Писать об играх, чтобы вышло интересно, небанально и живо – трудная задача. На условном филфаке этому не научат – как не вырастят из вас, например, музыкального критика. В индустрии часто говорят о дефиците талантливых авторов и об отсутствии у новичков необходимых знаний. Я обратился к экспертам, чтобы составить ультимативную подборку книг/пособий/изданий/конкретных журналистов, которые помогут начинающим аккуратно излагать мысли и привьют основы языковой игры.
Игорь Бойко, главный редактор «Навигатора игрового мира»
Мне кажется, для журналиста очень важно просто хорошо владеть русским для начала. Поэтому ему следует много читать хорошей литературы, прежде всего – классиков. Я читал Чехова, перечитывал томик Козьмы Пруткова, всего Жюля Верна, всего Джека Лондона, Ильфа и Петрова (особенно «Записные книжки») и т. д. Я как-то еще в классе восьмом во время гриппа проглотил за день три тома Майн Рида. Читать при этом вдумчиво, подмечая авторские приемы, элементы стиля, игру слов. Что называется – с карандашом. Лично мне пригодилось даже конспектирование Ленина в университете (логика у него железная).
К тому же это поднимет из глубины сознания так называемую врожденную грамотность. Я не блистал знанием русского в школе.
Не менее важно читать на английском, в оригинале. Тут важно найти автора, который тебя увлечет. Когда-то для меня таким стали Louis L’Amour, James Clavell и Wilbur Smith. Суммарно у них больше 130 книг. Рекомендую и Стивена Кинга, конкретно – On Writing.
Из игровой прессы… Было бы странно, если бы я не упомянул собственный журнал. Антон Бондаренко, Александр Васнев – у них многому можно научиться.
В принципе любая серьезная работа с текстами идет в копилку. Например, ведение протоколов заседаний Главной оперативной группы управления КА дальнего космоса (в моем случае). Надо было успеть в темпе законспектировать, а потом перенести в журнал и подписать у выступавших. Потом пригодилось во время интервью.
Константин Говорун, в прошлом главный редактор «Страны игр» и IGN Russia
Нора Галь, «Слово живое и мертвое» – чтобы подтянуть литературный русский язык. Из журналистов – Кашина, Колесникова, Азара. И полезно читать пособия для писателей и сценаристов. Например, «Пишется!» Александра Молчанова.
Михаил «Redguard» Калинченков, главный редактор Riot Pixels
Вместо тысячи букв наш главред поделился фотографией книжной полки.
Андрей Маковеев, редактор StopGame
Я, к сожалению, ничего нового не посоветую. Во-первых, это «Живой как жизнь» Чуковского, во-вторых, Нора Галь (хоть в игровой журналистике совет почитать её и стал уже мемом), Розенталь (от стилистики и редактирования до орфографии и пунктуации). Ну и, конечно, хорошая художественная литература и практика нужны, готовность перечитывать тексты и анализировать, что в них хорошо и почему они лучше твоих.
Русскоязычную прессу не читаю практически, к сожалению. Из игровых могу посоветовать старый game.exe (хотя не всё там считаю удачным – порой материалы превращались просто в претенциозное самолюбование, из которого невозможно было ничего понять о предмете разговора) и Андрея Подшибякина – он и сейчас пишет, но уже не об играх. У него куча фактических ошибок, которые почему-то не замечают тамошние редакторы, и порой довольно спорные суждения, но мне нравится, что он пишет легко, непринуждённо и уверенно в себе, с этаким пацанским нахальством. Когда читаешь, сразу видишь, что он пишет так, как ему нравится, не пытаясь скрыть стеснение и отсутствие мыслей за стандартными конструкциями.
Ярослав Гафнер, Riot Pixels
Сразу перейду к конкретным примерам. Из авторов, пишущих (писавших) преимущественно о видеоиграх, – Владимир «Nomad» Горячев, Игорь «Zontique» Сонин, Валерий Корнеев (aka Агент Купер), Петр Сальников (времен работы в «PC Играх»); регулярно радует азартной игрой слов «Навигатор игрового мира». В текстах перечисленных критиков информационная полезность не приносится в жертву развлекательности, и наоборот, говоря проще – не заскучаете при чтении, узнаете массу интересного, причем с предельной концентрацией авторского «я».
Из журналистов, с играми не связанных или связанных слабо: Всеволод Баронин, Антон Обозный, Милослав Чемоданов (ударное трио музыкальных/кинообозревателей из культового журнала Play), Олег «Апельсин» Бочаров aka Шикель Грубый (вообще, вы можете его помнить по ветхозаветным текстам для AG, «Игромании» и «Хакера»), Слава Маламуд (яркий корреспондент из откровенно скучноватого издания «Спорт-Экспресс»), Хантер С. Томпсон (можно смело изучать все тексты, проигнорировав разве что спортивную журналистику в его исполнении).
Перефразируя известный постулат Тома Калински, босса Sega of America из первой половины 90-х гг., «Главное в тексте – это текст». Вот этому простому правилу лично я всегда и следую.