Рецензия на Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Как было отмечено давно и не мной, Dragon Quest для японцев — своего рода национальная игра и достояние. Зародившаяся в 80-е гг. ролевая серия напоминает им о беззаботном детстве у телевизора в компании Famicom и Super Famicom. Оттого авторы осторожничают с новшествами и не особенно принимают в расчет вкусы западной аудитории, где на порядок известнее Final Fantasy. Dragon Quest, не так давно разменявшая третий десяток, остается на удивление цельной и последовательной еще и из-за неизменной творческой команды. Как и раньше, над одиннадцатой «номерной» частью трудились сценарист Юдзи Хории, художник Акира Торияма и композитор Коити Сугияма.

В путешествие с улыбкой

Разработка: Armor Project, Square Enix
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/Turn-based/3D
Похожие игры: Dragon Quest (серия), Final Fantasy (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4

Лично меня в Dragon Quest всегда привлекал дизайн персонажей и монстров. Собственно, и познакомился я с ней только после прочтения Dragon Ball – бешено популярного что в Японии, что в странах Запада комикса Акиры Ториямы. Диковатые, но обаятельные образы прочно осели в памяти – в сравнении с работами других мангак, которые в большинстве случаев пролистываю без энтузиазма.

Dragon Ball выходил в еженедельнике Shonen Jump, где публиковал материалы об играх для PC и Юдзи Хории. Все части Dragon Quest, правда, планировались с оглядкой на самую популярную на островах платформу (за исключением многопользовательской DQ 10), а компьютеров среди них никогда не было. Впрочем, даже консервативные японцы способны поменять мнение – в случае DQ 11 Square Enix и Armor Project возлагали серьезные надежды на североамериканский рынок, из-за чего PC и PS4 стали частью задумки с самого начала. В интервью PC Gamer Хории, кстати, высказался, что неплохо бы перенести на PC и предыдущие выпуски серии, хотя в Steam DQ 11 встретили сдержанно, не в пример Monster Hunter: World.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age

Концептуально DQ 11 – типичная японская RPG. Неоригинальный и строго линейный сюжет о спасении мира, молчаливый главный герой, который разве что трижды хмыкнул за все путешествие, пошаговые сражения (слава богу, случайные драки – лишь в ходе корабельных странствий). Мир просторный, однако переходы между локациями – через загрузочные экраны. В помощники выделена резвая лошадка, плюс разрешено оседлать некоторых монстров. Не чтобы разогнать скуку – они действительно полезны: на одном летаешь над водой, на другом – карабкаешься по стенам, третий сносит препятствия.

От неторопливой истории отвлекает разнообразная архитектура поселений. Одинаково здорово и любопытно бродить по величественным развалинам, по болотам под пеленой дождя продираться к городу на воде, жариться под солнцем на побережье и в раскинувшейся в песках восточной столице… Когда уже потеряешь им счет, вот, пожалуйста, еще один шаолиньский монастырь, рыбацкая деревушка, пещера викингов, наконец. Расстроило, правда, что мир заставляют обежать (мгновенное перемещение тоже к вашим услугам) не раз и не два, повинуясь наивному зову сценария. Пусть вы и будете открывать дополнительные зоны и подземелья, ситуацию это не исправит. Впечатление под стать второму сезону аниме-сериале «Покемон» – так, мы проиграли чемпионат и потеряли все значки, неужели снова собирать? Только здесь вместо значков – магические шары. Еще их можно воспринимать как постоянно разлетавшиеся по миру жемчужины из Dragon Ball.

На сюжет долгое время не обращаешь внимание и из-за монстров (во второй половине они, увы, начинают повторяться). В DQ 11 совершенно нет «гринда», однако в драки лезешь по собственному желанию, чтобы увидеть зачастую потешные анимации очередного противника, какого-нибудь огурца с копьем или крота с колотушкой.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age

Свободная камера в сражениях позволяет под удобным углом наблюдать за пошаговым обменом ударами и заклинаниями. Персонажей можно еще и таскать по боевой зоне, однако на геймплее это никак не сказывается. Разборки с рядовыми врагами несложные. «Боссы», которые под конец идут плотно, один за другим, несколько опаснее – заставляют думать, на всю катушку применять защитную, ослабляющую и лечащую магию, активировать совместные спецатаки. Я даже пару раз капитулировал. Потери в прогрессе тут смехотворные – вас отбрасывает к точке автосохранения. Один раз я лишился минут двадцати «прокачки». DQ 11 по традиции не изматывает, как некоторые японские «ролевки».

