Рецензия на BlazBlue: Chrono Phantasma Extend

logo-blazblue-chrono-phantasma-extend-reviewАвтор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

В двумерных японских файтингах больше всего пугают трехэтажные названия. Вот вышла BlazBlue: Chrono Phantasma Extend на PC – и поди разберись, что такое «BlazBlue» и, прости господи, «Chrono Phantasma».

Теория эволюции одного японского файтинга

Разработка: Arc System Works
Издание: H2 Interactive
Жанры: Arcade (Fighting)/2D
Похожие игры: Guilty Gear (серия), Battle Fantasia: Revised Edition, Super Street Fighter 2 Turbo HD Remix, The King of Fighters 12, The King of Fighters 13
Мультиплеер: (2-8) head-to-head, Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Когда Arc System Works лишилась прав на Guilty Gear в споре с Sega (она издает игры ASW на аркадных автоматах), Дайсукэ Исиватари и сотоварищи, ради приличия немного поразмышляв над сэппуку, принялись мастерить замену. В итоге получился великолепный файтинг BlazBlue: Calamity Trigger, положивший начало успешной серии.

Как полагается скромной студии, ASW расплодила BB на куче платформ. И никогда не пренебрегала PC – в Steam можно купить все три части безбашенного мордобоя. Причем запросы к «железу» у Chrono Phantasma Extend едва ли не такие же, как у «старушки» Calamity Trigger. В чем подвох? Во-первых, оригинальная версия всегда выходит на аркадах, если конкретнее – на одной и той же платформе Taito Type X² (внутри – обыкновенный PC). А во-вторых, BlazBlue была и остается спрайтовым файтингом.

Фигурки бойцов в CPEX – симпатичные и лаконичные, анимация движений – подробная до безумия. Ну, вы же и не ожидали от ASW халтуры? Японцы неспроста наградили издание приставкой «Extend» – спрайты персонажей отрисованы заново. Схватки гремят на фоне красочных декораций, живущих по собственному распорядку, – они хоть и трехмерные, но с передним планом не контрастируют и ничуть не отвлекают.
Смотреть галерею скриншотов BlazBlue: Chrono Phantasma Extend

Ты, главное, не помри

Геймплей BB меняется от выпуска к выпуску. Вы помните, что такое Guard Libra или Guard Primer? И не нужно. Начинайте знакомство с механикой CPEX с нуля.

Герои выполняют слабые, средние, сильные и уникальные (Drive) атаки. Следите за «цветомузыкой» на экране. Скажем, вы в захвате, мигнул зеленый восклицательный знак – значит, самое время «разорвать» бросок. В «обучении» осваивать «кэнселы», краеугольный камень «комбостроения» CPEX, вам предложат с отмены анимации слабых ударов средними и т. д., а там и до «джамп кэнселов» доберетесь – станете крутить комбинации с не меньшим счетчиком, чем в Killer Instinct.

Главное изменение в нагромождении всевозможных «полосок» – Overdrive Gauge, открывающая доступ к состоянию Overdrive (не путайте с «суперами» из Guilty Gear Xrd: Sign), в котором Drive-атаки и «спешелы» (Distortion Drives) наносят увеличенный урон. Кроме того, появляется возможность исполнить Break Burst и отбросить затюкавшего вас оппонента в другой угол экрана. Еще одно новшество по сравнению с Continuum Shift – механика Crush Trigger, сокрушающая блок. Поскольку она требует 25% Heat Gauge, разработчикам пришлось разбить классическую «линейку» на четыре части.

Аспекты геймплея CPEX разложены по полочкам в прекрасном «учебнике», после которого аналогичный режим в Pokkén Tournament, EA Sports UFC 2 или любом другом актуальном мордобое (хотел написать Street Fighter 5, а потом вспомнил, что там нет обучения) покажется сырым и поверхностным. Если его мало – попробуйте зверский Challenge Mode. Но я все же предлагаю отдохнуть и окунуться в кампанию.
Смотреть галерею скриншотов BlazBlue: Chrono Phantasma Extend

Былинная история

Что такое сюжет в японском файтинге? Зачастую это «Синдзи пешком добрёл от Бермудского треугольника до Южного полюса, где сразился с ведьмой из Блэр, после чего раскрыл заговор фашистов». Недаром, например, в Virtua Fighter сюжетного режима вообще нет. А BB повезло и с историей, и, в особенности, с подачей.

