Рецензия на Encased

Автор: SNOR

None of you understand. I’m not locked up in here with you. You’re locked up in here with me.
Alan Moore, Watchmen

Хотя выражение “русский фолаут” давно стало нарицательным и отчасти размылось, в случае с Encased его разумнее воспринимать буквально. Усеянная руинами пустошь, по которой бродят чудовища и больные на голову бандиты — есть. Несколько плохо ладящих между собой группировок с разными политическими курсами — на месте. Пошаговые бои, изометрия и вариативность — присутствуют. Разве что без ядерного конфликта игра обошлась, действие происходит в своеобразном аналоге Зоны из “Пикника на обочине”.

Петербургская студия Dark Crystal Games провела успешную кампанию на Kickstarter, нашла издателя и два года выдерживала свое творение в “раннем доступе”. Увы, сбежать от проклятия “русского фоллаута” все это не помогло…

Не пытайтесь покинуть Омск

Разработка: Dark Crystal Games
Издание: Prime Matter
Жанры: RPG/Turn-based/Pausable real-time/Isometric/3D
Похожие игры: Fallout, Fallout 2, Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura, Atom RPG, Wasteland (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Во вселенной Encased холодная война сбавила обороты в 70-х. Копящие силы державы отвлеклись от противостояния из-за фантастической находки, грозящей перевернуть мироздание вверх дном, — в отдаленной пустыне обнаружились следы иной, нечеловеческой цивилизации, окрещенной Праотцами. Там, в песках, подпирает небеса громадный Купол, энергетический барьер неясного происхождения. А под ним ждут исследователей таинственные развалины, удивительные артефакты, невероятные открытия… А еще опасные аномалии, безжалостные монстры и песчаные бури, но что поделать, прогресс требует жертв. И немалых — под Купол легко войти, да только обратно уже не выйдешь, “стена” пропускает наружу что угодно, кроме живых организмов.

Объектом занялась международная корпорация CRONUS, основанная правительствами влиятельных государств. Она возвела базы, заселила их персоналом, наладила инфраструктуру и начала заколачивать миллиарды на результатах исследований и продаже добытых “реликтов”. Для пущей производительности труда светлые головы из руководства устроили своего рода кастовую систему. Все сотрудники принадлежали к разноцветным подразделениям-“крыльям”. Черное крыло — солдаты, Белое — ученые, к Синему относили инженеров и квалифицированных рабочих, привилегированное Серебряное состояло из менеджеров-управленцев. А в Оранжевом пахали бывшие заключенные — они предпочли тесным камерам мытье полов и таскание ящиков в неизведанных краях.

Нехватки кадров корпорация, естественно, не испытывала — открывшийся “фронтир” стал мечтой для тех, кто не нашел себя в обычной жизни. Наш герой (произвольного пола) тоже прибыл сюда в надежде на новые горизонты, однако все сразу пошло наперекосяк. Эксперименты над могущественным артефактом Праотцов спровоцировали катастрофу — под Куполом разбушевался аномальный псионический Вихрь, превращающий людей в злобных зомби. Свежеиспеченный сотрудник, отправившись на первое задание, оказался в самом центре странного шторма…

Вихрь отправил бедолагу в кому, и очнулся он лишь пару лет спустя. За это время вокруг развернулся типично “фолаутовский” постапокалипсис. Заброшенные аванпосты служат домом крысам и гигантским тараканам, шайки бандитов трясут путников и торговые караваны, диковинные хищники бороздят округу в поисках добычи. Связь с внешним миром оборвалась, и вместе с ней пришел конец и всеобщему изобилию, и единой корпоративной власти — теперь клочок пустыни делят отдельные фракции.

Смотреть галерею скриншотов Encased

Авторитарный Новый Комитет, правопреемник CRONUS, занят преимущественно цветовой дифференциацией штанов и разведением бюрократии. Под руку с ним идет предельно материалистическая церковь — ее священные таинства сведены к показу роликов сквозь особые телеочки. Отколовшиеся от этого безобразия ценители свободы и демократии организовали свой городок Кармайн Хайтс, но честные выборы того и гляди превратят его в придаток Фаланги — эдакой ЧВК с сильным и харизматичным лидером. Другое независимое поселение, заправка “Пикник на обочине”, стоит в стороне от политических интриг — это обитель победившего социализма, где все неустанно работают во благо общины. Ну и прямо близ Вихря обитают психованные рейдеры, беглые преступники из Оранжевого крыла, — излучение не превратило их в зомби, а всего-навсего свело с ума.

