Рецензия на Fallout 76

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

“Я читал в интернете,
что в наших играх было несколько багов”.
Тодд Говард на презентации Fallout 76

Рукотворный апокалипсис не уничтожил население Аппалачии. Как и во многих других регионах США, люди выбрались из своих бункеров и укрытий, начав жизнь с чистого листа. Кто-то стал грабить соседей, другие начали им помогать. Бывшие военные организовали отделение “Братства Стали”, а политики – Анклава. Одна актриса даже возомнила себя супергероиней, способной вести за собой таких же храбрых и умелых женщин, как она сама. Но все это не так уж важно, потому что все местные жители в конце концов умерли. Лишь спустя какое-то время открылась дверь убежища 76, и на эту несчастную землю ступили вы.

Жизнь после жизни после жизни

Разработка: Bethesda Game Studios, Bethesda Game Studios Austin
Издание: Bethesda Softworks
Жанры: Action (Shooter)/RPG/Online-only/1st Person/3D
Похожие игры: Fallout 4, No Man’s Sky, Rust, Ark: Survival Evolved, Destiny (серия)
Мультиплеер: (2-24) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

В Fallout 76 авторы создали самый безнадежный сценарий тотального запустения. Двигаясь по веткам “главных” квестов, мы находим братские могилы, ранее именовавшиеся базами рейдеров или “Братства Стали” и т. п. Зачастую наша задача – вступить в уже несуществующую организацию, чтобы разузнать подробности ее гибели, а иногда – продвинуться по карьерной лестнице. Все эти нелепые цели выглядели бы совсем уж глупыми, если бы тут и там нам не попадались в лучшем случае полноценный ИИ или словоохотливые роботы, а в худшем – записки и аудиодневники, порой начинающиеся со слов “если вы это читаете, значит я уже умер, но есть одно важное дело!”.

В Fallout всегда была какая-то понятная первичная цель. Нам просто ставили ее в начале игры в качестве ориентира, а потом – идите куда хотите, только не забудьте отыскать чип, ГЭКК, отца, сына или своего обидчика. Здесь же нет ничего подобного – нас не гонят по сюжетной линии и вовсе не пытаются ей заинтересовать. Bethesda обводит безлюдную местность рукой и довольная собой сообщает: эта разруха – для тебя! Вперед, на поиски приключений!

Наши мытарства особым разнообразием не отличаются. Мы идем мимо очередного дома, трупа или неприметной горки земли, как вдруг нашему герою приходит в голову мысль: ну-ка, проверю я это строение, тело или груду мусора! Шестое чувство никогда его не обманет, но на что-то большее, чем беготня зигзагами по пересеченной местности и отражение волн врагов, не рассчитывайте. Что характерно, за придуманные для самого себя задания часто можно получить вполне осязаемую награду. Очень удобно!

Выходцы из 76-го начинают свой путь с минимальными SPECIAL-параметрами. Каждый уровень вплоть до 50 приносит 1 очко. Скажем, чем выше показатель силы, тем больше специальных “силовых” карточек-“перков” можно держать активными. Система спорная, поскольку карты, которые продолжат выпадать и после “полтинника”, в любой момент можно поменять (нашли сейф – убрали какое-нибудь боевое умение и поставили вместо него “взломщика”). Так зачем же разводить возню с неудобным интерфейсом современных Fallout?

У исследуемого региона есть особенность: так называемая “чума горелых” превращает и людей, и монстров в, собственно, “горелых”. Внешне человека, пораженного ей, трудно отличить от совершенно диких в этих краях гулей, поэтому возникает закономерный вопрос: нужно ли было плодить сущности? Как бы там ни было, петляющая дорожка “восстановления жизни в Штатах” (пройдя ее от начала и до конца, вы поймете, что ни о каком возрождении цивилизации и речи не идет) приводит нас к финалу: запуску ядерной ракеты, которой можно ударить по той или иной части карты. Вам кажется, что в этом мире природа и так чудовищно изуродована радиацией? Ну так можно изуродовать ее еще сильнее и набрать за счет этого кое-какие редкие ресурсы!

