Блог редакции: Глава об экспериментальных файтингах

Rival-Schools-Blog__11-02-18.jpgВ последние два-три года файтингов выходит в избытке, причем многие из них получают высокие оценки на RP (Injustice 2, BlazBlue: Central Fiction, Guilty Gear Xrd: Sign…). Самое очевидное объяснение – разработчики наконец начали экспериментировать, вживляя нестандартные режимы и отходя от консервативных аркадных постулатов. Свежий яркий пример – Dissidia: Final Fantasy NT.

В 90-е гг. в секторе файтингов сдвиги и открытия происходили регулярно, из-за чего мы и вспоминаем то время, как «золотой век» виртуальных драк. Риск ступить на неизведанную территорию зачастую оказывался прибыльным.

Эта публикация – не более чем пробный шар, запущенный в сторону читателей: а какие необычные файтинги вспомните вы?

battle-arena-toshinden-playstation-front-cover__11-02-18.jpgBattle Arena Toshinden (1995)

Battle Arena Toshinden пережила четыре инкарнации, до Soul Blade обозначила моду на дуэли с холодным оружием и популяризовала «сайдстепы», сделав 3D-файтинги по-настоящему объемными. Что в итоге? О BAT (почти) никто не помнит – серия гуляла по платформам, но на самой массовой консоли второй половины 90-х, PS1, вчистую проиграла Tekken 3 и менее броским играм.

И ведь не скажешь, что BAT за свою стремительно короткую и насыщенную карьеру (1995–1999 гг.) не менялась. Еще как! Сиквел, скажем, ликвидировал минусы оригинала – иммунитет во время кувырков (именно так «шажки в сторону» и выглядели) и нокдаунов. Триквел же сказал «нет» концепции «ring out», заменил открытые уровни коробками и разрешил швырять врага об потолок.

Ахиллесовой пятой BAT считалась графика – BAT 3, к примеру, визуально уступала не то что конкурентам, а даже неказистому оригиналу. С другой стороны, какой еще файтинг, помимо всем известных благородных старейшин, дожил до почетной цифры «4» в названии?

Смотреть галерею скриншотов Battle Arena Toshinden

bloody-roar-playstation-front-cover__11-02-18.jpgBloody Roar (1997)

Bloody Roar не была столь амбициозной, как Tekken 3 и Virtua Fighter 3tb, но заставляла удивленно приподнять бровь – герои по ходу боя перекидывались в зверье и монстров (дикая свинья? тигр? крот-ниндзя?.. никаких проблем!), расширяя при этом запас приемов, наращивая скорость и чуть-чуть восстанавливая «здоровье». В остальном проект не впечатлял ни графикой, ни геймплеем – ну, объемные разборки с «сайдстепами», ну, «джаглы», ну, разрушаемые декорации… Тем не менее, фокус с обрастанием шерстью, когтями и клыками попал в яблочко и позволил Eighting и Hudson Soft соорудить три сиквела.

BR увеличивала число приемов и режимов, сменила PS1 на PS2, однако старая формула оставалась неизменной. То, что «зоантропы» – тупиковая ветвь эволюции, стало окончательно ясно на примере Bloody Roar 4 (2003), вчистую уступавшей четвертым же частям упомянутых Tekken и Virtua Fighter.

Смотреть галерею скриншотов Bloody Roar

rival-schools-playstation-front-cover__11-02-18.jpgRival Schools (1998)

Во второй половине 90-х гг. Capcom чересчур увлеклась экспериментами, в пику своим серьезным сериалам создав лихие и беспечные Power Stone, Pocket Fighter и Rival Schools. Если сравнивать последнюю с нынешними проектами японской компании, то на ум придет переиздание Ultimate Marvel vs. Capcom 3.

Rival Schools сократила привычную 6-кнопочную раскладку Capcom до 4-кнопочной, перевела схватки в 3D (с «сайдстепами», ну а как иначе) и сделала героев безбашенными школьниками. Хотите – отмутузьте врага бейсбольной битой или свалите с ног волейбольным мячом, но куда веселее – организовать совместную с напарником Team Up-атаку с разрушительными последствиями (героев также разрешено менять в перерыве между раундами). Это если речь о парне, а девочка способна, к примеру, провести убойный поцелуй – получайте прибавку к «здоровью»! К черту «комбо», да здравствует импровизация!

