Рецензия на The Executioner

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

«Пойду игру почитаю» – так бы мы говорили, если бы по нелепому стечению обстоятельств 2D победило 3D, а буквы возобладали над картинками. В The Executioner 200 тысяч слов – объем «Братства кольца». Не рекорд, конечно, но в серой истории палача изображения и интерфейс скупо дополняют текст, а не наоборот.

Пытать или не пытать

Разработка: Lesser Evil Games
Издание: Lesser Evil Games
Жанры: Interactive fiction/RPG/2D
Похожие игры: We. The Revolution, One Day in London, Gods Will Be Watching, Vlad the Impaler, Papers, Please
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

The Executioner – «инди»-проект с яркой идеей, сделанный энтузиастами. Отечественная студия Lesser Evil Games поведала о зверском ремесле палача и дала каждому возможность образно поучаствовать в пытках и казнях, проводимых душегубом. Чтобы подчеркнуть неоднозначность ситуации, авторы использовали черно-бело-красную палитру, как в комиксе «Город грехов». Они называют свое творение «ролевым хоррором» и даже «триллером», однако на деле это интерактивная проза с элементами RPG. И капелькой детектива.

Смотреть галерею скриншотов The Executioner

Наш герой живет в типичном средневековом городе-сарае, и ремесло перешло к нему по наследству от отца, обвиненного в измене. Как оказалось, Джеймса Дилейни из сериала «Табу» допрашивали по-человечески! А тут – если все конечности на месте, то и допрос не допрос. Если в вас не дремлет садист, поболтайте с обвиняемым без рукоприкладства, он ни в чем не сознается, народ, ждавший калеку на эшафоте, рассвирепеет и не исключено, что вообще растерзает палача, не выполняющего свои обязанности.

При пытках нужно «ломать» жертве физическое и ментальное «здоровье» — у портрета бедолаги размещены соответствующие «полоски». «Расчлененка», естественно, не демонстрируется, иначе игра нигде бы не вышла (тем более на Switch, которую Lesser Evil Games держит в планах). Разве что в процессе меняется гримаса жертвы.

Верный путь заставить подписать что угодно – продавить до минимума и «здоровье», и «рассудок». Топите, бейте, бросайте в комнату с гремящим колоколом. Но в целом перечень вариантов скромный, хотя можно открыть новые навыки (пытки и не только). Психика истязателя тоже страдает, поэтому ему необходим отдых. Подобные промедления, в том числе поспешно заданный вопрос, позволяют жертве быстро восстанавливаться. Нечестно, особенно на фоне неумолимого таймера.

Смотреть галерею скриншотов The Executioner

Предполагается, что пытки – своеобразные головоломки. Добавлю: однообразные. Последняя из них привела меня к бессмысленному экрану, в итоге игру я не закончил, и главный элемент геймплея разочаровал. Вдобавок складывается впечатление, что цель мучителя – не вытащить правду, а развлечься, измотать и вынудить согласиться со взятыми с потолка обвинениями (обычному вору «пришивают» государственную измену). После The Executioner смотришь на палачей как на редкостных уродов.

Вне пыточной

Упомянутые выше навыки разбросаны по трем осям: человечность/социопатия, рационализм/мистицизм и революция/монархия. В думах и фразах героя должны проступать изменения в мировоззрении, морали и политических взглядах, однако восьми дней для этого явно мало (столько длится первый акт; вторую и третью части истории Lesser Evil Games выпустит в течение полугода, если в Steam будет спрос на проект). Наш здоровяк одинаково хорошо ладит с недовольным властью герцогом, знатным ученым, сатанистами, бандитами, революционерами и дочерью егеря, которого намедни повесил, а труп уже куда-то пристроил. Не гнить же телу в подвале – цена падает.

Герой – неестественный, то есть такой, каким его хотят видеть разработчики. Примерно как персонажи в One Day in London. Или в отечественном фэнтези. Никаких шуток – все серьезно, реалистично. И потому палач вкалывает круглый день и ночь напролет, чтобы вздремнуть часок до восхода солнца. Богатырь с бессонницей.