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

Собственно, весь нехитрый игровой процесс Fallout 76 в том и состоит, чтобы постоянно бегать по округе и тащить к себе в сундук все подряд. Даже если ваша одежда не рассыпается от ударов врагов, а ружья исправно стреляют, вам как минимум нужно регулярно есть и пить. Какие-нибудь препараты тоже не помешают. Любители архитектурных изысков, заразившиеся градостроительством в Fallout 4, будут разочарованы, потому что собственное поселение возвести не дают – разве что неказистую усадебку с садом и автоматическими турелями на входе. Только чертежи сначала придется где-то найти.

Я не питаю теплых чувств к Fallout 3 и тем более Fallout 4, идеологически далеким от классических Fallout 1 и 2. Но если бы Fallout 76 хотя бы отдаленно напоминала похождения жителя 111-го убежища, ее одиночный режим можно было бы назвать “терпимым”. Bethesda же перегнула палку, выбросив из игры последние элементы, придававшие толику объема ее мертвой и нелогичной вселенной: NPC (в том числе союзников), с которыми можно было хоть о чем-то поговорить, фракции, поддерживавшие иллюзию выбора, и квесты, отличные от “пойди в тот дом и убей там всех”. Хоть бы компаньона-собаку оставили, в самом-то деле. Все, что можно делать в этой Fallout, если играть в нее одному – это крошить возрождающихся монстров и собирать периодически возвращающееся на полки и в сундуки барахло. Экипировка, правда, теперь требует определенного уровня, а выбить что-то нужное из “боссов” или легендарных существ очень сложно.

В Fallout 76 вы словно хомяк в колесе бежите за хламом, тратите уйму ресурсов и потом ищете еще больше хлама, чтобы восполнить потери от прошлой вылазки за ним. И не следует забывать, что за самым сложным замком, хитрой компьютерной системой или грозным противником часто спрятан совсем несерьезный приз. Страшно сказать: иной раз быстрое путешествие будет стоить дороже награды за приглянувшееся вам поручение. Более грабительские цены тут разве что у торговцев.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

Единственный раз, когда вопреки всему заданию удалось меня заинтересовать, был связан с цепочкой квестов местных “мстителей”. Уж очень хороша оказалась история, жаль, что в ней нельзя участвовать более активным образом. Другая любопытная находка – странствующий супермутант-торговец, пожалуй, единственный NPC-не робот, которого можно встретить в Аппалачии. Хотелось бы, конечно, узнать у него, как продвигался бизнес в регионе во времена, когда вымерли все клиенты и поставщики, но поскольку диалоги отсутствуют как класс, сделать это невозможно.

Клуб одиноких сердец

Ступая на зыбкую почву онлайна и “выживалок”, Bethesda как будто совсем не оглядывалась на конкурентов, из-за чего Fallout 76 больше похожа на мешанину из сырых идей, нежели на MMORPG с сюжетной линией и серьезными испытаниями как для одиночек, так и для групп игроков. С выживанием все скучно: разбиваем лагерь у источника воды, строим установки для ее очистки, периодически подбираем полуфабрикаты или убиваем каких-нибудь животных да жарим их внутренности – вот и вся проблема! Конечно, можно подцепить инфекцию или паразитов, но опытным путем выяснилось, что тратить редкие лекарства на всякую ерунду чаще всего не стоит, ибо ваш иммунитет одолеет ее самостоятельно. Собственной жизнью перестаешь дорожить после первой смерти. На месте вашей гибели остается мешочек с кое-какими ресурсами, за которым иной раз и идти-то лень – уж их-то повсюду полно. Еще один насущный вопрос: зачем геройствовать, тратя “расходники” и ломая броню в тщетной попытке улепетнуть от излишне крепкой твари, когда можно быстренько умереть и воскреснуть в безопасном месте?

