Рецензия на Fatal Frame: Maiden of Black Water

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

На горе Хиками творятся страшные вещи. Говорят, что неупокоенные души погибших на ней людей склоняют забредших туда зевак к самоубийству. Далеко не каждый человек может увидеть духа. Девушкам Юри и Миу, а также молодому писателю Рене «повезло». И они быстро поняли, что происходящее на Хиками зачастую не имеет ничего общего с суицидом.

Мы туда не ходим

Разработка: Koei Tecmo Games
Издание: Koei Tecmo Europe
Жанры: Adventure/Survival horror/3rd Person/3D
Похожие игры: Project Zero (серия), Silent Hill (серия), Kuon, Haunting Ground, Clock Tower (серия), Alone in the Dark (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): Xbox Series X

В начале 2000-х у многих крупных японских издателей и разработчиков была хотя бы одна собственная игра в жанре хоррор. Capcom, Konami, Sony, даже From Software спекулировали на популярной в эпоху PS2 теме. Не осталась в стороне и Tecmo, создавшая серию ужастиков Project Zero (в США — Fatal Frame; впрочем, для этого переиздания авторы иногда пишут сразу оба названия) с оригинальной боевой системой: управляя персонажами с видом от третьего лица, мы убегаем от призраков, а сражаемся с ними, переключившись на вид «из глаз», таким образом фотографируя их на камеру-обскура. И если первые три выходили на разных платформах, то со временем серия прописалась на консолях Nintendo, где и была бы похоронена заживо, не реши издатель перевыпустить Maiden of Black Water.

Смотреть галерею скриншотов Fatal Frame: Maiden of Black Water

Сюжет несколько сумбурен и во всех смыслах тягуч, темпом напоминая культовые (и не очень) заунывные японские киноужасы, нередко попадающие на Запад в любительском переводе. Повествование разбито на главы, в которых мы попеременно управляем то Юри, то Реном, то Миу. У каждого из троицы свои цели, но все они после ночных похождений возвращаются в один дом, где, как правило, укладываются спать. Такая тусовка хорошо информированных персонажей на довольно ограниченной территории вызывает искреннее недоумение – они ведь не разводят душевных разговоров друг с другом и не делятся (во всяком случае, на глазах игрока) находками и догадками.

Столь странными взаимоотношениями возможно объяснить, почему в этой Fatal Frame нас вынуждают проходить уже изученные локации. Гора Хиками велика: есть и лес, и разнообразные постройки, какие-то заброшенные стройплощадки, озера и т.п. Готовьтесь к повторным посещениям, а то и не по одному разу… Дополнительно на длительность прохождения влияет то, что в избранных главах нам нужно не только найти пропавшего человека, но и потом увести его в безопасное место. С одной стороны, возникает ощущение, что игру растягивали изо всех сил. С другой — в какой-то момент я по-настоящему проникся густой атмосферой паранормального детектива.

Конечно, почерк Tecmo узнаваем: среди костюмов (особенно для оригинальной японской версии на Wii U) много нарядов, совершенно непригодных для ночных походов в обитель зла. Движок, явно позаимствованный у Dead or Alive 5, любит, когда молодые японки мокрые с головы до ног. Тут этому, правда, придумано сюжетное обоснование, а влажная одежда создает дополнительные проблемы во время поединков с духами. Но мне все-таки кажется, что крайне глупо лезть в заброшенные полузатопленные храмы или на кладбище, не прикупив заранее «болотники» и непромокаемую верхнюю одежду.

Смотреть галерею скриншотов Fatal Frame: Maiden of Black Water

Хорошо, что недогадливых героев не сильно грузят головоломками. По сути, в мирное время от нас требуют идти в нужном направлении (обычно даже указывая его, как в Dead Space) и лишь изредка разбираться с задачками типа «сделай такую же фотографию, которую ты сейчас видишь на экране». Ни музыкальных пауз, ни «пятнашек», ни других нелогичных поручений — вся игра крутится вокруг нашей камеры.