Лицом к лицу с монстрами сходятся четыре героя. Столько же – в запасе. Опыт сопартийцы получают независимо от участия в битве, что побуждает пробовать разные составы. Безнадежных нет! Дерево «скиллов» у всех большое, за вычетом «медика» Серены (чему найдется объяснение). К примеру, вора Эрика и циркача Силвандо можно «прокачивать» не только по линии ловкости и обаяния. Воины вольны совершенствовать навыки владения разными видами оружия. Список заклинаний и приемов для каждого спутника широк – хоть баталии и предсказуемые, их легко разнообразить лично. Что до сбора хлама, то он привязан к мини-игре с кузницей. Если любите сидеть в «инвентаре», она должна вам понравиться – сам процесс, а не получаемые в итоги броня и оружие. Они чуть запаздывают в развитии (да еще и дизайн нелепый), поэтому носить созданные собственноручно вещички вы вряд ли станете. Самые редкие ингредиенты, как я понял, выдают за побочные квесты, к сожалению, не слишком-то увлекательные.

Герои основаны на знакомых по японским играм и мультипликации архетипам, но, уверяю, даже бывалых поклонников они повеселят эксцентричными выходками. Воротить нос от английской озвучки не придется – отдельные характеры переданы очень живо.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age

В итоге наиболее подходящее определение, приходящее мне на ум после 65+ часов в DQ 11, – гостеприимная. Это добрая история, пусть и поднимающая избитые темы. Вроде боремся с мировым злом, однако до депрессии дело не доходит. Где-то реалистично догорает лес, а в соседней локации можно неспешно пройтись по густому цветочному лугу.

Богатые ландшафты – спасибо Unreal Engine 4 – соседствуют со скромным набором повторяющихся NPC-клонов (и почему, к кому ни зайди, у них полки ломятся от выпивки?). Картинка яркая, хотя сглаживания не хватает. Дизайн персонажей вызывает только позитивные эмоции – как и всегда у Акиры Ториямы, попадание в точку.

Наконец, линейный сюжет разбавлен дополнительными развлечениями вроде погони за мини-медальками, стрельбы по мишеням и добычи ключей к манящим комнаткам с сокровищами, а также разовыми событиями (бойцовский турнир, казино). Вдобавок тут уместный юмор: от игры слов в названиях монстров до спецатаки «босса», обращающей в снеговика. Без фирменных ториямовских подколов тоже не обошлось – где-то я уже видел степенного старика, тайно увлеченного непристойными журнальчиками.

* * *

Кульминацией 30-летней истории серии новую часть не назвать. Это просто достойная японская RPG, не провоцирующая, в отличие от большинства соотечественниц, позыва «похороните меня под сакурой». Верность традициям в чем-то даже вызывает уважение – ни аддоны, ни онлайновые элементы не предусмотрены. Скажу так – Dragon Quest 11 способна заинтересовать самых стойких ненавистников JRPG.

Оценка Riot Pixels83%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Dragon Quest 11: Echoes of an Elusive Age
Author Rating
51star1star1star1star1star
  • «Скажу так – Dragon Quest 11 способна заинтересовать самых стойких ненавистников JRPG». https://uploads.disquscdn.com/images/7b97fd4d5d584ed17584cb936229935461649d951a2c13cf5cbe02eaecbb819d.jpg

  • > Неоригинальный и строго линейный сюжет о спасении мира
    Звучит сухо и безынтересно.
    За что 83, если по окончанию про сюжет даже пары слов не наберется?
    Персонажи совсем клишированный кабздец, реплики которых предсказываешь наперед, или нормальные люди?