Даже если мимо будет пробегать агрессивный игрок, без вашего согласия он вряд ли нанесет вам существенный ущерб. Стихийные PvP-схватки устроены нелепым образом: “вызовом” на дуэль служит выстрел в вашу жертву, наносящий ей микроскопический урон. Противник же в случае согласия на схватку отвечает вам по полной программе, что автоматически отбило желание у многих инициировать перестрелки. Зато если случайно задеть чужака, вместе с вами отбивающегося от монстров, он вполне может использовать выгодную для него ситуацию.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

Есть тут и “плановые” PvP. Это парочка из нескольких так называемых “событий” – квестов, раз за разом возникающих на карте мира преимущественно в одних и тех же местах. Лично я ни разу не видел на PvP-аренах больше двух человек. Да и те, как правило, не горят желанием биться с другими людьми, ибо стрельба по-прежнему далека от идеала, награда смехотворна, а VATS в реальном времени больше похожа на несмешную шутку, ведь процент попадания в крысу, которая медленно приближается к вам, порой скачет как ужаленный между двумя крайностями – 0% и 95%.

Вообще же в Аппалачии встретить другого выжившего непросто. По огромной карте одновременно бродят не более 24 человек. Несколько новичков в стартовых локациях будут постоянно наталкиваться друг на друга, но потом найти возможного спутника или оппонента – та еще задача. Лишний раз посетуешь на отсутствие NPC: сразу вспоминаются города из World of Warcraft, притягивавшие достаточно людей, чтобы найти компанию для того или иного мероприятия. В крайнем случае, для несложных подземелий была автоматизированная система подбора игроков. В Fallout 76 нет не только ее; Bethesda даже не сделала глобального чата или какого-то другого способа показать всем, что вы заинтересованы, предположим, в запуске ядерной ракеты (что можно сделать и самому, если не умрете от скуки). Предложения вступить в группу появляются на экране на очень короткое время и их трудно заметить, если вы заняты чем-то важным. Поэтому лучший вариант для поиска товарищей – это форум, чат или любой другой клуб одиноких сердец в интернете. Или же просто назойливо писать непосредственно в профиль приглянувшегося игрока…

Впрочем, обладателей необходимого вам уровня может и не быть на вашем сервере, ведь при заходе в игру он меняется. Если вы рассчитываете найти минимум 7 высокоуровневых незнакомцев для похода за головой самого мощного “босса” в игре, то лучше заранее умерьте свои ожидания: случайно столько людей на одной карте, по-моему, никогда не собираются. Этому есть логичное объяснение – “подземелий” с крепкими обитателями и относительно приличным вещами внутри не так много, а пещеры, здания и бункеры для всего мира общие, поэтому нет смысла сидеть на одной карте с другими “качками”. Да и зачем тратить уйму времени, отбирая друг у друга опыт, добычу и точки по производству ресурсов? Обиженный игрок наверняка прибежит мстить, а прыжок на другой сервер, где та же собственность никому не принадлежит, – дело нескольких минут.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

Вступление в группу не решает проблему однообразия. Толпой из двух человек и больше по насыщенным записками квестам бегать скучно, потому что людям почему-то не по душе переминаться с ноги на ногу, пока вы читаете десяток пространных записей в терминале давно усопшего рейдера. Опыт в команде перепадает лишь тем, кто успел ранить монстра до его смерти, то есть в компании шахту можно “зачистить” быстрее, но тогда вы либо оставите компаньонов без доли опыта, либо будете нелепо толкаться в узких проходах, пытаясь сделать так, чтобы каждый из вас хотя бы по разу подстрелил каждого гуля. Часть находок в таких случаях общая, то есть кто первый схватил – тот и молодец.

Совсем без позитива не обошлось. Во-первых, за голову человека, совершающего злодейства, назначают награду. Она смешна, но падать как снег на голову таким “негодяям” бывает забавно. Во-вторых, иногда нужно выполнять небольшие задания в духе Left 4 Dead: залатать трубы в отведенный срок, заменить детали компьютера и т. п. Для одиночек это может быть не так легко. В-третьих, зоны, образующиеся после ядерных взрывов, опасны, а с попутчиками расстреливать заматеревших мутантов чуть-чуть веселее, хотя уже на второй или третий раз получающиеся радиоактивные поляны и руины не производят особого эффекта.

