наглого убийцу в тюрьму, откуда мерзавца тут же выпустят, а казнил бы его на месте.

Смотреть галерею скриншотов Fell Seal: Arbiter’s Mark

Но как раз за наивных, рассуждающих словно дети вершителей, мы и играем: Кирие и двух ее коллег. Понятное дело, что в конце концов они и с хулиганами разберутся, и древнее зло на органы разберут. Сюжет Fell Seal, на мой взгляд, сугубо функционален — эдакая заглушка, в которой нет ничего по-настоящему интересного. А вот диалоги производят куда более печальное впечатление. Ни в какое сравнение с хитросплетениями Final Fantasy Tactics мытарства недалеких героев не идут. В незначительной степени, возможно, из-за странного перевода на русский язык, однако есть подозрение, что и в оригинале реплики не отличались ни содержательностью, ни литературной красотой. Прочитанное в игре вызывает ассоциации с фанфиком юного и/или не особенно начитанного автора. Ситуация двоякая. С одной стороны, в тактику часто играют вовсе не из-за сюжета. С другой — это не обычная тактика, а попытка западных фанатов сделать что-то в духе японских TRPG, для которых сюжет крайне важен (ведь это один из главных поводов в принципе играть в них).

Вторая претензия под стать первой — графика и анимация. Локации разнообразны и неплохи на вид, хотя иногда излишне эклектичны, а вот персонажи выглядят как-то особенно… странно. Посмотрите на эти лица: как будто художник сначала хотел нарисовать что-то в духе японской анимации, но на полпути передумал и создал каких-то детей с приклеенными бородами. И при всем этом — в меру реалистичные, выполненные почти что в духе Baldur’s Gate портреты.

Смотреть галерею скриншотов Fell Seal: Arbiter’s Mark

Чем дольше играешь в Fell Seal, чье полное прохождение с получением истинной концовки занимает порядка 30 часов, тем больше мелких несуразностей замечаешь. Например, система ранений по умолчанию (то есть пал в бою — вот тебе сниженные характеристики, пока не пропустишь одну схватку) бессмысленна, потому что всегда можно вернуться в начальные локации и быстренько отпинать там героями из глухого резерва абсолютно беспомощных противников. Некоторые поднимаемые в диалогах темы толком не раскручиваются, словно к финалу их то ли забывают, то ли оставляют для фантазии игрока. Побочные квесты редки, да и их еще надо найти. В конце концов я понял, что мне не нужно столько разнообразных классов, когда я уже собрал достаточно боеспособную команду. И поскольку умения и заклинания могут дублироваться, а дизайнеры балуются неожиданными пиками сложности, особого смысла рисковать и менять «прокачанную» профессию на совершенно новую я не увидел.

* * *

Fell Seal: Arbiter’s Mark — неплохая отправная точка для создания действительно классной ролевой тактики. В чем-то она даже превзошла Final Fantasy Tactics, но в целом пока что уступает и ей, и некоторым другим конкурентам.

Оценка Riot Pixels74%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 2,4 ГГц
3 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Fell Seal: Arbiter's Mark
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Mikk5055

    Примерно так я ее и оценил. Сюжет вызывает оскомину — опять боремся с древним злом, персонажи не очень запоминаются. В боевой системе слишком мало оригинальных элементов, в основном все заимствовано из FFT. Да и продолжительность раза в 3-4 меньше. До Tactics Ogre конечно сильно не дотягивает. Но любителям FFT вполне может понравиться, как и желающим ознакомиться с классикой без помощи эмуляторов.

  • Aleksey Dyukov

    Выглядит как отличная игра под новогоднее настроение.

  • Garret_Hawke

    А картинка перед рецензией внушала что-то большее.

  • Viktor Kryshtalev

    Меня настолько выморозила боевая система, что не смог играть, вернул деньги, игра где есть разница куда бить противника и без зон контроля превращается в хоровод, где если два противника в поле , каждый на своем ходу забегает за спину друг другу, более идиотии не видел .

  • Mikk5055

    На самом деле там у одного из основных боевых классов есть пассивка на ликвидацию уязвимостей при ударах сбоку/сзади. С учетом того, что можно выбрать 4 пассивки (2 от текущего основного класса плюс 2 любые из изученных), это не является проблемой. По мне отсутствие честного расчета траектории пуль/стрел более актуально.

  • Igor

    … сделанная лет 15 назад.

  • Валентин Малиновски

    Сюжет и атмосфера.увы и ах,в этой игре просто никакие,увы.

    Никогда не забуду свои детские впечатления от Финалки Тактикс ,какая атмосфера конца средневековых революций и востаний,двоедушия церкви,людей,гибнущих под механизмом этих интриг,как одновременно сопереживал и ждал темного конца от Делиты-чудесный,глубокий сюжет,незабываемый.

    Тактик Огр не настолько мне зашел,но очень натуралистичен и глубок по сравнению с этим.

    Здесь же все просто ну очень плоско и не художественно,не надо так.

    а вот боевка,возможности кастомизациии персов -очень понравились.

    очень противоречивая игра,из за того что атмосфера и сюжет нулевой,так и не порадовала ,игра на один раз,не смотря на явно с любовью и кропотливо созданую боевку,хоть и не безпроблемную,как указано и в обзоре

  • Tenet

    Согласен с минусами, ну а анимация движения персонажей по полю боя меня просто вымораживала.

  • Rotozey

    Где бы прикупить новогоднего настроения 15-летней выдержки?

  • Rotozey

    Честный расчёт траектории в 2D-изометрии?
    Это нонсенс.

  • Mikk5055

    Играл в Tactics Ogre? Так вот, там в отличие от сабжа стрелы не проходят сквозь стены и выстрелы снизу вверх часто не доходят до цели, в отличие от сверху вниз. Там даже есть пассивка, которая показывает траекторию стрелы.

  • Someone132

    Да блин, зачем идти так далеко? В первых двух Age of Wonders тоже ничего не проходило сквозь стены, да и нахождение на стене давало нехилый бонус против дальнобойных атак. Не помню правда, если стрельба сверху вниз тоже была с бонусом или нет.

  • Igor

    В голову приходит только винный отдел)

  • Rotozey

    Честная траектория пули описывается баллистической кривой 😉

  • Mikk5055

    В таких играх стрельба ведется на расстоянии 5-20 м. Поэтому полет пули можно аппроксимировать прямой. А вот стрела честно летит по кривой. Но не в этой игре, а в Tactics Ogre.

  • Haksaw

    Угу, вот только стрела на расстоянии 5-20 метров тоже летит примерно по прямой =) Наблюдать эти стрелы, которые на 5 метров крутой параболой стреляют крайне забавно, такой-то честный расчёт :Р

  • Mikk5055

    Ну да есть немного 🙂 Кстати, в Tactics Ogre арбалеты стреляют по прямой, поэтому их нельзя использовать за спинами товарищей — попадешь в своего же. А вот луки да, стреляют по параболе и ими можно пользоваться из-за спин.

  • Lamento

    Игра сплав простодушия и хитрости, и пусть у меня не вышло сделать стреляющего параметром защита следопыта в целом направление к нетривиальности комбинаций в игре присутствует.

  • maZZa_sQuaL

    — ты куда?
    — в винный. куплю немножечко вины

  • Ivan Flamberg

    Блин, два раза начинал FFT на эмуляторе PS и дважды не закончил. Один раз винчестер компа сдох, второй раз ноутбук сдох. Блин, третий раз что ли начать =)

    Каждый раз меня подводит мое задротство и манчкинство. Помню, доходило до того, что я отыскивал на случайной карте ловушки понижающие уровень и наступал в них классом, который дает(и отнимает соответственно) мало очков навыка, чтобы потом переключиться на более дорогой класс и нагриндить уровень заново и более крутые статы. Причем, для прохождения сюжетки этого особо-то и не требовалось, разве что для deep dungeon.

  • Ivan Flamberg

    Первый X-COM машет лапкой и передает приветы.

  • Dan Smith

    >Особенно в Европе, где выходил лишь ее ремейк для PSP.

    Но не в России где была доступна как английская версия, так и куча вариантов промптовского перевода.