Рецензия на Black Book

Автор: SNOR

“Как на Лысой горе Чертов камень лежит,
Из-под камня того Ведьма-речка бежит.
Пусть прозрачна на вид в Ведьме-речке вода,
Пить не надо ее никому никогда…”
х/ф “Чародеи”

Крестьяне конца XIX века не очень-то верили в науку и ее скучные рациональные доводы. Захромала корова, урожай побило градом, родня обварилась в бане — очевидно, что всему виной происки духов и бесов. А потому и за помощью народ зачастую бежал к знатким людям, знахаркам и ведунам, способным одолеть потусторонних тварей. С крынками молока, краюхами хлеба, горшочками масла и мотками веревок — каждый приносил, что мог. И каждый боялся — ведь могущество колдунов, как ни крути, исходит совсем не от Христа.

Пермская студия Mortechka, известная по необычному проекту The Mooseman, продолжает черпать вдохновение в преданиях родного края. “Черная книга” — путешествие в сумрачные фольклорные дали, ролевая игра о ведьме, под завязку наполненная коми-пермяцкой мифологией.

Чертознайка, бесогонка и просто красавица

Разработка: Morteshka
Издание: HypeTrain Digital
Жанры: RPG/CCG/Turn-based/3D
Похожие игры: Thronebreaker: The Witcher Tales, The Banner Saga (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Василиса не хотела быть ведьмой. Хоть и воспитывал ее дед Егор, известный на весь Чердынский уезд колдун, учил хитрым обрядам и премудростям, мечтал дар свой магический передать — ан нет, другое на уме у девушки было. Собиралась она замуж за доброго молодца. Да только, видимо, прятал молодец какую-то лютую кручину — взял на душу великий грех, наложил на себя руки. Похоронили его, как положено, за оградой церкви, и дорога ему теперь прямиком в ад… Принять такой исход героиня не в силах, тем более что шанс спасти любимого из пекла есть. Дедовская книга заклинаний — артефакт невероятной мощи, сам сатана исполнит любое желание того, кто сумеет снять семь печатей с ее “запертых” глав. Обычному человеку эта масштабная задача, естественно, не по зубам. Поневоле пришлось “обвенчаться” с нечистой силой.

Впрочем, профессия у Василисы уважаемая и нужная. Игра создает устойчивое впечатление, что без чародеев уезд не просуществовал бы и недели. В глухих деревнях на севере Пермской губернии дыхание цивилизации 1879 года, с ее телеграфными столбами и паровозами, почти незаметно. Зато байки, вызывающие улыбку у жителей крупных городов, предстают повседневной и суровой реальностью. Река крутит мельничные колеса лишь с согласия водяного, разгневанный леший часами гоняет путников по чащобам, избы охраняют домовые-суседки, повсюду шныряют толпы бесов… Простой люд всякую чертовщину не видит и страдает от ее озорства изрядно; его единственная защита — знаткие специалисты. Потому свежеиспеченная ведьма-векшица и бродит по округе, помогая крестьянам словом и делом. Колотит распоясавшуюся нечисть наговорами из книги, набирает бесценный опыт и  постепенно ломает заветные печати — они связаны с могучими сверхъестественными существами, которых тут пруд пруди.

Черная книга” — произведение самобытное. Общий упор на повествование, диалоги “под визуальную новеллу” и множество текстовых приключений с выбором вариантов роднят его с трилогией The Banner Saga, но свободы перемещения здесь куда больше, а пошаговые битвы и вовсе карточные. И дальние путешествия молодой векшице не светят, в губернии дел полно. Дни мы проводим в избе — принимаем посетителей, болтаем с дедом Егором и другими персонажами. По ночам, когда темные твари проявляют активность, отправляемся в дорогу — странствовать по схематичным картам местности, проверять опасные уголки и выполнять чужие просьбы.

Смотреть галерею скриншотов “Черной книги”

Маршруты всегда линейны и ведут к цели текущего “сюжетного” задания через несколько точек с событиями, однако мы вольны сворачивать с пути, посещая дополнительные места и ввязываясь в побочные переделки. Спокойно ночью не погуляешь: нелюди делят душу грешника, стенает неупокоенный призрак ведуна, в сторонке поет притягательно-неземные песни какое-то лесное диво. И вот думай — то ли защитный круг малевать и заклинания готовить, то ли имя божье всуе поминать… Или предложить бесам партию в “дурака”? Иногда из кустов выпрыгивают и обычные бандиты, но это редкое явление — в основном творение Morteshka сосредоточено на деревенских страшилках с их диковатым и по-своему жутким колоритом. Подлинную жуть, правда, навевает графика — прилично в Black Book выглядят исключительно рисованные портреты в диалогах, все остальное оформлено в неряшливом, до крайности угловатом “лоу-поли”.