  • Haksaw

    Игрушка шикарная, на самом деле. И тот факт, что там клишированнный сюжет и персонажи — одно из её достоинств. Прям как будто в нормальную жрпг про спасение мира играешь, а не в современные высеры и «переосмысления жанра».

  • Haksaw

    А почему в рецензии не написано, что тут можно надеть костюм павлина и подкатывать к тёлочкам?
    https://i.imgur.com/vfCL37i.jpg
    Это же сразу меняет всё дело, а то вдруг кто подумает, что игра плохая :Р

  • В костюме скорость передвижения падает )

  • Haksaw

    Кто понял жизнь, тот не спешит!

  • Макак Бананович

    — Линейность
    — Неоригинальный сюжет
    — Невыразительный главный герой
    — Мир, который надо будет обежать по одним и тем же местам не раз и не два по воле сюжета
    — Повторяющиеся монстры
    — Смехотворная цена ошибки
    — Легкие битвы с монстрами
    — Повторяющиеся NPC
    — Бессмысленные мини-игры
    — Кульминацией серии не назвать

    + Архитектура поселений
    + Юмор
    + Яркие монстры, пока они не начали повторяться
    + Сложные битвы с боссами
    + Доброта
    + Яркость картинки

    83%. Теперь стало особенно ясно, за что автор любит jRPG — и за что их не люблю я.

  • https://uploads.disquscdn.com/images/41a90964f6778bf7cf1755d498f1326f54810bb48ad79d530a1df97931ecae0d.jpg

  • Haksaw

    Настоящий мужик знает, как надо отвечать!
    https://i.imgur.com/HBGFi3j.jpg

  • Aleksey Dyukov

    >очередная жрпг
    >как всегда, без какого-либо РП
    >сюжет штамповка
    >персонажи штамповка
    >но зато как в мультике побывал

    >83 https://uploads.disquscdn.com/images/7358d1a00b50f35576d45b2bedf710c7942a715e60c58c2895e96aeec4b682d5.jpg

  • ДОБРОТА!
    https://uploads.disquscdn.com/images/c8b55b4b1a159169e2fbf93fb856994523ca8b7177992f2d120620df1f606e6b.jpg

  • Anoe

    Наверное стоило упомянуть, что и сложные бои, и новый взгляд на старые события, этакая альтернативная история, и даже отдельные ветки скиллов у персонажей — всё начинается уже после титров, на пути к «истинной» концовке. Серьезно, японцы просто взяли и спрятали здоровый кусок сюжета в постгейм.
    В общем и целом получилась отличная классическая жРПГ, лишенная при этом многих классических же недостатков: и бои с монстрами не навязывают, и фаст тревел доступен сразу же, и Плотву выдают, и даже NPC с побочными заданиями не приходится искать в толпе им подобных, они сразу отмечены на карте.

  • Я вот увидел и подумал.
    Прохожу и не задерживаюсь.

  • Sot

    >… где-то я уже видел степенного старика, тайно увлеченного непристойными журнальчиками.
    Уютненькими ЖЖ-шечками штоле?! 🙂

  • Windigo

    Как замечательно отсутствие кавычек меняет весь смысл текста на картинке…

  • Алексей Булгаков

    83 за просто хорошую игру… печаль

  • WhiteGuitarBoy

    Как будто линейность это что-то плохое.

  • FanatKDR

    надо вытравлять из себя манчкина, тогда игры интересней будут 😉

  • MK

    Как раз прохожу. Из того что нравится — бои, простая но работающая ролевая система, позволяющая настраивать персонажам билды и роли по вкусу (респек завезли, опять же), местами интересные сюжетные повороты и, внезапно, мини-игра с крафтом.