Сиквел RS, известный как Project Justice, сохранил настрой оригинала и развил геймплейные механики. Но продолжения, как и Power Stone 2, увы, не получил.

Смотреть галерею скриншотов Rival Schools

ehrgeiz-playstation-front-cover__11-02-18.jpgEhrgeiz (1998)

Наконец, Ehrgeiz – попытка DreamFactory и Square угодить поклонникам единоборств и RPG. Куда более убедительная по сравнению с Tobal, если учесть присутствие в рядах героев Клауда Страйфа и еще пятерых персонажей, отправленных Square в командировку прямиком из Final Fantasy.

В «квестовом» режиме предлагалось спускаться в случайно генерируемые подземелья, сражаться с монстрами, обзаводиться оружием, отдыхать в городке на поверхности… Короче, занятный довесок к, собственно, 3D-файтингу, поощряющему вольное перемещение по уровням с мудреной архитектурой – прыжковая кнопка припасена не просто так. Как и меч за спиной главного героя FF 7 – громоздкое свидетельство того, что DreamFactory учла опыт Bushido Blade и Soul Blade.

Смотреть галерею скриншотов Ehrgeiz

В редакционном блоге, свободном от редактуры, наши авторы высказываются насчет горячих и остывших игровых инфоповодов, могут писать о книжках из разряда «Консольные войны» Блейка Дж. Харриса и даже рассуждать на темы, напрямую не связанные со специализацией RP. Если новостная лента и статьи опостылели, заходите сюда.
  • Leo3ABP

    Когда прочитал «…Глава об…», подумал Редгвард статью написал, ну или на худой конец Номад, а тут…

  • Maxim Max

    Бро.

  • Slauka

    Thrill Kill на первой соньке казался экспериментальным файтингом, где каждый из 4 бойцов на ринге дерется сам за себя. Тот, кто первым наберет шкалу ярости может сделать фаталити. Тогда не замечал уж совсем извращенных наклонностей у игры. Это уже позже узнал, что игру официально и не издавал по этой причине https://www.youtube.com/watch?v=GCdAQ6umELE

  • Yaroslav Gafner

    Факт, необычная штука

  • Eugeny Sivakoff

    «а какие необычные файтинги вспомните вы?» — Genital jousting считается?.

  • LoneWolf_E

    Primal Rage — бои динозавров и поедание людей для восстановления здоровья

  • ParasaitoShinguru

    Культовый российский файтинг прошлого десятилетия же. Там экспериментально всё — и движок, и дизайны, и боевая система, и сюжет.

    http://gamestracker.org/_ld/18/20886975.jpg

  • Yaroslav Gafner

    И мини-игры вдобавок

  • Psychic Hunter

    Psychic Force первая и вторая. Сам геймплей скучноватый, но в детстве заходило на отлично. (Помнится у меня была пиратка с японского оригинала, где горе переводчики смогли перевести лишь имена, да запихнуть на опенинг «убили негра») https://youtu.be/U1jUg26aMEA?t=35

  • Maxim Max

    Ничего не могу сказать насчет экспериментальных, но единственный файтинг что мне понравился это была врестлемания на сегу. Я там любил Доинком бакланом рыбкой прыгать во врагов и пинать их под жопец. Эх…на всех сложностях проходил, как щас помню.

  • Appleman

    На мой взгляд, 90-е были золотым веком всех жанров, т.к. технологии тогда неслись вперёд с сумасшедшим ускорением, открывая соответствующие возможности перед разработчиками.

  • Anton Lapshin

    была ещё несколько отдалённо похожая игра про черепах — Mutant Melee.