Кишащий нечистью уезд все равно не оставляет попыток сразить атмосферой. Невидимые черти душат людей во сне, коварный демон морочит безутешных вдов, заявляясь в гости под личинами мужей, обидчивая властительница бани подменяет младенцев на зачарованные осиновые поленья, мертвецы лезут из могил, стуча железными когтями… Выручай, Василиса Федоровна! Предстоит и решения принимать (порой даже с последствиями), и обследовать локации в поисках улик, и отвечать на трудные вопросы, сверяясь со встроенной энциклопедией-именословом. Быть при этом милой и доброй не обязательно — воплотить образ “Баба Яга в молодости” худо-бедно позволят, хотя вариантов в беседах до смешного мало.

Смотреть галерею скриншотов “Черной книги”

Ведьме нелегко оставаться чистой и светлой; как известно, любая магия — от лукавого. В довесок к способностям героиня получила ораву зловредных бесов. Номинально они верные слуги, жаждущие работы, только хороших дел не признают. Суховеи насылать, скотину морить, пожары устраивать — это пожалуйста и с превеликим удовольствием, а что-нибудь полезное — ни-ни. Можно, конечно, держать паскудников при себе, но тогда они будут сидеть в заплечном пестере и “мучить”, накладывая ощутимые штрафы. Если же отправлять их “на промысел”, каждая сотворенная пакость ляжет грехом на душу хозяйки. Само собой, наши личные поступки тоже меняют цифры на “кармическом” счетчике. Он же, в свою очередь, влияет на манеру поведения Василисы и на концовку.

Но до финала сперва надо дожить, прорвавшись сквозь коллекционную карточную игру, заменяющую сражения. Карты — это записанные в Черной книге волшебные слова, из которых мы составляем наговоры. Одни наносят урон, другие защищают от ударов, третьи вешают негативные статусы, четвертые усиливают уже выложенные и остаются на следующий ход — система не поражает воображение, но свою задачу выполняет. Снятие печатей открывает доступ к картам покруче, символизируя растущую власть героини над книгой.

Смотреть галерею скриншотов “Черной книги”

С “символической” точки зрения колдовство обставлено очень удачно, формирование колоды и подбор слов для заклинаний — вполне “магические” занятия. Печально, что дикие скачки сложности капитально портят картину. Большинство стычек предельно тривиальны, рядовых чертей девушка покромсает чем угодно. При этом чудовищно сильные “боссы” вынуждают опустошать запасы трав-расходников, уповать на удачу, а то и переделывать колоду. Кроме того, нам предлагают битвы-головоломки — с фиксированным набором карт, ограниченным числом ходов и одним правильным решением. И приятный элемент у них один — эту возню дают без затей пропускать. Собственно, можно включить “легкий” режим и игнорировать вообще все карточные развлечения, однако я бы не советовал — ощущения будут не те.

Новыми картами “прокачка” не ограничена, у героини есть еще ветки умений. Чернобайство усиливает эффективность магии, чертознайство позволяет слать рогатых подручных на бессмысленные миссии наподобие “толочь воду в ступе”, знаткость помогает в бытовых вопросах вроде торговли, книжничество упрощает возню с колодой. Полноценной ролевой частью все это не назовешь, зато как внушительно звучат названия!

Смотреть галерею скриншотов “Черной книги”

Жаль, что перекос в сторону “внушительного звучания” довлеет над всей игрой. Толковой истории за причудливыми происшествиями не видно, сценарный каркас обшит множеством фольклорных деталей, но напрочь лишен нормального наполнения и любопытных мыслей. О своем ненаглядном Василиса вспоминает эдак пару раз, усыпанные старинными оборотами разговоры функциональны и пустоваты, фабулу словно выстраивали с единственной целью — показать как можно больше разнокалиберных чудищ… Гоняясь за необычными внешними атрибутами, “Черная книга” упускает суть — дело-то не в антураже, каким бы бесовским он ни был.

* * *

Черная книга” представляет немалый интерес… в качестве интерактивного краеведческого справочника. Во всем остальном она, увы, заурядна.

Оценка Riot Pixels68%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Athlon x2
4 Гб памяти
GeForce GTX 760/Radeon R9 280X
5 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4
8 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Black Book
Author Rating
41star1star1star1stargray