Брайан Фарго: душа компании (часть 1)

logo-brian-fargo-article-part-1Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Основатель Interplay Брайан Фарго — один из известнейших ветеранов игровой индустрии. Публика, впрочем, относится к нему неоднозначно: кто-то ценит его старые заслуги и желание делиться опытом, другие — справедливо замечают, что былая слава уже отгремела, а сейчас он «торгует именем» на Kickstarter. По словам Фарго, бизнесмены думают, что он — творческий человек, а «креативщики» считают его дельцом.

Как он воспользовался доверием людей, пожертвовавших на Wasteland 2 миллионы долларов, мы узнаем уже совсем скоро. А пока — давайте поподробнее изучим его биографию, неразрывно связанную с едва ли не самой «душевной» из игровых компаний. При подготовке этой статьи мы побеседовали с самим Фарго, а также использовали его многочисленные интервью другим изданиям и отзывы коллег о совместной работе.

Начало

На вопрос «что могло заставить школьника конца 70-х годов стать игровым разработчиком?» Фарго всегда отвечает одинаково. Он опробовал множество игр тех времен и ему казалось, что у него они получились бы лучше.

Обложку для первой игры Брайана Фарго рисовал его школьный друг Майкл Кренфорд. Позднее он какое-то время работал в Interplay (в т. ч. над The Bard's Tale).

Обложку для первой игры Брайана Фарго рисовал его школьный друг Майкл Кренфорд. Позднее он какое-то время работал в Interplay (в т. ч. над The Bard’s Tale).

Как-то раз Брайан увидел мейнфрейм и с тех пор стал интересоваться высокими технологиями. В старших классах родители купили ему компьютер Apple II. Изучив доступную библиотеку для Apple II, Magnavox и Atari, Фарго решил, что уже достаточно хорошо разбирается в геймдизайне. Его первая игра, которую он написал вместе со школьным товарищем, разошлась тиражом примерно в пять копий. О том, чтобы жить на деньги с продажи игр, в то время никто даже не задумывался.

Тем не менее, Брайан взялся за следующий проект — Demon’s Forge (то, что у Hunted 2011 года был такой же подзаголовок, лидер inXile называет совпадением: студия использовала его как рабочее название, а потом Bethesda почему-то настояла, чтобы его сохранили). Подход был серьезный: большой любитель комиксов, приключенческих фильмов и настолок, Фарго основал в доме родителей свою первую фирму — Saber Software.

В книге «Stay Awhile and Listen» Дэвида Крэддока, посвященной Blizzard, есть дополнительная глава с забавным описанием партизанских методов маркетинга Брайана. Потратив половину бюджета в пять тысяч долларов на единственное объявление в компьютерный журнал Soft Talk, предприимчивый разработчик начал звонить в магазины и спрашивать про Demon’s Forge. Получив ожидаемый ответ («у нас такой игры нет»), Фарго сокрушался по этому поводу, отмечая заманчивую рекламку. После этого вешал трубку и ждал звонка от ритейлера. Во время очередного похода в магазин юный пиарщик встретил Майкла Буна.

Бун как раз хотел заняться игровым бизнесом и предложил Брайану купить Saber Software. Новая организация получила название Boone Corporation, а Фарго числился в ней вице-президентом по разработке. На практике это означало, что большая часть сотрудников состояла из господ, а бывший глава Saber на них батрачил. Не оценив выгоду от поглощения, в 1983 году двадцатилетний Брайан решил создать еще один стартап — Interplay Productions.

В самом начале Interplay занималась не только играми. На фото представлена ее первая разработка.

В самом начале Interplay занималась не только играми. На фото представлена ее первая разработка.

Билл Хейнеман (программист, трудившийся над множеством известнейших проектов, с начала 2000-х живущий под именем Ребекка Энн Хейнеман) успел написать в разваливающейся Boone космический 3D-шутер Final Eclipse, который повествовал о капитане Брайане Фарго, спасающем Землю от превращения в огромный кусок льда. Однако игра так и не увидела свет, хотя уже были готовы коробки, одна из которых даже осталась у Билла. Майкл Бун, чье предприятие одно время оценивалось в целый миллион долларов, сейчас занимается производством кремов для бритья.

С самого рождения Interplay Фарго полагал, что кадры решают все: достаточно нанять хороших парней, а те подберут себе отличных подчиненных. Схема иногда давала сбой, но ее автору в чутье не откажешь: даже год в Boone Corporation для него не прошел зря. Именно там он познакомился с Аланом Павлишем, одним из отцов Wasteland, работающим теперь над Wasteland 2. Оттуда за ним ушли Билл Хейнеман и Джей Пэйтл, который впоследствии оказался в Blizzard.

Interplay в 1987 году.

Interplay в 1987 году.

Собрав серьезную команду, Фарго составил бизнес-план: делать классные игры. Справедливости ради, во все времена в каталоге Interplay хватало ерунды. Подход «а давайте выпустим чего-нибудь эдакое» в будущем не раз подведет корпорацию, чье руководство долго не сможет научиться рассчитывать свои силы. Тем не менее, ранние годы компании тот же Хейнеман много лет спустя будет вспоминать лишь добрым словом.

Знаменитый девиз «By Gamers for Gamers» появился после того, как на глаза Брайану попалось интервью с топ-менеджером фирмы-конкурента, который хвастался, что никогда ни во что не играл. Нет, Interplay не такая: тут работают люди, которые любят и понимают то, что они делают.

Брайан Фарго и Ричард Гэрриот (создатель сериала Ultima).

Брайан Фарго и Ричард Гэрриот (создатель сериала Ultima).

Первыми проектами молодой студии стали адвенчуры, за издание которых взялась Activision. Тогда жанр был на подъеме — пользовались спросом работы Скотта Адамса, а Sierra только набирала обороты. Фарго больше любил ролевые сериалы вроде Wizardry и Ultima, но подобные вещи для него были пока что слишком сложны технически.

Ветеран любит повторять свой совет тем людям, которые хотят попасть в индустрию видеоигр — «доведите до ума один проект, пусть даже самый простой». Так, над первой игрой InterplayMindshadow — работал в качестве программиста ученик старших классов Аллен Адам, один из основателей Silicon & Synapse, ныне известной как Blizzard, приложивший руку к Warcraft, StarCraft, Diablo.

Работа приносила прибыль, но Interplay хотела взяться за RPG. Руководители Activision были как раз из числа тех, кто не очень увлекался видеоиграми, потому новым проектом, вдохновленным D&D, они не прониклись. Тогда Фарго пошел к злейшему врагу ActivisionElectronic Arts. Фирма Трипа Хокинса оценила The Bard’s Tale по достоинству, после чего Interplay стала издавать свои ролевые игры под ее опекой.

1989 год. Создатель журнала Computer Gaming World Рассел Сайп вручает Фарго и Павлишу награду за Wasteland. Слева — еще один сотрудник Interplay Майкл Стэкпол. Четверть века спустя они вновь собрались ради Wasteland 2.

1989 год. Создатель журнала Computer Gaming World Рассел Сайп вручает Фарго и Павлишу награду за Wasteland. Слева — еще один сотрудник Interplay Майкл Стэкпол. Четверть века спустя они вновь собрались ради Wasteland 2.

Но настоящая слава была впереди. Фарго обожал тему постапокалипсиса. «Планета обезьян» и «Человек Омега» (экранизация романа «Я — легенда») — среди его любимых кинолент, однако больше всего ему нравился The Road Warrior («Безумный Макс 2»). Новая RPG под названием Wasteland повествует о жизни в мире после ядерной войны: из-за недоразумения СССР и США уничтожили друг друга и почти всю жизнь на Земле. В эпоху «гонки вооружений» эта тема была весьма злободневной.

Команда работала с мизерными объемами памяти: описания многих важных событий приходилось размещать в руководстве пользователя. По воспоминаниям Фарго, «клеточная» структура Wasteland была очень громоздкой, но издатель, к счастью, не торопил. Игра стала хитом, получила многочисленные награды и неудачного «духовного наследника» — Fountain of Dreams — за авторством совершенно посторонних людей: права на Wasteland остались у EA, но она ими почему-то так и не воспользовалась.

E3 2014. Брайан Фарго и Алан Павлиш за три месяца до релиза Wasteland 2.

E3 2014. Брайан Фарго и Алан Павлиш за три месяца до релиза Wasteland 2.

Хотя дела шли достаточно хорошо, работа в тандеме с посторонними фирмами съедала значительную часть выручки. В начале пути компания почти ежегодно удваивала свои доходы, но динамика явно стала ухудшаться. Фарго по-прежнему рассчитывал на то, что производитель классных игр не может пойти ко дну. Снова и снова Interplay под эгидой EA или Activision врывалась на первые строчки чартов, но, даже несмотря на это в конце 80-х студия с полдюжины раз была на грани банкротства, а денег едва хватало на выплату зарплат всем сотрудникам, кроме самого Брайана. Тогда он понял, что известному разработчику пора становиться могучим издателем.

  • wasiaFuse

    Интересно, но мало.

  • Starkillerus

    Наконец-то, стало появляться то, что мы всегда хотели от Riot Pixels.

  • Damnash

    Статья супер, по-больше бы таких, но как заметили очень мало.

  • Ну так ведь 1/4.

  • pixelgoo

    Это еще кто.

  • acdimon

    Остальное продавайте как dlc

  • Tierov Days

    Вот она, годная статья!

  • Sergthegod

    Кстати, вообще можно замутить что-то вроде рубрики — рассказывать младшим о тех дяденьках, которые изменяли для нас мир

  • Pangur Ban

    Стиль изложения, построение фраз — абсолютно дикие. Такое впечатление, что часть текста переводили транслейтом тупым

  • zorg

    спасибо, RP.

  • Avestus

    Спасибо за статью! Честно говоря, больше всего меня из игропрессы именно такая околоигровая тематика интересует. С тех пор, как не стало любимого мною тёплого лампового ЛКИ, ощущаю острый недостаток подобных статей. А тут прям ностальгию вызвали. Так держать!

  • LaDecaux

    Про других ветеранов игровой индустрии, надеюсь, тоже напишите ?

  • Andrey Krut’ko

    DNIWE

  • Nines

    Душа компании пусть цену скинет на Wasteland 2. Стыдно же.

  • banner73

    >денег едва хватало на выплату зарплат сотрудникам. Всем, кроме самого Брайана.

    ахаха. вот почему ВЛ2 так дорого стоит. ну, чувак, ты сам меня толкаешь на торренты.

  • banner73

    Это откуда?

  • Alexander Spookie

    Брайан Фарго: Я автор фоллаута
    Издатель: Фоллаута 3?
    Брайан Фарго: Фоллаута 1 и 2
    Издатель: А было чтото до Фоллаута 3?
    (с) Из его рекламного ролика на кикстартере.
    Такое ощущение, что тут собрались те самые издатели))

  • Slider-Z

    Плюсую 🙂

  • MisterVic

    Мы с ценой за эпизод не определились, решили так выложить.

  • Alexander Spookie

    Идеология RP помоему совпадает с Интерплелеевской By Gamers for Gamers. Побольше такого душевного отношения к играм и соответствующих душевных статей.

  • Mihail Kuznetsov

    первая доза и должна быть бесплатной, все правильно

  • По-моему, очевидно, что сотрудникам едва хватало, а ему — нет.

  • С чего бы? Вот будет релиз, тогда и скинет. А для доступа сейчас ты должен был быть бекером. )

  • Nobody

    Покажь аватарку!

  • InFrisk1

    Эм, нет, из этой фразы это нифига не очевидно.

  • Ipse

    Как по мне, построение этих фраз подразумевает, что на зарплату денег хватало без проблем только самому Фарго, у остальных сотрудников с этим были проблемы. Судя по всему, не я один так прочитал 🙂

  • Nines

    ಠ_ಠ

  • Nayred

    Именно. Я тоже прочитал, что хватало только ему.

  • sksig

    Отличный почин, Интерплей — наше всё! Пишите ещё.

  • Конечно, очевидно.

    «..едва хватало на выплату зарплат всем сотрудникам, кроме самого Брайана»

  • StaticSpine

    Круто, но очень резко обрывается.

  • Holy Devil

    Вот! Таких статей надо, и побольше (а не политоты и вбросов от сами знаете кого).

  • Почему? Определенный этап пройден, продолжение следует.

  • Mihail Kuznetsov

    да, до меня со второго прочтения фразы только доперло, что имелось с виду.

  • Андрей Аристов

    Двояко читается фраза, да. С первого прочтения тоже не так понял — потом дошло, что к чему.

  • Polianskii

    «Едва хватало» и «не хватало» довольно близки по смыслу.
    В итоге при первом прочтении непонятно, что отрицается: Брайану «не едва хватало» (т.е. хватало) или «не хватало».
    Всё-таки не очень хорошо построенная фраза.

  • Savol

    И я

  • Polianskii

    Статьи об известных деятелях игровой индустрии — прекрасная идея!

    Только порядок изложения сбивает с толку, приходится перечитывать. Понятно, что статья о биографии Фарго, а не об истории Interplay, но всё равно хотелось бы большей ясности и концентрации на основной теме: чем именно Фарго занимался, откуда бюджет брал (ну, если известно), на какие продукты жила его компания и так далее. Частенько не хватает деталей по основной теме, где они просятся: «Первыми проектами стали адвенчуры…» — какие? Mindshadow упомянута двумя абзацами ниже, и чтобы понять, что это адвенчура — надо перейти по ссылке. И наоборот, отвлекают сторонние детали: «работал ученик старших классов Аллен Адам, один из основателей Silicon & Synapse, ныне известной как Blizzard, приложивший руку к Warcraft, StarCraft, Diablo» — как долго работал? В штате ли? Когда ушел? Упомянутые известные бренды были позже, и затем мне трудно понять, к какому временному периоду Interplay я возвращаюсь в следующем абзаце.

    Вообще хронологию трудно уловить. Написано, что в 1983 году основали Interplay, и дальше цифры в тексте отсутствуют. Снова надо ходить по ссылкам: Mindshadow в 1984, Bard’s Tale уже в 1989… «Работа приносила прибыль» — пять лет издавали адвенчуры? Справа фотография, что были не только игры. Никакого уточнения в подписи, что это за программа — и снова надо открыть изображение (отвлекаясь от статьи!), ещё и зная английский.

    Saber Software основали, следующим абзацем же выкупили (а что и как долго Брайан делал? про игру в пять копий упомянуто вообще абзацем выше, что нарушает логику). Boone Corporation уже «разваливающаяся» ещё абзацем ниже, непонятно, сколько просуществовав и на чём. Когда Фарго собрал команду? Когда появился девиз? (написано, что после события в неопределенном прошлом?) Путают логику и хронологию отсылки: «Во все времена хватало», «В будущем не раз подведет», «Ранние годы много лет спустя будет вспоминать» — и это всё подряд в одном абзаце. Серьезно, подход AG (и теперь уже RP) всегда радовал вниманием к многочисленным фактам, но подумайте же и о бедном читателе, которому разбирать этот груз! 🙂

    Ну и так далее: «издатель, к счастью, не торопил» — а сколько времени в итоге продлилась разработка? «В начале пути» — в какой период? «Удваивала доходы» — какого объема доходы? «Динамика явно стала ухудшаться» — в какой момент стала? «Снова и снова врывалась на первые строчки чартов» — с какими играми? «Но этого уже не хватало» — ну объясните уже недоуменному широкому читателю, откуда такой парадокс с финансовым бедствием на фоне больших продаж (всего лишь одно упоминание про малый процент от издателя и редкий выпуск игр — и картина складывается в голове гораздо легче).

    Спасибо вам за статью и продолжение экспериментов с рубриками 🙂 Но, от всей души прошу, поработайте над изложением! Успеха вам!

  • cryohellinc

    Молодцы! Наконецто что-то очень интерестное.

  • Mad-Ded

    «Тогда он понял, что известному разработчику пора становиться могучим издателем.» (Звучит Имперский Марш!)

  • Mad-Ded

    Странно, у меня не возникло сомнений, по поводу смысла фразы. Тут всё от «испорченности» читающего зависит, как говорится.

  • BlackIV

    Интересная статья, но вот если вы правда пообщались с самим героем материала, то почему в статье нет хотя бы небольшого интервью? Или я просмотрел?

  • Mad-Ded

    Гугл Вам в помощь, уважаемый, а этот материал, как раз пища к размышлению!

  • banner73

    а, фэллаут… ну меня он не впечатлил, я больше Арканум люблю.

  • Micromesistius Igneus

    Судя по всему, это она и есть.

  • Polianskii

    А гугл всегда в помощь, тут и статья не нужна!

  • Polianskii

    Это первая часть пока, будут ещё 3 статьи на тему.

  • Polianskii

    Сомнений никаких и нет, но лучше, чтобы глаз не спотыкался.

  • Avestus

    Фраза действительно построена так, что воспринимается как «всем едва хватало, а вот Брайану было норм». И исключительно из-за когнитивного диссонанса докапываешься до смысла фразы.

  • SirGrey

    Да ему и не надо было, был небеден.

    Говорят, Уэллс Фарго — это родственников 🙂

    Но фраза реально читается не с первого раза.

  • old katarn

    Статья написана на основе интервью.

    Например, «Фарго обожал тему постапокалипсиса. «Планета обезьян» и «Человек Омега» (экранизация романа «Я – легенда») – среди его любимых кинолент, однако больше всего ему нравился The Road Warrior («Безумный Макс 2»).» — прямая речь фактически. Вам нужны банальные вопрос-ответ или нормальный текст? Хотя, конечно, тут не всем этот текст кажется нормальным.

  • old katarn

    >> Частенько не хватает деталей по основной теме, где они просятся: «Первыми проектами стали адвенчуры…» — какие? Mindshadow упомянута двумя абзацами ниже, и чтобы понять, что это адвенчура — надо перейти по ссылке.

    Это не особенно важные детали. А на важные специально отдельно упоминаются. То, что первый продукт Interplay не был игрой — важная деталь, а что это была за обучающая программа, которую все равно уже не найдешь — не суть важно.

    >> Saber Software основали, следующим абзацем же выкупили (а что и как долго Брайан делал? про игру в пять копий упомянуто вообще абзацем выше, что нарушает логику).

    Не нарушает. Компанию создали для второй игры. На вопросы вроде «а когда», «а как долго», «а в каком месяце», «а какой бюджет был» — вы правда думаете, что Фарго (или кто-то еще) все это рассказал, но коварный автор все скрывает? Для некоторых игр вообще вилка дается по датам выхода (иногда более года), потому что авторы толком не помнят что когда именно случилось. Интервью Фарго, Авеллона, Уркхарта противоречат друг другу в мелких деталях по поводу ранних лет работы Black Isle Studios.

    >> «Удваивала доходы» — какого объема доходы? «Динамика явно стала ухудшаться» — в какой момент стала?

    Не на все вопросы разработчики/издатели отвечают прямо. По поводу Fallout/BG/Universal/MS Фарго назвал некоторые конкретные числа, вот они будут, а выдумывать свои объемы — это нелепо.

  • old katarn

    Не тупым, а гугловским.

  • Игнотенцио

    Ну не душка ли Брайан? Взял, и устроил апокалипсис. А нам в нем выживать, во всяких fallout’ах и Wasteland’ах.
    Статья классная, вкусная, ароматная, но мало. Ждем добавки!

  • nourdal

    Отличный почин, интересная, давно ожидаемая тематика, но… текст такой сухой, что хоть грибы заготавливай в этот начинающийся сезон…
    Тем не менее, как ниже уже отметили, это именно то, чего ожидают фаны РП от вас с самого начала!
    Продолжайте и совершенствуйтесь! Вы — молодцы!

  • Polianskii

    Понимаю, но мне сам стиль изложения показался тяжеловат для восприятия. И при имеющейся информации можно было полегче написать.

  • old katarn

    Мне кажется, что восприятие текста — дело сугубо индивидуальное. Будущие части, конечно, хотелось бы сделать лучше. Всегда надо стремиться к лучшему.

  • Вячеслав

    Плюсую тоже.

  • reader

    » Подход «а давайте выпустим чего-нибудь эдакое» в будущем не раз подведет корпорацию, чье руководство долго не сможет научиться рассчитывать свои силы.»

    Это фраза, построенная по логике английского языка и переведённая в лоб. Неаккуратненько.

  • Вячеслав

    Угу.

  • Вячеслав

    Да он прав на самом деле, не хватает небольших пояснений по ходу повествования. Ничего страшного, всё со временем.

  • old katarn

    Какой логике?

  • Вячеслав

    Ну это придирка.

  • Nebuchadnezzaurus

    Понимаю что целью не фактическая точность была, но все-таки: Фарго весьма опосредованное отношение к Фолауту имел, основным разработчиком, можно сказать «автором», был Тим Кейн (Tim Cain). Брайан Фарго спас Фолаут от закрытия один раз и придумал само название «Фолаут», а в самой разработке как таковой он, насколько я знаю, не участвовал

  • reader

    По той же, по которой денег хватало всем, кроме Фарго.

  • old katarn

    Это не ответ.

  • reader

    Sapienti sat, как грится.

  • old katarn

    Я так и знал, что кроме «сам дурак» ничего не услышу. Не удивили.

  • reader

    А так хотелось…

  • москвичи не доедают

  • Mad-Ded

    Не скажи, вот так сидишь ты или стоишь и нихрена тебе это не нужно было, а тут прочёл и интересно стало. Мало инфы — пошел гуглить, а не жаловаться.

  • Mad-Ded

    Всё от того, что порции большие!

  • Stella_Astrum

    Ах, ты про енту жалкую первую часть…

  • littlemook

    да, но только не в бочке — красная стерлядь лежа плохо коптится

  • zakonnic

    Садисты! 4 части и хз сколько ждать рассказов про фолл, пленскейп, и то, как же именно удалось так бездарно помереть интерплею. В подробностях, пожалуйста, с интригами и непроверенными слухами)

  • BlackIV

    Может я слишком недоверчивый, но у меня вызывает сомнение, когда после общения с человеком в статье про него отсутствует более наглядное доказательство этого самого общения. И да, банальные вопрос-ответ по моему мнению всегда интересны.

  • BlackIV

    А вот этого не учел, будем ждать продолжения. Статья в любом случае интересная.