Рецензия на Call of Cthulhu

Автор: SNOR

Плох тот культист, который не мечтает призвать владыку миров, низвергнув мир в бездну хтонического ужаса. Кровожадные секты, опасные магические артефакты, могущественные сверхъестественные силы, что безжалостно играют судьбами людей, – извечные атрибуты книг Говарда Лавкрафта, и столкновение с неведомым практически всегда несет их персонажам боль, безумие и смерть. Мы не одиноки во вселенной, и горе тем, кто убедился в этом лично; человек не способен осознать беспредельный кошмар истинной реальности, одновременно сохранив здравый рассудок. Вот и частного детектива из Call of Cthulhu терзают сразу две заботы – мало раскрыть дело, надо бы еще не сойти с ума…

Вышедшая в 2005 году Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth была, пожалуй, самой впечатляющей игрой, основанной на творчестве знаменитого американского писателя. Новый проект Cyanide – не продолжение и не ремейк, это самостоятельное произведение на схожую тему. Главные источники вдохновения у авторов обоих проектов, конечно, совпадают – “Тень над Инсмутом”, “Зов Ктулху”, “За гранью времен”, “Ужас в Ред-Хуке”… Хотя на Call of Cthulhu еще слегка повлияла одноименная “настолка”.

Щупальца в темной воде

Разработка: Cyanide
Издание: Focus Home Interactive
Жанры: Adventure/Horror/Stealth/1st Person/3D
Похожие игры: Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Observer, Amnesia (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Умудрившись выйти живым из кошмарной мясорубки Первой мировой войны, угрюмый бородач по имени Эдвард Пирс занялся частным сыском. Работа оказалась, мягко говоря, скучноватой: супружеские измены, “таинственные исчезновения” людей, убегающих от кредиторов, и прочее в том же духе. Со временем пересох даже этот неприглядный ручеек, и теперь Эдвард в бедственном положении. Агентство того и гляди отберет у него лицензию – клиенты не заходят, и выполнить требуемый “план по раскрываемости” совершенно невозможно. Остается обреченно вливать в себя виски… Правда, сыщик старательно закладывает за воротник не только из-за профессиональных неприятностей. Каждую ночь его навещают жуткие кошмары про бормочущих на непонятном наречии жрецов, гниющие рыбьи внутренности и странные ритуалы – тут поневоле схватишься за рюмку.

Смотреть галерею скриншотов Call of Cthulhu

Однажды утром к страдающему от похмелья Пирсу неожиданно нагрянул потенциальный заказчик – солидный пожилой джентльмен. Его предложение оказалось мутноватым. Несколько лет назад эксцентричная художница Сара Хокинс, прославившаяся картинами оккультно-мистической тематики, рехнулась и подожгла собственную усадьбу. В пламени пожара погибла и она сама, и вся ее семья – муж и малолетний сын. Такова официальная версия событий, однако мужчина в нее не верит – он отец Сары Хокинс и свято убежден, что дочь никогда бы так не поступила, несмотря на хрупкое душевное здоровье. А значит, истину скрывают и замалчивают… Герою до лампочки конспирология убитого горем старика, но выхода, в общем-то, нет; это дело – последний шанс сохранить работу. Надо плыть на остров Даркуотер, где жили Хокинсы, и яростно “копать” – вдруг в словах клиента все же есть здравое зерно?

Даркуотер – на редкость мрачное и неуютное место. Когда-то, впрочем, оно было одной из “столиц” китобойного промысла. Сюда постоянно причаливали корабли с громадными тушами на борту, моряки веселились в портовых тавернах, и деньги текли в экономику рекой. Те дни давно позади – киты навсегда ушли из близлежащих вод, а с ними ушла и хорошая жизнь. Сейчас округа выглядит жутко: заросшие грязью деревянные мостовые, покосившиеся дома, сомнамбулически блуждающие пьяные рыбаки… Даркуотер медленно умирает, а природа словно подчеркивает это – регулярно завешивает белесым саваном тумана и замызганные улочки, и морские волны неестественного темного оттенка, подарившие острову название. Пейзаж дополняет неприглядная графика с зеленоватым фильтром – по-настоящему уродливой ее назвать сложно, но на конкурсе красоты игре явно не победить.

Смотреть галерею скриншотов Call of Cthulhu

В тихом омуте, само собой, обитает немало чертей. Казалось бы, делов-то – разузнать побольше о жизни и смерти знаменитой художницы, которая здесь известна каждой собаке, но на пути без конца возникают препятствия. Население не желает изливать душу чужаку, полиция крайне недовольна вмешательством частного детектива, и симпатичной главе мафиозной группировки его появление тоже не по нраву. Из архивных документов внезапно пропадают нужные страницы, улики исчезают – чья-то невидимая рука упорно заметает следы. Скоро Эдвард поймет, что Сара Хокинс была как-то связана с неким странным культом, который свил на острове гнездо. И что это расследование вполне способно привести его в палату с мягкими стенами, причем в качестве пожизненного пациента.

Плавно надвигающееся сумасшествие – излюбленная тема Лавкрафта, и Call of Cthulhu от “канонов” не отходит. Назойливые и мерзкие сны, из-за которых сыщик вскакивает по утрам с криками, – полбеды. С самого прибытия на Даркуотер его атакует совсем уж жуткая и необъяснимая чертовщина: пугающие видения приходят даже во время бодрствования, голоса в голове сыплют странными откровениями, вроде бы убитый человек на следующий день бегает и разговаривает как ни в чем не бывало… Сверхъестественные и не очень явления сплетены в хитрый клубок, и чем дальше бедняга распутывает нити, тем сильнее у него едет крыша. Можно наблюдать за “прогрессом”, проверяя специальный индикатор, лечить нервы алкоголем… или не обращать на расстройство никакого внимания – в отличие от Джека Уолтерса из Dark Corners of the Earth, Пирс не станет пускать себе пулю в голову из-за таких мелочей. Зато расшатанность психики влияет на финал истории и на варианты ответов в диалогах. Как-никак, чтобы говорить с долбанутыми культистами на одном языке, нужно своеобразное восприятие действительности.