    В остальном — супер стандартная жрпг, хоть и сделанная качественно (на графику, например, потратились, в отличие от серии Tales). Начинается сюжет до ужаса банально, хотелось даже вскоре бросить. Потом, правда, поинтереснее стало. Если играть по несколько часов в неделю, то норм. Все равно этой осенью ничего интересного пока не выходило

  • FanatKDR

    вот что меня реально бесит в ЖРПГ — это геймплей после титров. Я уже прошел игру, история закончилась, зло повержено, всё!, нееет вот тут еще куча интересных данжей открывается, вот тут новые квесты, НПЦ и т.п. Я так и не смог себя зставить играть дальше в Берсерию, хотя там вроде огромный данж. особенно ярко это смотрится, когда по сюжету ГГ погиб, а тут оп-па а игра то продолжается О_о? Или тот же МонХан. Вроде все прошел, а тут бац, а это только половина. и опять по тем же локам бить тех же мобов (хотя в этом случае скорее разницы немного ибо ты собственно битьем мобов и занимался :)).

  • MK

    вот мрази разработчики, контент дополнительный завозят. Их ваще кто-то просил?

  • MK

    сами персонажи нормальные, вполне адекватные, но архетипы стандартные. Типа там рОга, не новичок в преступном мире и со своими секретами. Две магички, одна вежливая и спокойная, и соотв-но хилер, вторая более дерзкая, естественно с упором на дамаг. В таком вот духе

  • Andys

    — Бессмысленные мини-игры

    А в чем должен быть смысл мини-игр, по вашему? Имо, должна быть просто мелкая аркадка либо паззл, на 0.5-2 минуты, просто чтобы отвлечься немного и разбавить серьезный процесс jRPG-игры. Смыслом там и пахнуть не должно…

  • Andys

    …Спокойно он в гробу лежит.

    сорри, не смог удержаться 🙂

  • FanatKDR

    у меня претензия не к наличию доп контента, а к подаче. Если доп контент в середине игры, то все нормально. Но когда он уже после титров (до окончания ты никак не можешь в него попасть), а по сюжету уже весь мир взорвался, гг погиб, зло повержено и т.п. То это вызывает некий диссонанс в сознании… Причем порою это вообще никак не объясняется.

  • MK

    > и Плотву выдают

    Плотва топовая, кстати. От галопа не устает, да еще и отправляет в полет мелких монстров

  • Wanderdog

    Ненадолго отвлечься, ага.
    https://i.imgur.com/wubqgDJ.gif

  • Anoe

    Ну тут как раз объясняют. Вот ты спас мир, Зло повержено, но счастливую концовку слегка омрачает мысль о том, что катастрофы можно было избежать, убив Зло в зародыше. И тут как раз кстати подворачивается возможность вернуться в прошлое и все исправить. С геймплейной точки зрения это как раз «дополнительный контент», то, что принято из игры вырезать и продавать за отдельные евры. Если за 65 часов не наигрался и хочется еще — хорошо зайдет, если наигрался, то можно проигнорировать предложение и пойти писать рецензию 🙂
    И раз уж речь зашла о концовках — в NieR: Automata вообще авторский замысел не понять, пока несколько концовок не посмотришь, необычно получилось и за «диссонанс в сознании» хочется создателей только похвалить.

  • Langolyer

    А чё в списке платформ только PS4 если в самом тексте упоминается, что был порт на ПК?

  • Top

    Это не список платформ, на которых вышла игра, а информация о платформе, на которой игру проходил автор.

    Так-то в карточке игры всё есть.

  • Langolyer

    Извиняюсь, сглупил.

  • FanatKDR

    вернуться в прошлое

    в том то и прикол, что нет никакого возвращения (я не про сабж, а в целом), просто тупо выкидывают в мир ПОСЛЕ событий и продолжаешь играть.

    И раз уж речь зашла о концовках — в NieR: Automata вообще авторский
    замысел не понять, пока несколько концовок не посмотришь, необычно
    получилось и за «диссонанс в сознании» хочется создателей только
    похвалить.

    в нире одна концовка по сути (Е) все остальное промежуточные этапы. И тебя там не выкидывают с теми же персонажами после их смерти проходить новый контент. Там по сути две параллельные линии (за 2B и 9S) и потом идет продолжение за А2.

  • by3eJIok

    Дерево «скиллов» у всех большое, за вычетом «медика» Серены (чему
    найдется объяснение). Вора Эрика и циркача Силвандо можно не
    «прокачивать» исключительно по линии ловкости и обаяния соответственно.