Смотреть галерею скриншотов The Executioner

По тяжеловесному тексту вы сразу поймете, что столкнулись с российской игрой. Частый вопрос поклонников – выйдет ли книга? Награда за «Лучший нарратив» на DevGAMM как бы намекает… Но постойте, разве описания в игре сродни прозе? Никто ведь не просит издавать в виде романов советы по прохождению масштабных проектов: «Джесси встречает чудаковатого уборщика, беседует с ним, входит в лифт, поднимается на новый этаж, входит в кабинет директора…» (интересно, как выглядит текстовое прохождение текстовой RPG?). The Executioner отличается от таких «гайдов» лишь тем, что здесь вы в придачу встретите обороты типа «он упер ладони в обтянутые бархатной тканью штанов бедра». И еще палача везде преследуют запах нечистот и сплевывающие люди – надо ему задуматься о смене ремесла. А сценаристу – убрать повторы.

Повествование построено от второго лица: «ты видишь красную ленту знакомого запаха», «ты чуешь, как громко пахнет дегтем», «ты слышишь округлый звук» и т. д., и порой не сразу можно уловить, о чем речь. Кстати, палач – синестет. Способность, по задумке авторов, помогает отличить ложь от правды, однако лично мне она не пригодилась.

Принимаемые решения, как и пыточный геймплей, делают книжку интерактивной, но в RPG не превращают. Выбор часто ничего не значит. Скажем, утром к нам приходит дед-помощник. Не позовете его к столу – он пойдет охотиться на крысу. Позовете – история повторится. Некоторые решения ведут в тупик, приходится загружать последнее сохранение (начало дня), проматывать экраны за минуту, нажимать другой вариант.

С техническими ошибками ситуация плачевная. Параметры дружно вырастают до 100, палач получает фантастические прибавки к «здоровью», скачут цены. Lesser Evil Games выпустила несколько патчей, но спустя месяц после премьеры игра по-прежнему кишит «багами». А ведь это не шутер и не RPG с открытым миром, а камерный «текстовый квест».

После этого уже не удивляют повторяющаяся музыка, бои со случайным исходом и ограниченный набор побочных заданий (высвечиваются на карте города): попробуйте подрабатывать цирюльником и лекарем в трущобах и увидите, как быстро обмелеет поток клиентов.

* * *

Как черная комедия The Executioner местами удалась. Правда, вряд ли это входило в планы ее создателей.

Оценка Riot Pixels40%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP
1 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
756 Мб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
756 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Executioner
Author Rating
31star1star1stargraygray
  • Интервью разработчики дали RP в свое время интересное и складное, а вот тексты в самой игре не понравились http://riotpixels.com/avtory-rpg-o-palache-the-executioner-otvechayut-na-voprosy-rp-igra-v-lyubom-sluchae-uvidit-svet/

  • Reitzteil

    *традиционный коммент под любым материалом об этой игре*

    Палач не знает роздыха,
    Но все же, черт возьми —
    Работа-то на воздухе,
    Работа-то с людьми…
    ©ВВ

  • Reitzteil

    *традиционный коммент под любым материалом об этой игре*

    Палач не знает роздыха,
    Но все же, черт возьми —
    Работа-то на воздухе,
    Работа-то с людьми.

  • maltshik

    Понятно, опять тексты написаны профессиональными программистами.

  • Felix

    Ох уж эти тексты. Помню, помню свои впечатления.
    Спасибо зрителю за скрин
    https://uploads.disquscdn.com/images/2e20c05b65b0270cb2be9e439d939bc995917cb67fb52cb1aa74acf34bf4f3a9.png?w=600&h=415

  • Aleksey Dyukov

    Ну, по крайней мере они дошли до релиза. У меня в этом были сомнения.

  • FanatKDR

    В GTA5 был абсолютно мерзкий момент с пыткой, а тут вообще вся игра про это сделана. От первых строчек на втором скриншоте меня аж передернуло. Кем надо быть чтобы такое сочинять и в это играть?

  • Aleksey Dyukov

    Ну там ведь наверное можно не пытать? Отпустить, найти настоящего виновника, учинить революцию, стать из палача символом надежды для народных масс… Ведь так, @yaroslavgafner:disqus? Там ведь нелинейность во всю?