Смотреть галерею скриншотов Call of Cthulhu

Разговоров тут вообще много, как и прочей “сыскной” деятельности. Шествуя по линейной череде уровней, герой каверзными вопросами выколачивает из персонажей сведения, ищет информацию в книгах и записках, собирает разное барахло, прячется от недругов, решает головоломки… Есть у него и своего рода суперспособность, работающая в строго определенных местах. “Режим реконструкции” позволяет проанализировать, допустим, комнату и восстановить когда-то произошедшие в ней события, увидев их своими глазами. Достаточно потыкать пальцем в отмеченные активные точки, чтобы наш Шерлок вообразил всю картину и самостоятельно сделал выводы. Занятно, что они могут быть неполными – результат нередко зависит от “прокачки”. Навыки весьма условны и выручают в самых разных ситуациях: например, “силой” разрешено и крутануть прикипевший вентиль, и запугать собеседника, “расследование” отвечает за взлом замков и догадки в реконструкции, “психология” и “убеждение” спасают на допросах… Отдельно упомяну познания в оккультизме и медицине. Их нельзя улучшить очками за выполнение заданий – помогут исключительно специальные книги, которые сперва еще надо отыскать.

Все это звучит воодушевляюще, да только система умений и проверок – фантом, иллюзия похлеще тех, что так часто мучают Пирса. По большому счету, Call of Cthulhu абсолютно наплевать, в каком направлении мы развиваемся. Она напоминает горбатый “Запорожец” с антикрылом, бортовым компьютером и миллионом датчиков – прямая как палка адвенчура, почему-то оснащенная кучей бесполезных и непродуманных наворотов. Недостает красноречивости, чтобы убедить свидетеля рассказать правду? Ерунда, Эдвард расколет его следующей же репликой безо всяких навыков. Не хватило сил отнять топор у агрессивного мужика? Ничего страшного, положение спасет полиция. Паршиво разбираетесь в оккультных таинствах? Да и черт с ними, кому они сдались. В принципе, некоторая вариативность есть – иногда за счет проверок можно проскочить мимо какого-нибудь муторного “пазла” или попасть в закрытое помещение другим способом. Но ведь таких моментов три-четыре на всю игру, зачем же было тащить из “настолки” зачатки ролевой системы? Для солидности?

Смотреть галерею скриншотов Call of Cthulhu

С той же важной целью, судя по всему, создатели добавили панические атаки. На фронте герой пережил жуткое испытание – долго лежал в окопе, засыпанный трупами своих товарищей. С тех пор он страдает клаустрофобией, отчего шкафы и вентканалы пробуждают в нем неподдельный ужас. Любопытно? Было бы, однако дальше сужающегося поля зрения и шумного дыхания дело не пойдет, сидите себе в шкафу хоть до пробуждения Ктулху. Впрочем, это в любом случае бессмысленно, поскольку скрытность абсурдно проста и чудовищно примитивна. Тихо вырубить кого-то для нашего ветерана войны, как ни странно, табу… и это все равно не создает трудностей – противостоят-то ему слепые заторможенные остолопы. Сложен разве что один кошмарный эпизод с участием злобной потусторонней твари, но в первую очередь из-за неудачного геймдизайна – “стелс” там попросту ни к чему, пусть даже игра вовсю на него намекает.

С головоломками картина столь же печальная. Они адекватно вписаны в рассказ, хотя в большинстве своем интереса не вызывают – занудная беготня в поисках предметов, незамысловатые загадки типа “пойми, как открыть потайную дверь” и непередаваемо убогие “наркоманские” ребусы в видениях. Подолгу, правда, ничем не травят – Call of Cthulhu без устали тасует ситуации, пытаясь поддерживать накал. Мы неспешно исследуем комнаты в темном заброшенном особняке Хокинсов; расспрашиваем незнакомцев в баре; наблюдаем за таинственным ритуалом в подземных пещерах; прячемся от монстра из иного мира; размышляем над загадкой, оставленной книготорговцем-оккультистом; бродим с лампой по психоделической версии лечебницы для душевнобольных, разыскивая сияющие знаки; вселяемся в чужие тела; под конец и пострелять дадут… О страхе, конечно, речи не идет – атмосфера на нуле, пугать авторы не умеют и почти не пытаются. Картинки меняют, как в калейдоскопе, да толку-то – посредственные решения нелегко скрыть за разнообразием.

Не спрятать за ним и хромую сюжетную линию. Подача слаба, жители Даркуотера серы и схематичны, и бесчисленные многословные беседы отнюдь не делают их ярче. Call of Cthulhu изображает лихо закрученный детектив, но вместо цельного повествования получилось невнятное, плохо перемешанное нечто, из которого во все стороны торчат знакомые обрывки – фрагменты работ и самого Лавкрафта, и его “последователей”.

* * *

Спи спокойно, Ктулху, твой час пока не настал.

Оценка Riot Pixels58%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-3450/FX-6300
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7870
13 Гб на винчестере
интернет-соединение

Core i7-3820/FX-8370
8 Гб памяти
GeForce GTX 970/Radeon R9 390
13 Гб на винчестере
интернет-соединение

Summary
Review Date
Reviewed Item
Call of Cthulhu
Author Rating
31star1star1stargraygray