Рецензия на The Binding of Isaac: Rebirth

logo-the-binding-of-isaac-rebirth-reviewАвторы: ФИЛИПП ВУЯЧИЧ и ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Дизайнерам вроде Эдмунда Макмиллена как нельзя лучше подходит звучное слово «визионер». Кисть художника ни с чем не спутать, возьмём ли мы смоляно-чёрную Gish или кроваво-красную Super Meat Boy. Даже когда Макмиллен всего лишь расписывает ручку, то делает он это совершенно особым образом.

Из такой вот «пробы» писчего инструмента и вырос в своё время «рогалик» The Binding of Isaac, созданный совместно с Флорианом Химслом. «Росчерк» быстро оброс деталями, в частности, крупным дополнением Wrath of the Lamb. Теперь же с помощью целой команды из Nicalis эскиз превратился в полномасштабное полотно.

Personal Jesus

Разработчики: Nicalis, Edmund McMillen
Издатель: Nicalis
Жанры: Arcade/2D
Похожие игры: The Binding of Isaac, Spelunky, Our Darker Purpose, The Legend of Zelda (серия), Runers
Мультиплеер: (2) hot seat
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Разглядеть сюжет BoI за экспрессивной обёрткой удавалось не каждому. Тем не менее, с пониманием завязки никаких проблем не было. Ничто не угрожало спокойной жизни Исаака и его Мамы: мальчик играет, родительница смотрит христианские передачи. Идиллию нарушил сам Бог, по наущению которого Мама сначала отобрала у Исаака игрушки, а затем и вовсе решила принести его в жертву. Наш герой скрылся от фанатичной мамаши в подвале, где и происходит действие.

С финалом исааковых мытарств в оригинальной The Binding of Isaac выходила полнейшая неразбериха: одиннадцать концовок никак не складывались вместе, оставляя широкий простор для спекуляций. Ещё два туманных ролика из Wrath of the Lamb ясности также не внесли. Лишь Rebirth открывает дотошным исследователям (чтобы добраться до самого конца, надо пройти игру более десятка раз!) страшную правду. Чувства верующих Макмиллен не пощадил.

Однако тем, кто хочет достичь дна, придётся обуздать свой гнев и обрести смирение. Средний пробег занимает около получаса, но после первой победы над Мамой всё только начинается. Чем больше заходов, тем глубже подвал: постепенно нарастает сложность, появляются новые «боссы» и, конечно, уровни.

Смотреть галерею скриншотов The Binding of Isaac: Rebirth

В Rebirth они подверглись серьёзной перепланировке. Пересев с Flash на полноценный движок, сериал смог позаимствовать у своего клона — Our Darker Purpose — одну из немногих его особенностей, просторные «арены». Это пошатнуло и без того хрупкий баланс. Получив больше места для манёвров, мальчуган научился без труда справляться с целыми полчищами, что хорошо заметно в Boss Rush — выборочном испытании для любителей скоростных прохождений. На игрока обрушиваются шестнадцать волн, в каждой из которых – по два «босса». Ультимативный вызов оборачивается пшиком — внушительное пространство позволяет победить ораву монстров без особых проблем.

Игровой мир чутко реагирует на ваши достижения. Одолели всех чудовищ в Пещерах? Попрощайтесь с ними и окунитесь в Катакомбы — с другим ландшафтом и набором противников. Решили, что тяжелее Собора ничего нет? После шести успешных забегов разблокированный Сундук охладит весь пыл. Кстати, в ремейке у последнего уровня есть злой брат-близнец — Тёмная комната. Добавляет разнообразия и визитная карточка roguelike — произвольная конструкция подземелий.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

ridiculon-photo

То, что над музыкой The Binding of Isaac: Rebirth работал не Дэнни Барановски, автор саундтрека оригинала, поначалу сильно насторожило. Впрочем, после беглого ознакомления с творчеством американского дуэта Ridiculon (Маттиас Босси и Йон Эванс), которому заказали обновление дорожки, сомнения рассеялись.

Начну со звукового сопровождения уровней. Оно отличается размеренным темпом, подходящим для путешествия по подземельям, и не ограничено строгими жанровыми рамками. Скажем, в Diptera Sonata (The Basement Theme) соседствуют тихие клавишные и мощная ударная установка, в Periculum (Cellar Theme) на передовой — рок, на фоне — гудящий эмбиент, а вялую Sodden Hollow (The Caves Theme) украшает суровая партия баса. То есть композиционно треки двухслойные, как и сама игра. Вдобавок музыка четко ассоциируется с конкретными уровнями: «чавкающая» и похрустывающая Viscera вызывает ровно такое же неприятие, как оба «этажа» The Womb. А когда персонаж под воздействием чего-нибудь начинает менять цвет и ускоряться, вместе с ним, будто при перемотке кассеты, совершает рывок и трек.