События серии происходят в некой параллельной вселенной. Проникнув в соседнее измерение, люди обнаружили свежий источник энергии – seithr, этакий аналог, гм, магии, с помощью которого лучшие умы планеты вылепили могущественные артефакты. Естественно, возникла организация, контролирующая все, что связано с «сифром», – Novus Orbis Librarium, установившая всемирный новый порядок. Как проще всего сохранить власть? Замкнуть текущее столетие во временную петлю, что NOL и сделала.

Но здесь у нас вовсе не мышиная возня иерархов, а история героя по имени Рагна – обладателя модной красной куртки, разноцветных глаз, протеза вместо правой руки (настоящую брат отрубил) и мощнейшего артефакта Azure Grimoire (aka BlazBlue). Бунтарь-забияка в детстве, он вырос в террориста, крушащего одно отделение NOL за другим. Дальше влиятельная организация назначает за голову волка-одиночки баснословную награду, и начинается дикая охота…

В Calamity Trigger «сюжетка» ветвится в зависимости от того, каким ударом вы завершаете бой или какой ответ выбираете в диалогах (общение обставлено в духе визуальных новелл, без роликов). Концовок у каждого бойца несколько. В Continuum Shift они четко разбиты на «правильную», «плохую» и «юмористичную», а вот в Chrono Phantasma от этой схемы отказались. Есть три масштабных сценария – будьте добры открывать их эпизод за эпизодом. В плюс авторам запишу и заботу о новичках – на них ориентирован режим Teach me more, miss Litchi!, где забавные тиби-двойники главных героев пересказывают первые части. Подключена также объемная «Библиотека», разжевывающая не только нюансы вселенной, но и терминологию 2D-файтингов. Если же хотите обойтись минимумом необходимых знаний, просто посмотрите аниме BlazBlue: Alter Memory.
Смотреть галерею скриншотов BlazBlue: Chrono Phantasma Extend

Дай мне разрешение на саморазрушение

Не секрет, что 50% популярности BB – яркие (до гротеска) персонажи. Да, дизайн многих вторичен, прототипов из Guilty Gear найти легко: Sol Badguy (Ragna the Bloodedge), Ky Kiske (Jin Kisaragi), Potemkin (Iron Tager) и т. д. Однако, прежде всего, осваиваются они совершенно иначе, а главное, есть броские уникумы вроде Taokaka – гремучей (и дремучей в плане интеллекта) помеси человека и кошки, которая с первых выпусков полюбилась фанатам. Вообще, зацепить способен каждый. Например, суровый ниндзя Bang Shishigami, использующий словечки наподобие «нонче», «сударь» и «опосля», жуткая «клякса» из насекомых и грязи Arakune, девочка-белочка Makoto Nanaya или полковник NOL Kagura Mutsuki с необычным вводом приемов (у него большинство ударов привязано к Drive-атаке). В целом доступны почти три десятка персонажей, а в BlazBlue: Central Fiction, четвертой части, в ноябре дебютировавшей на аркадах, их стало еще больше.

Впрочем, толпа участников – не повод рукоплескать файтингу. Вон в The King of Fighters 14 обещают полсотни бойцов, но игра пока вызывает сплошное недоумение. В CPEX, к счастью, найдутся занятия для оравы фриков.

Стандартные режимы перечислять не стану, обращу внимание разве что на Unlimited Mars Mode и Abyss Mode. В первом вы деретесь с шибко умным ИИ, и выжить тут можно, лишь имея под рукой аркадный контроллер. Во втором — проходите знакомый Arcade Mode, только с частыми «боссами» и возможностью усилить характеристики (Attack, Defense, Heat, Speed) или заполучить способность вроде регенерации «здоровья». Затягивает не хуже, чем Ultimate Team из EA Sports UFC 2.
Смотреть галерею скриншотов BlazBlue: Chrono Phantasma Extend

Ваше благородие, где ваше благородие?

Наконец, еще одна козырная карта CPEX – сетевой режим. С консолей на PC, увы, не добрался Online Lobby, рассчитанный на 64 человека. На замену ему в «простых матчах» сделали My Room – «комнаты», вмещающие до восьми бойцов. Здесь вы вольны чесать языками/кулаками или же смотреть чужие схватки. Что интересно, собственную «комнату» можно обустроить, выбрав шаблон оформления и докупив мебели.

Что до ранговых поединков, то готовьтесь много проигрывать. Оппоненты без сантиментов покажут, что играть в CPEX вы так и не научились. Хорошо хоть унижают и уничтожают профессионалы красиво – сохранил запись матча, а затем полюбовался на досуге на невероятные «комбо». Задержек соединения замечено не было, равно как и недостатка в желающих набить мне морду. Все гладко, на уровне Pokkén Tournament или SF 5.