    эдакая помесь битэмапа и группового файтинга навроде этой игры

  • Anton Lapshin

    я был вынужден поставить плюс

  • Anton Lapshin

    я вот даже как-то и не могу сказать, что какие-то экспериментальные файтинги нынче есть. вообще жанр довольно консервативный, даже несмотря на попытки хотя бы тех же инджастис несколько разнообразить приевшийся жанр, выходит более-менее традиционно.
    как по мне, не хватает свежих идей. скилловые файтинги типа того же стрит файтера — это, конечно, здорово, но слишком уж занудно и не фаново. мне кажется, не хватает чего-то задорного, чтобы арены разрушались (и не как вышеупомянутом инджастисе по скрипту, а прям натурально), возможно с физикой тел всякой, чтобы реально учитывались хотя бы те же переломы и прочее. вот таких вот прям не хватает, а из традиционных достаточно пару-тройку ЛЮБЫХ мало-мальски прилично сделанных игр взять за последние 20 лет — и ничего радикально не поменяется, можно в любой точиться

  • FanatKDR

    прикольная штука

  • FanatKDR

    не совсем файтинг, но в Oni мне очень драки нравились. А враги там были по силе не уступающие ГГ, а порой и превосходящими. И это один-на-один. А они любили в вдвоем и втроем напдать — приходилось изворачиваться.

  • А ещё в тошиндане музон был.
    https://www.youtube.com/watch?v=GoAbBz-9QHA
    https://www.youtube.com/watch?v=F3d355Q8cCI
    https://www.youtube.com/watch?v=yLb5ejOWIBw

  • Brax

    Что это за треш? Я обязан заценить!

  • По имени героя предположил, что это Месть боксера.
    Оказался прав.
    Не горжусь.

  • Ну как нет.
    Есть дайв кик, по которому даже чемпионаты проводят.
    Из реальных переломов вон дедлист вориор был, всё честно, ловишь копье в голову на первой секунде и умираешь.

  • Вячеслав

    У нас красят подъезд.
    Воздержусь от комментариев пока… могу.

  • Anton Lapshin

    dive kick:
    > первый в мире двухкнопочный файтинг без d-pad для передвижения совсем
    > выглядит странно
    > знают про игру очень мало человек, и те не все в восторге
    какая-то странная она, совершенно не побуждает попробовать. чемпионаты тоже не показатель — чемпионаты и по разбиванию орехов головой проводят.

    Deadliest Warrior — это ты имеешь в виду Chivalry что ли? Она ж не файтинг по сути, а сессионное рубилово, не совсем то же самое.
    Я говорю именно о каком-нибудь АА или ААА-проекте, который выглядит на уровне, но при этом с подобными фишками, и на ум совершенно ничего не приходит. переломы костей в Mortal combat, которые ни на что не влияют, три с половиной скрипта на арены в инжастис тоже выглядит не впечатляюще совсем. а уж про всю эту чемпионско-задротскую братию в лице японских тайтлов и вовсе молчу.
    максимум, что более-менее фаново выглядит — это всяческие вариации super smash bros или как их там, только качество подражателей, как правило, довольно посредственное

  • Anton Lapshin

    оно того не стоит

  • Slauka

    Если говорить о не экспериментальных, а необычных файтингах, то под закат той-же соньки соньки доставлял рестлинг по симпсонам. На двоих угорали не хуже смакдауна тех лет (месть боксера тех лет) https://www.youtube.com/watch?v=JNfvGm3fmYA

  • Format_C_evt

    И никто до сих пор не назвал Toribash? о_О

  • Bishop

    Def Jam.
    Не люблю эту рэпчинковую тематику, но файтинг был просто нереально красивый и добротный на свое время.
    Ждем ДЛС с Охсумироном и гнойным.

    Нельзя не назвать уникальный Bushido Blade, не имеющий аналогов™ по сей день.

    Ну и Диссидия конечно, но это можно было не писать, ведь тут одни ветераны стройбата с вопросами за шмот.

  • Shmortex

    Там еще была беспощадная система чекпойнтов, которая заставляла раз за разом перепроходить большие куски уровней. Просто Dark Souls моего детства.