    Раза четыре перечитал, но так и не понял, что же имелось ввиду.

  • insyde2k

    Если ты будешь играть в эту игру, то узнаешь почему у Серены маленькое деревце «скиллов» в отличии от других персонажей. Вору Эрику не обязательно качать ловкость, а циркачу Силвандо обаяние.

  • by3eJIok

    Лучше было написать что-то типа «К примеру, Вора Эрика и циркача Силвандо можно прокачивать не только по линии ловкости и обаяния»

  • Slauka

    Ощущение, что серия и не вылезала с 80 годов. Где толерастия уровня Dragon Age

  • MK

    > выкидывают в мир ПОСЛЕ событий
    в Tales постгейм обычно как бы перед финальным боссом открывается. то есть ты включаешь после титров постгейм и оказываешься возле финальной сохранялки. И вместо фин босса можешь пойти в постгейм данж и т.п. Странновато конечно, но логика мира не очень ломается, ибо ГГ еще жив, мир не умер и зло не повержено

  • FanatKDR

    возможно я ошибся, но ЕМНИП в Берсерии суперданж открывается только после победы на Главным боссом.

  • MK

    в Берсерии не ходил. Но обычно открывается после, но идешь в него ты как бы до. То есть убиваешь главгада, смотришь ролики и титры, потом возвращаешься в игру, нажав чото типа «Продолжить» и отказываешься перед финальным боссом но с открытым суперданжем

  • MK

    в игре нет «толерастии», но у тебя все равно печет. Во дела

  • MK

    спасибо за спойлеры =))

  • FanatKDR

    Это то так, да. НО все равно игру то ты прошел и вроде уже все. В чем проблема была открыть ДО победы, чтобы не прокачался лишнее или еще из-за чего? Зачем такой финт делать кривой?

  • MK

    хз, традиции видать.
    мне, опять же в тейлзах постгейм данжи нахрен не сдались, они там обычно дурацкие и сюжета не добавляют (проходил тот, что в ToX был, и он прям халтура, а в конце какой-то босс, про которого я ничего не знаю и зачем его убивать было — неясно), а так появился бы соблазн туда переться и зачем-то проходить. То есть там они специально выделяют, что это место для тех кто не наигрался, но к сюжету отношения не имеет.
    В случае с сабжем, из того что слышал (сам пока не прошел), постгейм — это как раз продолжение сюжета и этим самым сюжетом оправдывается

  • Kaiden

    А кто-нибудь в курсе, есть ли какие-то живые и активные русскоязычные сообщества по JRPG? Специализированные сайты все заброшенные, группы ВКонтакте мертвые, в отдельных ветках по JRPG на игровых форумах давно никто ничего не постит.

  • Slauka

    Так наверно в современной игре она должна быть

  • Спасибо за ревью!
    Из DQ играл в 5 и шедевральный 8. На него и Tales of… сейчас практически и вся надежда поклонников JRPG.

    Уже давно стоит на очереди, сразу после 4-ой валькирии и начну. Во времена повального «эксперементаторства» и «раздутых сервисов», приятно отвести душу в теплой и привычной классике. Тем более что игра не предала корней, как нечто, что зовется нынче FF.

  • MK

    вот бы 8 ремастернули на актуальные платформы

  • Kaiden

    3DS не подойдёт? 🙂 Там и ремастер 7ой части есть. Графика, конечно, где-то уровня между PS1 и PS2.

  • Kaiden

    Да, я тоже обращаюсь к Dragon Quest, когда хочется поиграть в классическую, не особо напряжную, не мрачную, но качественно сделанную JRPG.

  • MK

    нет 3дс( ну и я бы в ту версию что с PS2, но с подтянутой графикой купил бы не задумываясь. на телефоне в свое время прошел половину игры, при том что а) там была вырезана озвучка и музыка в нормальном качестве б) я ненавижу играть на телефоне

  • noname

    На эмуляторе можете в 1080p запустить с фильтрами. По качеству тот же ремастер.
    И перевод качественный есть.

  • Haru

    А были jRPG с РП?

  • Подтверждаю. Игра на pxcs2 не очень требовательна к железу. И русский перевод вполне адекватный.