* * *

Боги файтингов, если они существуют, любят сильных и стильных – именно такой оказалась CPEX. У нее хватает отличий не только от Continuum Shift, но даже от оригинальной Chrono Phantasma. Можно сетовать на эксцентричный визуальный облик, творящийся на экране аниме-хаос и запутанный сюжет, однако вывод неизменен: сериал BlazBlue надежен, как столетний баобаб, и не дает ни малейшего повода подумать, что где-то завелась «гнильца».

Оценка Riot Pixels95%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 7900 GT/Radeon X1900
10,9 Гб на винчестере

Core i5/Phenom x4 3 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 8800 GT/Radeon HD 3700
10,9 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
BlazBlue: Chrono Phantasma Extend
Author Rating
5
  • Psychic Hunter

    > Если же хотите обойтись минимумом необходимых знаний, просто посмотрите аниме BlazBlue: Alter Memory.
    А лучше вообще в сторимод не залезайте.

  • Wanderdog

    «Если же хотите обойтись минимумом необходимых знаний, просто посмотрите аниме BlazBlue Alter Memory.»
    Гуру не рекомендуют. 🙂

  • ParasaitoShinguru

    просто посмотрите аниме BlazBlue: Alter Memory

    Ребята не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Евангелион и даже не Боку но Пико. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось. Я вполне понимаю что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых — стоп. Остальные просто не найдут.

  • Shepgrade

    а на pokken tournament будет рецензия?

  • Oleg Kubaneishvili

    Мы как будто об ОВАшках из 90-х говорим. Что не так с этим аниме ?

  • WhiteGuitarBoy

    Японцы захватили RP.

  • Bishop

    Поговорил с пастой: традиции Riot Pixels

  • Vivian

    Радует, что на RP хвалят файтинги, которые действительно этого заслуживают, а не всякий ширпотреб, типа MK.

  • Lord Omegon

    Угу. И задонатили чтобы РП не выкладывали новость о новом дополнении к ведьмаку. Узнал с игромании, найс.

  • Владимир Кузнецов

    Я открыл сторимод и примерно минут сорок листал бестолковый текст и глядел на угловатые картинки, ожидая когда же начнется собственно файтинг. Я головой-то понимаю, что это не первая и даже не вторая часть и все завязки уже давно кончились. Понимаю, но простить не могу. Ладно был бы еще текст интересный — так он, даже с позиции того, что это середина повествования и что-то там есть до, выглядит убогим набором японо-шуточек, японо-пафоса и кошачьего наполнителя, там где фантазия у сценаристов совсем уж иссякает. Совмещая сказанное с фразой из рецензии: «BB повезло и с историей, и, в особенности, с подачей.» понимаю, что «мы чужие на этом празднике жизни». Анинстал, рефанд, лайф гоуз он.

  • Вячеслав

    Хрена се.

  • Psychic Hunter

    Учитывая что в остальных файтанах сюжет просто как заглушка (не знаю как там в мк 10, уж извините), то таки BB «повезло».

  • Captain Epilepsy

    И правильно делают, не надо туда лезть, особенно за объяснениями.
    Самая крутая часть сюжета напихана в Calamity Trigger, он в некоторых местах просто запоем читается, благо у него очень удачно совпали форма и содержание. А в анимцо в основном напихали куски Continuum Shift, который в плане сюжета не очень выделяется, а пояснений никаких не содержит вовсе. Да и склеены эти куски, местами, синей изолентой.
    В общем, зрелище печальное и поучительное, но оставить его лучше на самый конец.

  • Haksaw

    Завтра ещё мелти блад выходит — будет что почитать, если тут не хватило ^_^

  • Psychic Hunter

    Категорически с вами согласен, после CT сюжет стал сваливаться в стандартное анимцо про спасение мира.

  • Haksaw

    Да кому нужен этот старый пердун, даёшь больше няшек!

  • Shepgrade

    #ВернитеФомина

  • Владимир Кузнецов

    «лучше никак, чем как-нибудь», — говорит на это мудрый русский народ. Хотя, мож я просто слишком глупый и закостенелый.

  • Владимир Кузнецов

    Так визуальных новелл вроде и без того есть. А тут то странное чувство, когда запустил файтинг, а играешь в визуальную новеллу.