  • Scrawder Man

    Пережимая паром зубы
    Дыша воздухом бесконечности
    Ты уползаешь в цвета Иуды
    Во влажной безупречности
    И покуда звуки травы
    Обнимают злое веселье
    Мы улетаем в моря суеты
    Тишиной приправляя смирение

  • можно не пытать, но ничем хорошим для палача это не закончится, как я понимаю )
    об отдаленных перспективах судьбинушки главного героя рассуждать рано, так как вышел только 1 из 3 эпизодов

  • ennead

    https://uploads.disquscdn.com/images/1443d0b2ed8bf77ab8abadd4be1e2a93d16c9b98528e8d3db9ebeb7c09a48ecc.png

  • ennead

    Может я слишком нежный или что, но после того момента как-то не смог продолжить играть в GTA5. Я как бы вроде и понимаю, что GTA всегда была с чернухой, но в Vice City и San Andreas всё же палехче было

  • Slauka

    Ярослава Гафнер и игра про палача? Совпадение? Не думаю

  • Felix

    Я тоже с такими же мыслями подходил, но на деле довольно быстро абстрагируешься от того, что это пытки, и игра превращается в «что бы такого сделать, чтоб вот эта полосочка стала поменьше, а у меня еще выносливость не закончилась», т.е. скрыть вот эту суть за километрами текста разработчики не смогли. Как-то и палачом себя особо не ощущаешь — просто очередная задачка.
    К слову, в GTA 5 тоже ненавижу этот эпизод.

  • Восставший Покемон

    Судя по оценке, пытка состоит в том, чтобы заставлять себя в это играть.

  • Santjago

    А по-моему этот эпизод очень полезен (хотя самый первый эпизод сюжетной линии Тревора, где он убивает парня своей подружки-на-один-раз, ещё отвратительнее). Хорошо даёт не забыть, за какую конченную мразь игрок проходит эту часть сюжета.

  • > После The Executioner смотришь на палачей как на редкостных уродов.

    Не хватает слова «знакомых».

  • Santjago

    Попытался представить обтекающий меня холодец. Не смог.
    Зато жрать захотелось.

  • Felix

    Мы всем чатом пытались представить, как это все должно выглядеть!

  • Судя по одному скрину, там тебя часто всё обтекает ))

  • Samatori

    > «Пойду игру почитаю»
    > 2D победило 3D
    > буквы возобладали над картинками
    > N00 тысяч слов
    [Что-то восторженно орёт по-коповски про Диско Элизиум]
    [АХ ДА ЗДЕСЬ ЕГО НЕ ОБОЗРЕВАЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАЧЕМ БЫ]

    > привела меня к бессмысленному экрану
    Да это просто ранний Сорокин у них протёк.

  • Mikk5055

    А ведь кто-то может сказать, что «чморят русский геймдев». Но игра действительно ниже плинтуса. Я то думал, что сделают ГГ наподобие Глокты с тоннами черного юмора. А они всерьез попытались сделать симулятор палача, да еще допотопный.

  • ennead

    Именно так, я не жалуюсь на сценаристов. Просто парадокс в том, что именно благодаря их удачной расстановке акцентов я слишком хорошо понял, на каком свете нахожусь, чтобы мне хотелось продолжать играть в эту историю

  • ssw85

    Тогда уж «незнакомых». Ибо предубеждения сильны в основном до личного знакомства.

  • Nеrd_Sр

    если бы по нелепому стечению обстоятельств 2D победило 3D

    2D > 3D
    всегда
    https://uploads.disquscdn.com/images/f49a33a210539ffb528203ee54a9b5210b726100437d5d9c0885f1d59408c23f.png
    ( ͡° ͜ʖ ͡°)

  • Вячеслав

    Да с домашней горчичкой…

  • FanatKDR

    я честно даже не хочу притрагиваться к такому не дожидаясь момента когда начнешь абстрагироваться.

  • Vadim Pletnyakov

    У всех свои вкусы. Скажите, вы пишите что умение отличать ложь от правды (идущее пакетом с синестезией) вам не пригодилось… А пробовали ли вы наводить мышки на надписи, выделенные фиолетовым цветом?

  • Vadim Pletnyakov

    Можно не пытать, но в будущем с последствиями пренебрежения обязанностей справиться может быть затруднительно. Конкретно первый акт можно пройти без пыток.

  • FanatKDR

    ну во первых DE все-таки не 2D, уж модельки то точно. Хотя с моей точки зрения вообще никакой разницы 2d игра или 3d, это абсолютно не основной показатель.
    PS уже почти прошел DE и несмотря на некоторую «меланхоличность» игра просто прекрасна. А уж система «чеков» бесподобна такую бы в более массивные РПГ — цены бы им не было 😉

  • Vadim Pletnyakov

    В целом это соответствует целям, поставленным перед проектом. Настоящий палач тоже будет смотреть на преступника и видеть задачу, работу, к. надо сделать. Каких бы сволочей вы не пытали/убивали — ваше отношение к процессу будет меняться.
    Единственный способ избежать нормализации насилия — не заниматься им.