  • MK

    к сожалению, нет компа, на котором это можно провернуть

  • Forgotten Silver

    Восточная философия, где западного линейного времени не существует.

  • Aleksey Dyukov

    JRPG с RP не была бы «J». Им ведь для того и выделили отдельный загон, чтобы просигнализировать «ну ребят, ну все всё понимают, но это ведь японцы». Но я думаю нужно поступать честно, и просто называть такие продукты жэ-гэ.

  • Warhammerist

    Удивительно, что в рецензии не было классического аргумента о жрпг: «после тысячного часа игра раскрывается! Только дотерпи!»

  • Tenet

    У меня рука потянулась к кнопке удалить, когда дошел до этого момента, гей культура проникла в классические JRPG!? 🙂

  • Tenet

    В минусы однозначно не зачислили музыкальное оформление, а оно плохое с технической точки зрения и с точки зрения количества и с точки зрения подходит не подходит, MIDI WTF???
    PS Недавно на свитче вышел октопус травелер вот там музыка на высоте, а тут фигня.

  • Фантомная боль.

  • MK

    О да. О ДА!
    ЭТА. МУЗЫКА. ГЕРОИЧЕСКАЯ. КОГДА. ХОДИШЬ. ПО. ПОЛЯНКАМ. КАК. ЖЕ. БЕСИТ

  • Kildoter

    Просто маленькие мальчики и девочки, которым это нравится, еще не умеют толком читать и писать.

  • Kaiden

    Как-то толстовато.

  • noname

    Проходилось на древнем core2duo e8400 3 GHz + GeForce 8600 GT + 3 GB ram.

    Не тормозило.
    Неужели у вас ещё более древний пк?

  • Антон Ариманов

    https://i.imgur.com/HBGFi3j.jpg

  • AlienOvermind

    молчаливый главный герой, который разве что трижды хмыкнул за все путешествие

    Ох, как меня бесит эта нелепая традиция на немых протагонистов. Ясно, что это селфинсерт для «отыгрывания роли». Но допустим я могу понять подобный подход в какой-нибудь TES (особенно до Скайрима) — там «схематичность» диалогов и общая свобода как в передвижении, так и в развитии героя действительно дают некий простор для отыгрывания роли в голове. А в жрпг всегда даётся фиксированный герой с фиксированными действиями — какой смысл в этой осточертевшей немоте в этом случае?

  • Set Ariman

    И что? В DA:I тоже проходишь игру, страшного гада победил. И … всё очень плохо, главгад просто лох с мускулами и эпик петом, а вот теперь… В чём мы убеждаемся в ходе достижения второй концовки, она же завязка для следующих игр.

  • Есть же мод с оркестровыми мелодиями.

  • Irx

    С теми или иными реверансами в сторону РП довольно много, полноценных конечно нет. Но ведь обычно отсутствие РП оправдывают проработанным характером главного персонажа, а здесь у нас, как уже заметили, молчаливый болванчик по сути своей — сам бог велел РП’шить, иначе в чём смысл?

  • Irx

    Это скорее исключение, имхо. В большинстве JRPG постгейм контент обычно вполне закономерно вплетён в сюжет, а часто даже продолжает его и открывает альтернативные концовки.

  • Irx

    Начни постить, народ может и подтянется.

  • Maxim Max

    Учитывая какие характеры вкладывают в главных героев в жрпг, то уж лучше пусть оно молчит, чем говорит)

  • Anoe

    https://www.youtube.com/watch?v=-5FTJxfV3pc

  • DharmaDance

    Если 83 перевести в пятибалльную шкалу, то и получится «хорошо», то бишь 4.

    Где печаль-то?

  • Алексей Булгаков

    печаль что отличным играм меньше ставят

  • Тимур

    > Dragon Quest для японцев — своего рода национальная игра и достояние

    Если открыть ссылку, включить субтитры и настроить перевод на русский язык, то пару даже можно улыбнуться. Не алиэкспресс, но пойдет.

  • no account

    А это разве классический аргумент? Если игра не цепляет с самого начала — смысл в неё играть?