Казалось бы, отбывать срок за решёткой – участь незавидная. Однообразные дни тянутся невыносимо медленно, а монотонный распорядок – подъём, работа, отбой – убивает остатки свободы… И стереотип этот совершенно верный: The Escapists беспощадна в своём намерении “честно” изобразить тоскливость тюремных будней.
Более двадцати часов воли не видать
Разработчик: Mouldy Toof Studios
Издатель: Team17 Digital
Жанры: Adventure/Top-down/2D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Если забыть о повествовании и окинуть “зековское” житие взглядом хладнокровного манипулятора, нередко решающую роль в освобождении (а поначалу – выживании) играют не лобзики и напильники, а взаимоотношения. Кому доверять, кого поддержать, чем жертвовать, доносить или укрывать – всё это было даже в простеньком текстовом квесте из “Космических рейнджеров». Хотя местным узникам такие тонкости чужды: по сути, вся игра ограничена “крафтом”. И никакого исследования мира, как, к примеру, в Terraria и Starbound – тут вас заточат в четырёх стенах и будут регулярно изымать нужные ингредиенты.
Смотреть галерею скриншотов The Escapists
“Не “очко” обычно губит”
Полдюжины представленных на выбор кутузок разнятся деталями, но схема бегства у всех одна. Для начала следует устроить схрон, где будет лежать экипировка. Надзиратели “шмонают” камеры и упорно конфискуют запрещённые предметы (почти всё, что сгодится в быту – пластилин, изолента, нунчаки). Можно вырыть тайник в полу или выдолбить в стене, можно завалить пожитками вентиляцию – каждый из вариантов требует своих инструментов и мер предосторожности. Для работы приходится улучать минутки в плотном графике. Не появимся на обеде или в душевой – привлечём лишнее внимание, пропустим перекличку – на уши поставят весь казённый дом. Если под рукой не окажется кирки и лопаты, в ход пойдут пластиковые вилки и ложки, а мы угробим чуть ли не полчаса реального времени на муторный “гринд” с постоянными раздражающими перерывами.
Следующий этап – сбор информации. В зависимости от “навороченности” тюрьмы наш план побега превращается в длинный список из множества действий, но по отдельности каждое из них простое и понятное: обзавестись оружием, оглушить часового, скопировать ключ, дождаться ночи, вылезти через подкоп, проскользнуть в ворота… Звучит интригующе, однако сам по себе процесс подготовки непродуманный.
Во-первых, добывать инвентарь мучительно скучно. Заполучить всё необходимое можно двумя способами: купить у товарищей по несчастью или вытащить из чьего-нибудь стола. Но повлиять на содержимое карманов и ящиков заключенных нельзя, а значит, можно и не найти важную деревяшку (чернила, носок, батарейку…), даже “обкликав” всех торгашей и обшарив все камеры. Вероятно, завтра “завезут”? Кто знает? Ускорять время не положено, так что игрок обречён выть от тоски, раз за разом совершая ежедневный пятиминутный моцион в надежде на удачное обновление ассортимента. Рецепты “крафта” тоже в дефиците. Отыскать дорогие «шпаргалки» в продаже непросто, и если не хотите угадывать нелогичные формулы самостоятельно, лучше сразу отправляйтесь на wiki.
Смотреть галерею скриншотов The Escapists
Во-вторых, единственный источник сведений, не считая парочки платных советов из телефона-автомата, – собственный опыт. Обычно о наличии очередной системы защиты удаётся узнать лишь по ходу побега. К примеру, дорогу преградила колючая проволока, а кусачек с собой нет. Возвращаться бессмысленно, потому что заново копить уже потраченные припасы – ни малейшего желания. Выход один – загрузка.
Автосохранение происходит по утрам, поэтому, допустив ошибку ночью, мы будем вынуждены переигрывать весь предыдущий день. Сварганили злополучные кусачки? Ограда оказалась под напряжением, и надо как-то отключать ток. Снова перемотка! Прошли дальше – там мины. Опять назад! А за минами – патрульный джип… Напасти, которые невозможно предугадать, делают из прохождения пародию на “День сурка”. Повторные «забеги» и вовсе неинтересны, ведь если оптимальная схема уже выработана, остаётся рутина.
Никто не побежал, и я побежал
Большая часть игры протекает в занудном ожидании, которое нечем скрасить. У сокамерников не то что историй и характеров, даже лиц нет – подчас одинаковые головы бывают сразу у пятерых несчастных. Силясь казаться живыми, дурни изрыгают безостановочный поток чепухи. Нам то и дело объявляют, что концерт для заключенных неожиданно отменили, но он и так никогда не состоится. Кто-то сообщает, что шляпу начальника тюрьмы смыли в унитаз, но фигурка флегматичного дедушки неинтерактивна, и отобрать у него ничего нельзя. “Я слыхал, Майк работает на ФБР!” – важно заявляет сам Майк.
Смотреть галерею скриншотов The Escapists
Честная и детальная симуляция могла бы компенсировать безликость, однако The Escapists переполнена условностями, к тому же правила игры для “избранного” и всех прочих персонажей принципиально разные. Бежать никто, кроме нас, не намерен, да и вообще все события происходят лишь нашими стараниями (не считая бестолковых драк, возникающих словно по расписанию). Одиночные камеры – только для нас, лазарет – тоже. Другие раненые просто валяются на полу, пока не придут в себя, причём их, в отличие от героя, тюремщики не обыскивают. Хотя какая разница, где отсыпаться? Всё равно ни умереть, ни покалечиться в этой волшебной стране не дают.
Не в пример внимательной к мелочам Prison Architect, жизнь в The Escapists течёт по непостижимым правилам. NPC торгуют товарами, которых у них нет, а их пожитки и параметры всё время перетасовываются произвольным образом: вчерашний нищий гений сегодня может оказаться полным идиотом и вместе с тем богачом. Мы покупаем, остальные продают, и никакого бартера. Триумф фантастики – магические металлодетекторы, способные унюхать и древесину, и пластик, и даже заточенную расчёску (а против обычной ничего не имеют). Конечно же, хитрые устройства реагируют только на нашего бедолагу. Да, декорации разнообразны – здесь есть и бывший концлагерь, и кучка затерянных в джунглях хижин, и тюрьма, которую охранники патрулируют лишь по периметру, предпочитая не заходить внутрь… Но бежать помогут именно логические нестыковки, а антураж на стратегию не влияет.
* * *
Планомерно исключив всё, что привлекает в тюремных байках – колоритные характеры, дерзкие замыслы, а также вполне реальные опасности и тяготы жизни в местах лишения свободы – разработчики превратили виртуальное заключение в то, чем оно и является в жизни. В наказание.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,4 ГГц |
Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,8 ГГц |