  • Конечно, замена сноскам или пометкам на полях, особой пользы в них не увидел

  • Vadim Pletnyakov

    Названные жанры — драма, триллер, хоррор… Не всем же писать в одном стиле, Аберкромби уже есть.

  • Vadim Pletnyakov

    Герой распознает ложь, но он же не читает мысли ^^

  • Vadim Pletnyakov

    Хочу отметить, что в игре не только чернуха. Есть и светлые моменты, например, вот семейная идиллия:

    – Спасибо, – говоришь ты, когда еда заканчивается, – это вкусно.
    Девочка вздрагивает. Он голодна, ты видишь, но не справилась ещё и с половиной порции. Не поднимая глаз от миски, она еле заметно кивает.
    – Правда, у меня хуже выходит. Будешь готовить ещё? Я принесу мяса и другой еды, – тебе становится любопытно, получится ли выжать из неё хоть пару слов.
    – Я… – голос у неё слабее тонких рук, – я готовила дома, меня учили, но редко. Я вспомню, господин!
    Ты киваешь, решив, что не стоит продолжать разговор о её прошлом доме:
    – Ладно тогда. Уберёшь здесь?
    Дождавшись ещё одного кивка, ты выходишь во двор, прихватив с собой сковороду. Её нужно отчистить песком. Лучше ты будешь делать это сам.

  • deus ex machina

    если все конечности на месте, то и допрос не допрос

    Это факт. https://uploads.disquscdn.com/images/316168b78a774dfb783ad677f603d14d1fbed2a0f52271a76339b45d2af70ce9.png

  • Avestus

    Ну ещё по превьюшкам и кикстартеру было понятно, что делают именно симулятор палача.

    Другое дело, что и багов пруд пруди, и с художественно-дизайнерской точки зрения вышло… бестолково.

  • Felix

    https://img03.rl0.ru/7788cf9debb25fd1b0a00b7ed5954891/c600x315i/b1.m24.ru/c/332770.480×240.jpg

  • 俞名字

    При пытках нужно «ломать» жертве физическое и ментальное «здоровье»

    https://uploads.disquscdn.com/images/c077bd0c061d12bedd36d9617f2a1fef8538a99d3f774364c5cef733b0ae647e.jpg

  • Damnash

    Игра вроде не закончена это нормально оценивать 1 акт из 3-х?

  • Aleksey Dyukov

    Вам нужно было не на три «акта» свою графоманию растягивать, а сделать компактную игру с высокой вариативностью.

    А то у меня сомнения, что следующие эпизоды дойдут до релиза.

  • Stella_Astrum

    Продавать-т нормально, знач и оценивать — нормально.

  • А никто не гарантирует, что 2 и 3 выйдут

  • Timks

    Диско Элизиум, к сожалению слишком многим недоступен из-за языка 🙁 Так как для него нужен именно продвинутый английский.

  • Timks

    Мало того, я задал это вопрос — его просто проигнорировали, хотя на остальные ответили 🙂 И боюсь, что не будут. Ибо как-то дорого они эту игру делают. Масштаб разработки игры для одиночки или пары разработчиков, а не для команды — тупо не рентабельно. Но рад буду ошибиться.

  • FanatKDR

    вот прошел я практически игру и не могу никак понять что за «продвинутый» английский там нужен? Абсолютно ничего подобного не заметил — тексты читаются и воспринимаются легко, диалоги ненапряжные и т.п.
    Может конечно если качать какую-нибудь дичь вроде Inland Empire и будет какая-то околесица на жаргоне. НО в остальном не вижу ничего сверхсложного…

  • Timks

    Повезло 🙂 Уровень у всех разный, я почитал несколько скринов и понял, что 20% не понимаю, а я контролфрик и для меня это много, а играть со словариком не хочется совсем.

  • Nеrd_Sр

    Если во втором акте палача шантажом принудят убить важную шишку из правительства и объявят вне закона, а в третьем — загнанный в угол палач понимает что с него хватит и планомерно и последовательно уничтожает всю правящую верхушку в городе… то придётся покупать игру! >.<
    https://youtu.be/MxCXP01x4y4?t=139

  • Bardcat

    Аналогично.
    Может, оно и неплохо: этот момент показывает, до чего доводит романтизация бандитизма.

  • ennead

    Я только за подобную расстановку акцентов. Только играть в такое и смотреть/читать такое — совершенно разные вещи, и, честно говоря, даже смотреть/читать такое как та сцена мне было бы неприятно, слишком много смакования процесса

  • Damnash

    Не спорю, но обычно Early Accesses не оценивают.