  • Изя

    А я подумал Зомбик объявился…

  • Claw

    На Денди была игра про Power Rangers, где вначале выбираешь одного из 5 персонажей (каждый со своим оружием), пробегаешь им битэмап-уровень, а в конце — файтинг против очередного «босса». За давностью лет не помню, был ли версус режим (по-моему был), но то, что файтинг-этап против ИИ пройти никто из друзей не мог — факт.
    На PS2-3-4 серия файтингов по Наруто. Арены с 2 планами (передним и задним) и возможностью бегать по стенам, подымаясь на этаж-два выше, с используемыми предметами, выход из захвата/уклонение от атак через «замену» на бревно, с мгновенной контратакой, которую также можно было отразить «заменой», и так чуть ли не до бесконечности.

  • FanatKDR

    и при этом еще хилки не восстанавливались… Я помню как в каком-то эпизоде переигрывал ради того чтобы сэкономить дополнительную хилки иначе дальше труба была…

  • Не, это я про эту хрень.
    https://youtu.be/kCTfnwOmVjA?t=1m6s
    ААА-файтинг — это вообще оксюморон, слишком нишевый жанр.

  • Anton Lapshin

    ну, тем не менее, есть же тайтлы популярные и явно не бюджетные. чем не ААА в своей нише?

  • Jorg Fischer

    Какая-то альтернативная сюжетка из Игры Престолов. Тирион зашёл в туалет в поисках отца, но нарвался на засаду. Даже имя совпадает.

  • Yaroslav Gafner

    Он слишком мудреный )

  • p1rate

    WAR GODS (ваще3D!!!)
    PRAY FOR DEATH (эпииична!!)
    TIME SLAUGHTER (ну лучшая, ну что тут поделаешь)

    еще эти огрызки вспомнились:

    Battle Beast
    Cyber Gladiators
    Rise of the Robots
    Savage Warriors

  • gl.

    Как-то странно читать рассуждения людей, которые, по-видимому, жанром не интересуются об экспериментах в этом жанре. И название «экспериментальные» тут не то что бы очень к месту, имо. К Bloody Roar и Ehrgeiz, пожалуй, относится, но к остальным — весьма слабо. Получился рассказ в жанре «смотрите, были вот такие серии, и мне они кажутся странными». По паре предложений на игру -_-

    А я-то губу раскатал, думал, мб про Street Fighter — Rainbow Edition, Eternal Champions или Bio F.R.E.A.K.S расскажут… А тут даже Bushido Blade только упомянули.

    PS И да, вступление про эксперименты в 90ые и сейчас… это немного наивно. В 90ые файтинги были дико модной новинкой — естественно, что многие пытались поучавствовать не только простым клонированием, а добавив себе хоть какую-то особенность. А сейчас файтинги делают, тк Street Fighter IV оказался оч. успешен, и Mortal в последствии показал, что рынок довольно велик.

  • Max Savenkov

    Это я вам скажу ерунда, а не экспериментальные файтинги. Ну ладно, не буду совсем уж разжигать. Но если говорить о необычных представителях жанрах, то как не вспомнить безумно популярный в российских школах Budokan? Вот уж воистину экспериментальный файтинг, выходящий за рамки жанра! Хотя бы потому, что медленный. Не про комбо, не про запоминание супер-ударов, и не про молниеносные рефлексы.

    Правда, надо полагать, ноги у Будокана растут из спектрумовского The Way of the Exploding Fist: это был первый «медленный» файтинг, где раунд заканчивался одним удачным ударом, и дело было больше в том, как его нанести, не получив при этом по морде самому (если я правильно помню, Budokan формулу ослабил — там таки неужно было несколько ударов до победы, но могу ошибаться, давно уже играл последний раз 🙂 ).

    К сожалению, эта ветка жанра засохла, а жаль — мне вот традиционные файтинги после MK3U уже не милы, а в медленные — я бы поиграл.