Сейчас я тебя щелкну

Здешние призраки не падки на дешевые «скримеры», предпочитая вальяжно «выходить» из стены или дерева, хотя отдельные особи склонны к куда более зрелищным появлениям. В конечном счете все они оказываются прямо перед нами, и тогда наступает время доставать камеру.

Панически щелкать затвором смысла мало: для нанесения наибольшего урона надо правильно выстроить композицию и/или подпустить противника на близкое расстояние. Они не всегда возникают поодиночке и постоянно норовят исчезнуть из вида и потом напасть сзади. В общем, Fatal Frame не самый страшный хоррор (пускай он и бывает жутким), но очень напряженный.

Смотреть галерею скриншотов Fatal Frame: Maiden of Black Water

И атмосферный. Когда побежденный враг уже готов растаять в воздухе, у нас есть буквально несколько секунд, чтобы прикоснуться к его силуэту. Обычно за это дают дополнительные очки, которые потом идут в том числе на покупку улучшений для камеры, «расходники», костюмы. Иногда нам дополнительно показывают короткие истории поверженных духов. Ролики о гибели людей, будто записанные на видеопленку, настраивают на нужный лад. Да и неагрессивные души умерших, на несколько мгновений появляющиеся в разных локациях (за их съемку тоже полагаются бонусные баллы), выглядят более чем уместно.

Все, что касается антуража, у Tecmo в принципе выполнено на высшем уровне. Ведь и Ninja Gaiden, и Nioh, и Fatal Frame если не целиком, то в значительной степени основаны на родной для авторов культуре. История про зловещую черную воду и ритуалы, связанные с ней, органично смотрятся в этой типично японской игре. Важно помнить, что это ремастер бывшего эксклюзива Wii U. В итоге по меркам 2021 года и мощнейшей консоли современности — Xbox Series X – игра держится молодцом, модельки же персонажей порой просто отличные. Однако Fatal Frame не высокобюджетный блокбастер, поэтому невероятных красот на здешних узких тропках искать не стоит. Зато звук чертовски хорош. В оригинале для управления камерой авторы задействовали все особенности идеально подходящего для подобной задачи геймпада Wii U, сейчас же мы как будто играем в обычный боевик от первого лица. Не считая подтянутой картинки, самым заметным нововведением переиздания стал фоторежим.

Если вы не проникнитесь происходящим за первые 3-4 главы, то вряд ли вас увлечет медленный темп, едва ли не полное отсутствие загадок и не такое уж большое разнообразие врагов. Схватки в тесных комнатушках и коридорах – настоящий кошмар: очень сложно ориентироваться, кто и откуда нападет в следующее мгновение. Maiden of Black Water относительно легкая, вот только невнимательный игрок пропустит многочисленные дневники и записки, а они в значительной степени и должны помочь ему понять, что же на самом деле происходит на проклятой горе. Искусственно ограничивая нашу свободу передвижения, дизайнеры применяют набившую оскомину «таинственную силу», которая не дает открыть ненужные в текущей главе двери. «Расходники» же нельзя использовать на ходу — исключительно в меню. Вроде бы удобно, ведь можно передохнуть в разгар поединка с «боссом», и в то же время так уже давно никто не делает. А еще тут нет русского языка. И браться за версию для PC без геймпада бессмысленно.

Смотреть галерею скриншотов Fatal Frame: Maiden of Black Water

* * *

Старорежимный хоррор, во многом полагающийся на концепцию своих предшественниц. Эта серия никогда не претендовала на лавры Silent Hill или Resident Evil, но все-таки у нее есть собственное лицо. Иные конкуренты давно остались в прошлом, а Fatal Frame живее всех живых.

Оценка Riot Pixels79%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Fatal Frame: Maiden of Black Water
Author Rating
41star1star1star1stargray