Впечатления: Catherine Classic

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Когда жизнь давно идет по накатанной колее, из нее сложно куда-то вывернуть. Плохи ли дела или хороши — бывают такие люди, которые от добра добра не ищут, да и вообще: лучшее — враг хорошего! Винсент Брукс — один из тех, кто плывет по течению. Ему 32, денег и перспектив пока не видать. Много лет он встречается с девушкой по имени Кэтрин, но о женитьбе даже не думает. Иными словами, на каждый приятный момент в жизни Винсента есть «но» — и это его ничуть не смущает. Быт налажен — осталось только дотянуть до… смерти?

Границы дискомфорта

Разработка: P Studio
Издание: Sega
Жанры: Adventure/Interactive fiction/Puzzle solving/3rd Person/3D
Похожие игры: Persona (серия)
Мультиплеер: (2) LAN
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Предвестником грядущих перемен стал странный кошмар. Наш герой в одних трусах, с подушкой под мышкой и рогами на голове должен был лезть по уходящей ввысь стене, состоящей из огромных блоков. Бессмысленность сего занятия вполне укладывается в «логику» сновидений, однако Брукса не покидает ощущение, что все вокруг слишком реально. К тому же в новостях регулярно мелькают сообщения о мужчинах 30-40 лет, которые были найдены мертвыми в собственных постелях — говорят, именно это и ждет того, кто не успеет «вернуться» в реальный мир до смерти в мире грез. Тем временем, в любимом баре Винсента к нему подсаживается молодая особа. Ни к чему не обязывающий треп заканчивается безобидно… во всяком случае, так думал Брукс, пока не очнулся на следующее после очередного кошмара утро и не обнаружил рядом с собой новую любовницу Катрин (в английской версии имена главных героинь — Katherine и Catherine).

Дальнейшие события развиваются стремительно: Кэтрин объявляет о беременности, Катрин вгоняет Винсента в холодный пот, появляясь в самые неподходящие моменты, а его приключения в царстве Морфея с каждым днем все сложнее и страшнее. Свой отпечаток на них накладывают события из реальной жизни: то демоническая Кэтрин пытается проткнуть скачущего по блокам мужичка ножом, то гигантский ребенок с криками «Папочка!» вынуждает серьезно подумать о вазэктомии.

Смотреть галерею скриншотов Catherine Classic

Впрочем, в странном мире, состоящем из огромных стен и редких островков покоя, существуют и другие несчастные. Правда, они видят друг друга не людьми, а баранами, хотя это не сильно мешает им объединяться в кружки «скалолазов», ищущих новые способы прохождения очередного этапа. Есть, конечно, и те, кто плевал на мужскую солидарность и чувство локтя: если кто-то стоит на кубе, то ты не можешь на него забраться. А что надо делать с теми, кто ставит под угрозу твое выживание? Со временем отдельные грешники (учитывая, что никто из них не понимает, за что ему такое наказание, лучшего термина не придумать) из прямоходящих животных превращаются в демонических баранов, встреча с которыми чревата попаданием в утренние новости…

Catherine — во многом нетипичная игра как для Atlus (хотя знакомые по Shin Megami Tensei и Persona мотивы явно присутствуют), так и для Японии в целом. Один фокус на «взрослых» проблемах чего стоит: в кои-то веки наши герои не школьники, а сформировавшиеся люди. Как минимум — внешне. Да и жанр крайне специфичный — ни RPG, ни Action. Головоломка! Продолжительные ролики (и неплохие на движке, и красивые мультипликационные) сменяются теми самыми «кошмарными» этапами, за которыми следуют продолжительные диалоги с завсегдатаями овечьего чистилища либо питейного заведения, где Винсент активно готовится к семейной жизни и отцовству. Главный вопрос здесь — какую концовку получите лично вы, потому как финал истории зависит вовсе не от вашей сообразительности при решении очередного «пазла», а от реплик и ответов во время разговоров с различными собеседниками.