  • Haksaw

    Ну дак мелти блад и есть файтинг =)

  • Владимир Кузнецов

    Я догадался. Но хотел сказать, что если я захочу визуальной новеллы — я возьму визуальную новеллу. если уж вкручивать ее в файтинг то как-то надо поаккуратнее с пропорциями. А то такой садишься, готовый к динамичному спинномозговому развлечению… и незаметно начинаешь дремать после 20 Кб вступительного диалога 🙂

  • Haksaw

    Там контрол не работает что ли? По мне так в любом случае чем больше сюжета — тем лучше. В крайнем случае можно пропустить, если влом разбираться. А вот если не влом, а сюжет в стиле ХАЛК КРУШИТЬ, то как то не айс -_- Или ты предлагаешь как в последнем ГГ весь сюжет отдельно от боёв рассказывать? Фигня же.

  • goran

    Ну что ж это такое. Вторая рецензия на аниме-драку, где говорят про очень хорошую анимацию, а на ютубе я вижу рваные и дерганые движения :((

  • Captain Epilepsy

    >выходит
    Я аж полез гуглить от такого. А оказалось просто Actress Again в пар закинули. Там же читать вроде и нечего, сторимод только в первом мельтане.

  • Lord Omegon

    Вот не надо. Ведьмак настолько виабу, что дальше только панцу и рогалики.

  • ennead

    http://2.bp.blogspot.com/-GZdX8KGY3S0/TglGYWCxIiI/AAAAAAAAAXM/7rs4YycJEqI/s1600/Spaghetti%2BBday%2BFace.png

  • ennead

    http://cs628118.vk.me/v628118740/21852/lmnufcrlYf0.jpg

  • Bishop

    Поговорил с пастой карбонара (запрещена на территории РФ)

  • ennead

    ты желаешь странного

  • Nerdy

    Анимация не должна быть реалистичной чтоб быть хорошей, нужно сделать так, чтоб был драйв и бешеная динамика, а этого не достичь унылыми плавными движениями с такими же переходами.

  • Bardcat

    Что я только что прочитал??

  • Bardcat

    Ого!

  • bdiang

    Он бы этих полуденниц только так бы отделал 😀

  • Wanderdog

    Встречный вопрос: что не так с OVA-шками из 90-х?

  • ennead

    Так он же только с новостной рубрики уволился

  • bdiang

    С хештегами так всегда. Хрен знает кто, хрен знает откуда уволился и понеслось.

  • Дмитрий

    Тот кто запускает файтинг, тот сразу идет в онлайн (или что там), а не сюжетку проходит (на самом деле он сразу идет в тренинг). И да, чтобы закрыть вопрос — стори-мод в BB — это визуальная новелла по большей части.

  • Дмитрий

    Японские файтинги — очень быстрые. Тамошние самые быстрые удары имеют стартапы (фаза замаха) где-то под три фрейма. При такой скорости добиться плавных движений невозможно, только в ущерб геймплею, за счет снижения динамики.

  • gl.

    Мне одному тяжело читать так написанный текст? Не то что б обилие длинных сложно-сочиненно-подчиненных предложений смущало… Но просто ощущение, что пояснений в тексте больше, чем смысла — не отпускает.

    Ну и да, логические связки, которые на самом деле не связки, да и не то что б логические — тоже смущают. Например: «… сюжет в японском файтинге? Зачастую это … Недаром, например, в Virtua Fighter сюжетного режима вообще нет.» Эм. Что? Отсутствие в ВФ сюжетных режимов — это следствие странных сюжетов других игр той же географической пренадлежности, что ли??
    К слову, мне отчасти любопытно, над сюжетами каких именно игр потешался рецензент — на ум глобальных сюжетов такого уровня не пришло.

    И да, бонусный пинок. Неужели шутка про сепукку — обязательный элемент текста, в котором есть японцы, у которых что-то не получилось?

  • Uncanny Jackal

    В общем понятно, на RiotPixels хвалят ААА и аниме-игры, и обсирают инди и вообще все, что не вписывается в формат.
    RiotPixels — бунтуем против пикселей.

