Рецензия на Cult of the Lamb

Автор: SNOR

В землях древней веры нет места изменениям. Веками тамошние звери поклоняются могущественным хтоническим созданиям, приносят им жертвы и выполняют их приказы. Однако нынче голову поднимает новый культ, враждебный существующему порядку. Он посвящен кошмарному запрещенному божеству, но стекающиеся отовсюду последователи в первую очередь чтут пророка, своего непосредственного главу, — ягненка, повелевающего темными силами. И немудрено, ведь он их кормит и развлекает, а в свободное время еще и кромсает мерзких еретиков…

В британской студии Massive Monster ценят интересные сочетания. Ее Cult of the Lamb щеголяет и почти лавкрафтовскими ужасами, и какой-то “анимешной” кокетливостью, а жанрово это сразу “рогалик” в стиле The Binding of Isaac и своеобразный “симулятор культа”. Правда, управление этим культом изрядно напоминает разновидность “веселой фермы”.

“Умные нам не надобны, надобны верные…”

Разработка: Massive Monster
Издание: Devolver Digital
Жанры: Action/Strategy (Managerial)/Isometric/2D
Похожие игры: Hades, Curse of the Dead Gods, Children of Morta, The Binding of Isaac
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Мир Cult of the Lamb мрачен, но не всерьез — хмурые леса, безумные секты, жестокие божества и кровавые обряды упакованы в подчеркнуто милый и забавный антураж. Антропоморфные зверьки устраивают ужасающие ритуалы, а потом корчат довольные мордочки и радостно пищат, всякие чудовища порой веселят зловеще-комичными обликами, да и в целом игра пронизана ненавязчивым “черным” юмором. Настроение хорошо подчеркивает стильная “мультяшная” картинка — она отдаленно напоминает Don’t Starve, хотя манера тут проще и экспрессивнее.

Невинного ягненка принесли в жертву на алтаре, как и многих других до него. Четыре епископа древней веры, наделенные пугающим количеством глаз, зубов и щупалец, целенаправленно истребляли все блеющее, дабы отринутый ими темный бог не прибрал овечек к рукам. Внезапно на последнем ягненке план потерпел крах — топор палача отправил героя прямиком к закованному в цепи воплощению зла, Тому-кто-ждет. Он предложил бедолаге сделку — я, мол, верну тебе жизнь, а ты будешь мне служить. Ягненок, естественно, согласился и восстал из мертвых. На голове у него теперь корона с красным глазом – мощный магический артефакт, в руках — оружие и небывалая сила. Трепещите, неверные, настало время религиозных войн, давным-давно предсказанных в пророчествах…

Дабы помочь своему благодетелю, ягненок должен уничтожить епископов — каждый из них сторожит одну из цепей, удерживающих Того-кто-ждет в небытии. Нам предстоит долго бродить по их владениям, мечом и магией насаждая истинную веру. Однако еретики многочисленны и могучи, а сила пророка зависит от его паствы. Чтобы одолевать тварей и их приспешников, овечке необходимы последователи — а им, в свою очередь, подавай наставления, теплые кровати и регулярное питание. В сущности, Cult of the Lamb очень похожа на легендарный “рогалик” Эдмунда Макмиллена — процедурно сгенерированные уровни, множественные “забеги”, случайные “перки”… Только в перерывах между боевыми походами здесь положено поднимать целину и чинить кровати.

Смотреть галерею скриншотов Cult of the Lamb

Схему из The Binding of Isaac авторы используют с минимумом изменений. Чащобы и болота состоят из отдельных “комнат”, набитых врагами, топать вперед нельзя, пока всем не наваляешь, а за “прокачку” отвечают карты Таро, предоставляющие всякие бонусы до конца вылазки. Окончательная гибель герою не грозит, Тот-кто-ждет готов до посинения возвращать ему жизнь, но путь из-за фиаско предстоит начинать сначала. Впрочем, любой епископ повелевает собственным краем, и наведываемся мы всегда в конкретные биомы, постепенно открывая новые — примерно как в близкой по духу Curse of the Dead Gods. Напоминает о ней и общая структура — планировать маршрут, выбирая подходящие награды (последователей, оружие, ресурсы…), надо на глобальной карте с локациями, в которых уже упрятаны лабиринты из “комнат”.