Тут я обязан уточнить: пусть остросюжетный сценарий увлекает что сейчас на PC, что 7 лет назад на PS3 и Xbox 360, некоторые его детали все-таки заставляют недоумевать. Да, Винсент и его окружение — совсем не дети, однако в их поведении и репликах периодически проскальзывают привычные для японских «школьных драм» черты. Скажем, главная интрига долгое время строится на том, что Кэтрин и Катрин будто бы не знают друг о друге. Брукс же, несмотря на свою мягкотелость, все время хочет порвать с соблазнительницей. И это никак у него не выходит по той простой причине, что он не может в нужный момент сказать нужные слова, ограничиваясь какими-то невнятными фразами виноватого мальчонки. Вызывает ли подобная бесхребетность сопереживание? Едва ли.

Смотреть галерею скриншотов Catherine Classic

Мысли кубически

Мытарства горе-любовника в любом случае интересны сами по себе. Станете ли вы искать скрытый смысл во всем происходящем (специальный персонаж ближе к развязке обратится непосредственно к самым наивным игрокам и пояснит: «Это такая метафора, понятно? Здорово, правда?!») или просто захотите посмотреть мистическую историю про любовь и запоздалое взросление — Catherine наверняка будет вам по вкусу. Злые языки утверждают, что из нее можно было вырезать все «кошмарные» сцены, и она ничего не потеряла бы.

Действительно, иной раз карабканье вверх доводит до белого каления: нижние уровни постепенно исчезают, а если над душой стоит какой-нибудь «босс», то помереть и того проще. Кроме того, кубики бывают разные: легкие, тяжелые, неподвижные, взрывающиеся, ледяные, батуты, подбрасывающие вверх, и т. п. Даже на легком уровне сложности вторая половина испытаний навевает противоречивые чувства. Ведь недавно случился лихой сюжетный поворот, и теперь надо поскорее узнать, что же будет дальше с Винсентом, а вас заставляют ломать голову над очередным нагромождением блоков, по которому, кажется, вообще не пробраться к выходу.

Нельзя не признать, что альпинистские этюды и отлично заполняют пространство между очередными порциями сюжета, и создают ощущение, что ваш подопечный действительно видит дурной сон. Механика предельно проста: кубы выложены рядами, опирающимися друг на друга, изредка расходясь в разных направлениях. Брукс может забраться на блок или передвинуть его. Периодически попадаются одноразовые бонусы (убийство всех врагов в зоне видимости, временное повышение «прыгучести» и т. д.). Наши манипуляции в основном сводятся к созданию «лестницы» на следующую горизонтальную площадку или к «выбиванию» нижних кубов, чтобы опустить всю конструкцию в целом. Проще разве что «тетрис» и ему подобные абстрактные игры. Увлекательно, хотя переоценивать толкание блоков туда-сюда не стоит: идти в два дополнительных режима ради головоломок, честно говоря, особо не тянет, невзирая на возможность игры вдвоем на одном PC.

Смотреть галерею скриншотов Catherine Classic

Кстати, к качеству PC-порта никаких вопросов. Высокая частота кадров, приличная картинка (для игры, впервые вышедшей в 2011 году) очень удобное управление с клавиатуры. Тут и мышь-то не нужна: достаточно WASD для движения да нескольких особых клавиш вроде захвата блока и отмены действия соответственно. Еще издание предлагает опциональную японскую озвучку (русского, увы, нет даже в субтитрах) и поддержку 4K. Столь высокое разрешение, правда, не особо нужно, поскольку рассматривать толком нечего. В любом случае i7 и GeForce GTX 1070 и с ним справляются без труда. Единственные моменты, которые меня смущают – внезапность релиза и Classic в заголовке. В нынешнем году в Европе должна выйти Catherine: Full Body для PS4, по описанию больше похожая на ремейк, чем на рядовой ремастер: больше персонажей, новая девушка для Винсента, множество дополнений для игровой механики… Наверняка все это когда-нибудь будет и на PC.

* * *

Catherine – во всех смыслах необычная игра на несколько вечеров. Пускай основную ее ценность составляет запутанная история Винсента Брукса, покорение блоков на удивление тоже неплохо увлекает.

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3 2,9 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
20 Гб на винчестере

Core i3 2,9 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 8 Гб памяти
20 Гб на винчестере