Путь героя Rebirth усеян черепушками и мясцом — неудивительно, что в комнатах «боссов» во все струны разворачивается метал. Религиозный подтекст игры подтолкнул Босси и Эванса к экспериментам со звучанием — в итоге «тяжеляк» подается в синтезированном оркестровом обрамлении, с хорами или «чистым» церковным вокалом. Гитарные запилы тут — один другого краше и мрачнее. Наконец, промежуточные мелодии (Store, Secret Room) написаны в спокойном ключе — когда отдыхает герой, под зацикленный клавишный отрезок отдыхают и наши уши.

Мелодии Барановски, в корне отличаясь от саундтрека Super Meat Boy, все же немного отдавали 8-битной простотой, легко запоминались, а потому могли казаться идеальным звуковым сопровождением для истории Исаака. На мой взгляд, у Ridiculon получилась куда более интересная музыка — гнетущая и способная по-настоящему пробрать своим симфометаллическим напором.

Обратить внимание: Periculum (The Cellar), Duress (Sheol), Sketches of Pain (Chest Room), Crusade (Basic Boss Fight), Matricide (Mom Fight), Infanticide (Isaac Fight)

Купить: Bandcamp, Steam (требует наличия игры)

Isaac Superstar

И всё же главная причина, почему любое путешествие неповторимо, — поистине неисчерпаемый ассортимент предметов и их комбинаций. Исаак — не Линк (серия The Legend of Zelda) и даже не Корди (Our Darker Purpose), бросающая огненные шары. Его единственная защита — слёзы, которые он может направлять в стороны. И такой «боевой плач» куда интереснее, чем сотни холодных и огнестрельных образцов, встречающихся в других «подземельях». Многочисленные модификаторы способны изменять капли до неузнаваемости, превращая их в оружие массового поражения.

В зависимости от комбинации слёзы приобретают различные эффекты (от оглушения до заражения врагов насекомыми), увеличиваются в размерах и нарушают законы физики — проходят сквозь преграды и зависают в воздухе. Приятный бонус — чуть ли не каждый предмет влияет на внешность Исаака, так что к моменту встречи с Мамой он выглядит как выживший после ядерного холокоста.

Попытка подобрать удачное сочетание — краеугольный камень The Binding of Isaac. Именно «подобрать», поскольку описания крайне скупы и едва объясняют назначение артефактов, а набор предметов на уровнях случаен. Причём сбалансированы магические побрякушки довольно условно.

Обещания Макмиллена «урезонить» чрезмерно разрушительные сочетания (вроде этого) так и остались обещаниями, переехав в грядущее дополнение. Более того, в Rebirth появился новый персонаж, сразу ломающий игровые правила. Демон Азазель, очередное альтер эго Исаака, умеет летать и вместо слёз бьёт по врагам короткой струей крови с весомым уроном. Отсутствие восполняемого здоровья и небольшая дистанция удара – ничтожная плата за такие таланты.

Смотреть галерею скриншотов The Binding of Isaac: Rebirth

Тем не менее, госпожа Фортуна всегда стоит на страже приличной сложности. Начиная забег, никогда не знаешь, какие карты она сдаст на этот раз. Выбор стартовых условий порой лишь незначительно облегчает жизнь, а в основном – делает её невыносимой.

Не обделил Макмиллен и игроков старой закалки. Чтобы получить доступ к персонажу по имени Потерянный, придётся сперва попотеть, а после — зарыдать: герой, внешне напоминающий призрака, умирает всего с одного удара.

В целом же игра стала гораздо дружелюбнее к новичкам. Добавлены два уровня сложности («нормальный» и «тяжелый»), а несколько слотов для сохранений позволяют откатить приключения, если они зашли слишком далеко. Даже «испытания» теперь можно проходить вдвоём. Ветеранов же может отпугнуть вездесущий пиксель-арт, который, впрочем, был выбран народным голосованием, и новый саундтрек (подробнее о нём — во врезке).

* * *

В ряду прошлогодних ремейков Rebirth как никто другой заслуживает титула «Рождённый заново». Исаак, разбивший технические оковы Flash и набравший «жирок», воистину переродился. Вместе с ним мир вновь увидел механику оригинальной The Legend of Zelda, чья увлекательность неподвластна времени. После таких чудес представители любой конфессии уверуют в реинкарнацию.

Оценка Riot Pixels85%

Добавьте свой отзыв на игру


pixels-recommend


Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo E4500/Athlon 64 X2 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
450 Мб на винчестере

Core Quad Q9550/Phenom II X4 955 3,2 ГГц
8 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
450 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Binding of Isaac: Rebirth
Author Rating
51star1star1star1star1star