В-четвертых, единственное (!) событие, отдаленно напоминающее рейды из других игр (та самая схватка с местным Алдуином, для которой авторы издевательски предлагают найти еще минимум 7 человек), выглядит по-настоящему масштабно, и его можно причислить к “эндгейму”. По меркам Fallout 76, конечно же: ни о каких стратегиях, которые порой требуют разучивать в иных онлайн-играх, речи не идет. Просто дюжина игроков в силовой броне лупит огромную тварь, постоянно призывающую разнообразную мелюзгу, все что-то кричат, падают на землю без сил, чудовищные спецэффекты разрывают уши и глаза, PS4 готовится к взлету, выдавая, наверное, не больше 15 кадров в секунду. Красота!

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

Bug count: 7676

Впрочем, для “тормозов” и “лагов” какие-то толпы совершенно не нужны. Fallout 76 умеет заикаться абсолютно в любом месте. Стоит в разгар боя случайно зайти в “инвентарь” или на карту мира, и игра вообще может как будто замерзнуть. Обычно она вскоре “оттаивает”, но падение приложения с ошибкой или вылет с сервера по непонятной причине – дело обычное. Если вы в этот момент готовились нанести ядерный удар, выполняли ежедневное задание или почти закончили очередное событие – увы, потерянные 20 минут или 2 часа жизни вам никто не вернет. Надейтесь, что хотя бы полученное барахло не отнимут. Запланированное отключение сервера и того хуже – о нем (не путать с полным отключением на техобслуживание!) Bethesda предупреждает за считаные секунды.

За десятки часов, потраченных мной на почти полное изучение Fallout 76, я столкнулся с огромным количеством разномастных ошибок; по дикости происходящего игра может обойти самые сырые альфа-версии в раннем доступе Steam, хотя ее-то я запускал на PS4. Она пожирала мою экипировку, прятала квестовые предметы и монстров и тратила все патроны за один выстрел. Мои товарищи появлялись голыми или невидимыми, что сильно раздражало в “коопе”. Монстры изредка возникали не с той стороны текстуры земли, причем это не мешало им атаковать. Враги переставали получать урон от выстрелов или наоборот – я получал временную неуязвимость или бесконечную силу для переноски огромного веса без каких-либо ограничений…

Я бы и рад сказать, что все это и многое другое наверняка исправят, но… сам не верю. Fallout 76 заимствует у Fallout 4 дряхлый движок, знакомые объекты, постоянные загрузки и бородатые “баги”. Якобы улучшенное освещение привлекло мое внимание лишь яркими солнечными лучами, периодически пробивающимися изнутри какого-нибудь холма, а дистанцию прорисовки некогда оценивать: нужно следить за объектами, которые могут материализоваться прямо перед носом. Fallout 76 выглядит не лучше предыдущих игр Bethesda, ну а на фоне блокбастеров этого года она полный аутсайдер. “Сингл” нагоняет тоску, напоминая мертвый пустой космос дебютной версии No Man’s Sky. Здешняя система выживания пропагандирует суицид как способ решения многих проблем, а взаимодействие с другими игроками выстроено максимально неудобным образом. “Эндгейм” фактически отсутствует, поэтому всю дорогу вы будете искать одни и те же вещи, а событий и квестов тут мало.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 76

* * *

Неряшливость во всем, уныние повсюду. В свое время Square Enix спасла убогую MMORPG Final Fantasy 14, выпустив другую ее версию – Final Fantasy 14: A Realm Reborn. Хватит ли у Bethesda сил признать, что она совершила чудовищную ошибку?

Оценка Riot Pixels30%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Fallout 76
Author Rating
21star1stargraygraygray
-77%
445 руб.1999 руб.