Земли еретиков в принципе суровы, вдобавок сложность слегка растет по мере прохождения — новые биомы опаснее предыдущих. Дабы соответствовать угрозам, у ягненка есть перманентное развитие. Ему можно увеличивать начальные здоровье и “ману”, а самое главное — повышать уровень случайных клинков и заклинаний, попадающихся на вылазках. Однако для всего этого нужна сила преданности, которую кудрявый гуру выкачивает из последователей с помощью проповедей и ритуалов. Чтобы открыть новые места, тоже необходимы люди, и чем дальше, тем больше. Вот и выходит, что где-то половину времени герой тратит на поселок своих верных культистов.

Смотреть галерею скриншотов Cult of the Lamb

Последователям надо где-то спать, что-то есть, лечиться от болезней, да еще и не падать духом, сохраняя крепкую веру. Мы, соответственно, притаскиваем из походов ресурсы, готовим разные блюда на полевой кухне, указываем, где и какие ставить домики, копаем землю в огороде, благословляем страждущих… Чертежи новых построек и всяческих улучшений приходят к овечке в виде божественных откровений, которые паства вымаливает у специального алтаря. Несмотря на широкий список зданий и внушительную площадь, отведенную под деревню, “градостроительного” во всем этом мало. Больше всего менеджмент поселка смахивает на телефонные “фермы” с их бесконечной рутинной возней.

Паства фантастически, пугающе беспомощна. Конечно, она способна возводить избушки, рубить деревья и работать в каменоломне, но обслуживать себя упорно не желает. Приготовить еду — давай-ка сам, великий гуру. Собрать урожай, чтобы было из чего ее готовить, и засеять грядки по новой — снова сам. Починить развалившуюся подстилку — опять сам. Да что там, пророк вынужден лично махать шваброй и чистить туалет, ведь разбросанное кругом дерьмо приводит к болезням. Такой же эффект вызывают и трупы — даже если все в порядке, последователи порой умирают просто от старости, и хоронить их тоже надо своими руками. Со временем определенные процессы все же дадут автоматизировать — скажем, на ферме максимального уровня культисты вкалывают самостоятельно, а чуланчик с метлами подарит им возможность убирать за собой. Вот только когда секта все это освоит, 25-часовая кампания уже будет на излете…

Смотреть галерею скриншотов Cult of the Lamb

Нельзя сказать, что в управлении культом совсем нет положительных моментов. Обилие забавных возможностей и циничные шутки скрашивают монотонные будни. Ягненок умеет провозглашать заповеди, регламентирующие разные стороны жизни последователей, например объявить высшим законом каннибализм или сбор денег на проповедях. Разрешено устраивать ритуальные пиры и жертвоприношения, магией заставлять урожай мгновенно созревать, воспитывать сомневающихся, держа их в колодках (или сразу убивать и перерабатывать трупы на удобрение), временно превращать народ в демонов-компаньонов и брать с собой на вылазки, играть свадьбы с неограниченным количеством подчиненных…. Но все это представлено весьма схематично и неизбежно наскучивает, как и побочные развлечения вроде игры в кости и рыбной ловли. И, само собой, не может перевесить кошмарные впечатления от занудных “фермерских” хлопот.

Не перевесить их и “походной” части, по меркам жанра примитивной и куцей. Бесспорно, основа боевой системы с перекатами и расчетом “таймингов” неплоха, но кроме нее хвалить нечего. Разница между пятью видами оружия слишком уж незначительна, большинство заклинаний — малополезный мусор, а карты Таро настолько слабо влияют на процесс, что их можно выбирать буквально не глядя. С разнообразием врагов тоже проблемы, авторы обожают “перекрашенные” усиленные версии одного и того же. Каких-то особых “комнат”, интересных “боссов” и тому подобного толком нет. “Забеги” выходят совершенно одинаковыми, при этом каждый биом нужно в обязательном порядке преодолеть несколько раз — иначе до епископов не добраться. Как “рогалик” Cult of the Lamb попросту несостоятельна… И как что-то иное — тоже.

Смотреть галерею скриншотов Cult of the Lamb

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Нормальный текст, неудачные шрифты — обыденная картина, да и читать тут предстоит мало. Озвучка, состоящая из блеяния и прочих звериных звуков, переводом не затронута.

* * *

Стильно, необычно, смешно… и на редкость бестолково. Хотя идея “милого сатанистского культа” выглядит очень привлекательно, не спешите подписывать договор кровью.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3-3240/AMD FX-4300
4 Гб памяти
GeForce GTX 560ti/Radeon HD 7750
4 Гб на винчестере

Core i5-3470/Phenom 2 x6
8 Гб памяти
GeForce GTX 1050/Radeon R9 380
4 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Cult of the Lamb
Author Rating
31star1star1stargraygray