Пусть картина выглядит устаканившейся, всем обитателям Купола грозит страшная опасность. Никто не знает, какую пакость Вихрь выкинет через неделю, и бежать по понятным причинам некуда. Новый Комитет запустил проект “Эмулятор”, призванный сладить с надвигающейся бедой. Герой, переживший длительный контакт с этой самой бедой, — единственный, кому под силу сдвинуть всю затею с мертвой точки. А нужен ли ему Комитет и прочие помощники — хороший вопрос…

Encased очень тщательно подражает классическим RPG вообще и Fallout 2 в частности. Богатая ролевая часть с кучей характеристик, черт, навыков и привязанных к ним способностей непринужденно копирует SPECIAL. И позволяет создать хоть тупого и могучего неандертальца, принципиально не носящего брюк, хоть сладкоречивого спецназовца, хоть самурая-псионика с уголовным прошлым, хоть вариацию Сэма Фишера. Причем неандерталец будет покорять собеседников уникальными фразами неимоверной тупости, а Сэм Фишер — выполнять квесты, не показываясь на глаза.

Смотреть галерею скриншотов Encased

Выбранное при устройстве в CRONUS подразделение неоднократно повлияет на происходящее: вояки доверяют сослуживцам, заключенные — сокамерникам. Можно муторно завоевывать доверие группировок, таская для них каштаны из огня, или отнять у них все необходимое силой и хитростью. Можно странствовать в гордом одиночестве или рассчитывать на верных компаньонов. Можно изображать отмороженного психопата, убивающего всех подряд, — Encased поймет и не обидится, вы все равно сумеете ее пройти. Проблема в том, что это основа, на которой должна бы стоять, собственно, игра — с ее историями, ситуациями, запоминающимися лицами и прочим. И на этом фронте работа Dark Crystal Games демонстрирует пугающую беспомощность.

Герой волен гулять по всей территории Купола, перемещаясь по глобальной карте и заходя в локации… только по ней незачем гулять. Базы фракций, несколько крупных “заброшек”, под завязку набитых тараканами и зомби, крошечные лагеря, куда непременно отправят с какими-нибудь поручениями, — “пустота” здесь ключевое слово. Вы не познакомитесь с интересными людьми, не найдете заданий, не раскроете тайны исчезнувшей цивилизации, зато вволю нашвыряетесь болтами в аномалии. Наградой отважному первопроходцу станут горы хлама (чтобы мастерить из него другой хлам, замаскированный под полезные вещи) или, при огромном везении, пистолет поприличнее. Попутно надо есть, пить и спать — шкалы потребностей растут медленно, трястись над ними не нужно… и в процесс они ничего хорошего не привносят. Унылое исследование округи дополняют еще более унылые случайные встречи. В очередной раз напоровшись на стадо непробиваемых монстров-некроидов, поневоле начнешь развивать навык “Выживание”, чтобы пропускать одинаковые нудные столкновения.

Пошаговые битвы в принципе скучноватые, хоть и напоминают о классических Fallout. Мы тратим очки действий на перемещение, атаки и применение “расходников”, используем способности вроде замаха полукругом и калечащих выстрелов. Тут есть занятные идеи — разрешено, скажем, отложить немного очков на следующий ход или потратить их на временное увеличение защиты. Вот размышлять в драках почти не нужно: механика примитивна, позиционирование не имеет значения, а противники ведут себя на редкость бесхитростно. Необходимость управлять спутниками в таких условиях кажется лишней возней, попусту растягивающей избиение. Положение отчасти спасла бы зрелищность, но какое там — анимации дубовые, модели жуткие, дизайн хромает.

Смотреть галерею скриншотов Encased

Повествовательные ходы и диалоги ранят сильнее невзрачной картинки. Encased предлагает задать перцу ораве каннибалов, поучаствовать в выборах мэра и подпольных боях, предотвратить зреющий бунт Оранжевых, вернуть одноногому деду отгрызенный чудовищем протез… и написано все это на уровне “фанфиков” по S.T.A.L.K.E.R. Компаньоны сражают наповал глубиной проработки — если вы впечатлите их своими поступками, они, так и быть, расскажут о себе парой коротких абзацев. Вот, например, Воробей — молодой человек, который воюет со злом во имя добра и справедливости. Нет, это не шутка и не ирония, просто такой уж он, отважный мститель в черном плаще. Не то чтобы остальное население Купола далеко ушло в плане сложности архетипов…

* * *

Мир Encased скуп на захватывающие приключения, зато перенасыщен чушью — в него категорически невозможно верить. Тут не удивляешься убого оформленным “убей-принеси”. Не удивляешься идиотам на каждом шагу. Не удивляешься, когда с официально признанного всеобщего спасителя начинают требовать всяческие услуги — “а то не позволим нас спасать!” Подумаешь, одной глупостью больше.

Оценка Riot Pixels53%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5/Phenom 2 x4
4 Гб памяти
GeForce GT 660m/Radeon R7 260x
20 Гб на винчестере

Core i7/Ryzen 5
8 Гб памяти
GeForce GTX 1060/RX 480
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Encased
Author Rating
31star1star1stargraygray