  • anyway_cat

    Ярослав, кстати! У Алексея Бокулева, создателя Eador и Gremlins Inc., скоро новая игра выходит, Spire of Sorcery, может быть, возьмете у него интервью? Было бы интересно послушать про разработку игры и про его творческий путь в целом.

  • Vadim Pletnyakov

    Нет, надо было сделать стремительную игру с высокой насыщенностью ^^

  • FanatKDR

    дак наоборот хорошо же, что ты всего лишь 20% не понимаешь. Берешь словарик и прокачиваешь знание языка. Вот если бы около 100% не понимал было глупо играть, да.

  • eastern cattle

    С текстом что-то не то, не читается

  • Хорошая идея

  • reanimator4

    Хочу заметить, что все моральные выборы в этой игре рушатся об механику пыток.
    Так тебя заставят пытать сиротку, бедного ребёночка, у которой стойкости столько же, сколько и у взрослых мужиков. Там иной пионер-герой из самой кондовой совковой пропаганды заплачет от зависти.
    Это ломает вообще любое погружение.

  • Timks

    Ты всё правильно говоришь. Надо бы именно так.

  • Lev Serebryakov

    Почитать игру? Только у меня тут сразу поплыло перед глазами: Infocom, Inform7, такое?

  • Someone132

    Так их и создавали в другое время: на момент выхода Сан Андреаз прошло лишь пару месяцев с тех пор как такие пытки в США стали вообще известны общественности.

    Когда вышла ГТА 5, Обама уже успел прийти, пообещать закрыть Гуанатанамо в первый день, ничего не закрыть, дать амнистию всем кто пытал, посадить офицера раскрывшего сам факт пыток за нарушение секретности а затем благополучно переизбраться. Контекст стал абсолютно другой.

  • ennead

    Может я пессимист, но мне кажется, что что-то не так с теми людьми, которые сначала искренне поражаются факту того, что разведка использует пытки, а потом тому, что разведку за это не закрывают

  • Bishop

    >Никто ведь не просит издавать в виде романов советы по прохождению масштабных проектов: «Джесси встречает чудаковатого уборщика, беседует с ним, входит в лифт, поднимается на новый этаж, входит в кабинет директора…» (интересно, как выглядит текстовое прохождение текстовой RPG?).

    «Ощутив красную ленту запаха принимаемого решения, выберите вариант Сарказм. Вы получите 100 очков опыта, которых, как вы с легкой усмешкой, на мгновение убирающей морщины с вашего обычно хмурого чела, понимаете, должно хватить для получения столь желанного нового уровня. Слегка посмаковав на кончике языка отдающее дегтем очко навыков, вложите его в силу: вы всем телом ощутите, как бугрятся могучие мускулы ног под бархатной тканью штанов…»

  • Bishop

    …И еще несколько тысяч игр в жанре Choose your adventure

  • Someone132

    Они сами же подписали интернациональный договор, в котором признали нелегальность пыток. Следовательно, как минимум те кто отдавали приказы пытать являются преступниками по их же законодательству. (Вопрос того, стоит ли наказывать исполнителей этих приказов обычно решают трибуналы наподобие нурембергского.) Не вижу, что не так в данной позиции.

    Ну и да, вон для контраста историческая позиция итальянцев по этому вопросу.

  • Bishop

    Только б ночку простоять, да день продержаться. Плывут пароходы — привет Мальчишу!

  • Bishop

    Больной ублюдок…

  • Lev Serebryakov

    СyA это всё же совсем простенькое. А вот в interactive fiction были (и есть, жанр развивается энтузиастами и переживает свой второй после Инфокома расцвет) вполне серьёзные работы.

  • Aliceandbob

    «Слегка посмаковав на кончике языка
    отдающее дегтем очко…»

    Это настолько омерзительно, что почти прекрасно о.О

  • Bishop

    Ну почему же простенькое, если есть вещи объема толстой книги, и даже использующие механики настольных РПГ для расчета вероятностей и боевки. И это все на аналоговом носителе — книге) А в цифровом виде некоторые, типа Joe Delver’s Lone Wolf, даже используют визуальную боевку, что не совсем честно, конечно, и не совсем хорошо в рамках игры, но люди хоть заморочились) Но в целом почитать игру — вовсе не уникальное явление

  • ennead

    Ну ты ж сам знаешь, чем «пообещал» отличается от «перестал»