  • Oleg Kubaneishvili

    Посмотрите Apocalypse Zero или Angel Cop

  • Владимир Кузнецов

    Прежде чем идти в онлайн, я (как и многие) предпочитаю наиграть с АИ хотя бы по паре матчей за каждого и против каждого перса. Просто чтобы хоть в общих чертах получить представление об их особенностях. И кампания — это обычно неплохой способ получить такой опыт разбавив его каким-никаким сюжетом, заодно узнать и проникнуться персонажами чуть глубже, чем на уровне набора анимаций. Поймите меня — я не против визуальных новелл. Но мне хотелось бы меньше текста хотя бы вначале. Дайте мне впороть кому-то, а там можно и побазарить. Собственно аниме вот например именно так и начинается. Очень клев вкидывая тебя в повествование. Можно так? Можно. А читать в начале кампании трехчасовые рассужения кота-дегенерата — так нельзя. А в первой новельной части у кота было процентов сорок реплик.

  • Он писал, что _надеется_ что останется писать рецензии. Проверим.

  • Да что против них бунтовать-то, они и так сейчас еле ползают. Ну хоть новости стали постить, а то вообще думал что «лучший в мире, мультиязычный, пополняемый редакцией и пользователями игровой контентно-сервисный сайт» решил контентно-сервисно загнуться.

  • ennead

    ))

  • ennead

    А вообще было бы забавно, если бы и правда остался только Бамби. Bambi Pixels

  • Владимир Кузнецов

    Простой пример приведу. Ведро навоза, разбросанное по полу в пару акров — это удобрение, способствующее росту и плодородию. Двадцать тонн навоза на ту же площадь — намертво сожжет почву азотистыми соединениями и превратит в солончак. Принцип «Чем больше, тем луче» — не работает. Работает другой: «Все хорошо в меру». Я понимаю, у каждого мера своя. Я уже привел тут старт одноименной анимешки. Там короткая, пафосная обмена репликами, короткая, симпатичная драчка, немного пафосно туманных намеков — и погнали. Отличный вход в сюжет. Я вошел сразу. В игру не вошел. Я не возражаю — может я не догоняю. Очень вероятно, в первые две я не играл, только синопсис коротко читнул.

    И не надо прыгать по крайностям. Я не говорил ни того, что файтингам сюжет не нужен, ни того, что он должен идти отдельно. Сжет должен подаваться в рамках игры. Это искусство — подать его грамотно, выдержать балланс. Мне показалось, что ВВ в этом отношении имеет очень слабый старт кампании.

  • Владимир Кузнецов

    «Неужели шутка про сепукку — обязательный элемент текста, в котором есть японцы, у которых что-то не получилось?»
    Само собой. Культура. Традиции.

  • Ну, Снор еще, Фобосис 🙂

  • ennead

    а Бамби же кидал где-то в другой теме картинку про горца и что должен остаться только один)

  • Дмитрий

    Для этого лучше подходит обыкновенная аркада, где можно чисто помахаться с ботами, не прерываясь на сюжетные перепетия. Или тот же тренинг, где можно махаться с ботом, не прерываясь вообще ни на что. Т.е. никакой необходимости лезть в стори-мод, кроме как собственно за самой историей, нет.

  • Владимир Кузнецов

    Утрирование — прием в разговоре, который нужно применять к месту и взвешенно.Ваша логика замечательна, но она сводится к логике 1993-года игры Doom. Там сюжет был в папке игры отдельным текстовым файлом прикреплен. Вы хотите сказать, в стори-моде ББ вообще нет собственно геймплея? Есть, конечно. В принципе, это нормальная практика в играх — использовать сюжет в качестве цепочки, связывающей игровые эпизоды, определяющей их логику и наоборот — ветвящимся и разбивающимся по прогресса эпизодов. Базовая логика игрового нарратива.
    Но! Я ведь, стартуя, даже не говорил, что против. Я говорил, что ББ, которому по словам рецензента, повезло с сюжетом, сходу глуханул меня огромным, в целом бессвязным, набором диалогов между малознакомыми мне персонажами, в котором в лучшем случае было туманный пафос, а в худшем — бестолковый японо-юмор. на мой взгляд, игра на старте должна затягивать игрока, увлекать, интриговать. Не важно как. Можно и получасовым перелистыванием текста. Можно — ярким калейдосопом игровых эпизодов. Можно еще чем-нибудь, не вопрос. Опять же, я честно сказал: «мы чужие на этом празднике жизни». Все говорят — хорошо. А мне не хорошо. Ну и ладно, пойду дальше. А мне говорят: «Играя сюжетную кампанию, юный падаван, забудь, что ты играешь в файтинг. Забудь, что ты вообще в игру играешь! Ибо СЮЖЕТ!» и проникновенно так косят правым глазом. Не, не понял.

  • Hater

    Все игры, что нам нужны — это японские файтинги и стратегии от Paradox.