    Ну а если говорить об необычных режимах в обычных файтингах, то пожалуй стоит упоминуть Sango Fighter 2, тайваньский (кажется) файтинг с персонажами из китайской истории. Но интересно в нём не это, не даже не 2-х кнопочная схема управления, гораздо более простая, чем во всех конкурентах (блок — движением назад), а тамошний режим кампании. В котором игроки (а можно было играть с компом, или с другими людьми) брали на себя роль древних китайских генералов (которыми были 4 персонажа), и должны были победить в войне на относительно большой карте, завоевав крепости. Атака на крепость шла, конечно, в режиме файтинга — надо было победить засевшие там войска и вражеского героя-хозяина крепости. Фишка была в том, что во-первых, героям давалось две или три полоски энергии вместо одной обычной, и энергия сохранялась между боями, т.е. побеждать надо было так, чтобы её не слишком тратить, а то следующие бои могли легко кончится поражением. Но и это не всё — кроме героев, в этом режиме дрались ещё солдаты, которых было аж три вида — копейщик, лучник и, кажется, с топором (уже тоже подзабыл). Крепость могли защищать до 3х солдат (сколько поставишь из конечного, невосполняемого резерва), и в нападение с собой их тоже можно было взять до 3 — первого убивают, играешь вторым, третьего убивают — выходит на поле атакующий герой.

    Всё это было смазано довольно читерскими приёмами и туповатым AI (во всяко случае, на той сложности, на которой играл я), а также тем, что игра не была переведена с китайского (сейчас, кстати, есть английская бесплатная официальная версия, кому интересно — можно найти в Гугле), поэтому понять, что вообще происходит в этом режиме, и какие кнопки жать — было тяжко. Но сама идея была для своего времени весьма оригинальна!

  • p1rate

    Karateka (1984) вышла еще до «The Way of the Exploding Fist». Еще нельзя не упомянуть про «Yie Ar Kung-Fu» и «Barbarian». Хиты епт

  • Max Savenkov

    Про Каратеку и Кун Фу, пожалуй, не соглашусь — они были ближе к тому, что потом станет «обычным beat-em-up’ом» и «обычным файтингом». Barbarian, да, может в какой-то степени ближе к Fist (кстати, с огромным удивлением узнал, что у игры было два продолжения — пошёл на World of Spectrum качать!). А вот про Будокан — был не прав я, пересмотрел видео на Ютубе, нет там особой медлительности и финтов как в Fist. На Fist, кстати, ещё немного похож beat ’em up Target Renegade (второй особенно): тоже довольно уникальная игра в своём жанре, со сложными приёмами (кажется, удара назад я больше ни в одной игре не видел, да ещё чтобы его так сложно было осуществить — но при этом необходимо!).

  • p1rate

    >>кажется, удара назад я больше ни в одной игре не видел

    я пожалуй видел и не раз. сейчас лень искать. а Target Renegade 1-2 отличные. 3я специфичная правда.. Помню был битэмап про зайца-самурая.. нравился)

  • Max Savenkov

    Да, 3-ю делали как-то странно. Другие люди, такое ощущение.

    А вот с ударом назад я не могу вспомнить больше ничего. Правда, на ум как-то больше бит-эм-апы с Sega проиходят, а они были не сказать чтобы особенно оригинальные — больше красивые и/или отточенные (ну Streets of Rage трудно побить по ощущениям от процесса в целом).

  • Dan Smith

    из псевдореалистичных (и с идеологией примерно как в Way of exploding Fist) была еще battle of K-road, по времени, наверное, одна из самых поздних из всего вышеперечисленного. где-то середина 90-х, уже после стрит файтера, графоний соответствующий (ну на уровне SFII, даже посимпатичнее). Люто рекомендую, колоссальное удовольствие. Эмулируется под MAME и Final Burn

  • Dan Smith

    у барбариана было одно продолжение (Barbarian II — Dungeon of Drax). то что ходило на пиратских кассетах как Barbarian III (ломаное, понятно, Биллом Гилбертом) — это просто одноименная игрушка, сделанная другим разработчиком (и изданная другим издателем)

  • p1rate

    Себе отвечу: медленного зайца звали http://zx-games.ru/samuraiwarrior

  • p1rate

    чем не файтинг)
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=TgTGg1kUQCo

  • p1rate

    Спасибо, что напомнил про Budokan. Посмотрев ютуп я ее вспомнил. Крутая была игра. Не помню на чем смотел. Она только на ПК была? Я ее точно играл. Только не помню на чем) На Атари ее не было случаем?

  • Max Savenkov

    https://en.wikipedia.org/wiki/Budokan:_The_Martial_Spirit пишет список платформ MS-DOS, Amiga, Sega Genesis, Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC.