Рецензия на BattleLore: Command

logo-battlelore-command-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

Многие игры, снискавшие популярность на столе, впоследствии отправляются на планшеты, но лишь единицы по пути заглядывают и на PC. Пока что редкие сюрпризы были интересны скорее с познавательной точки зрения – разведать, что там, в картонных краях. BattleLore: Command – первая на моей памяти цифровая “настолка”, способная составить серьёзную конкуренцию компьютерным собратьям по жанру.

Левой! Правой! Центральной!

Разработчик: Fantasy Flight Publishing
Издатель: Fantasy Flight Publishing
Жанры: Strategy/Wargame/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Memoir ’44 Online, “Кодекс войны”
Мультиплеер: (2) hot seat, LAN, Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Сражения разворачиваются в Терриноте – банальнейшем мирке, приютившем большинство фэнтезийных игр Fantasy Flight Publishing (Runebound, Runewars, Descent и прочие). На богатство вселенной рассчитывать не стоит, вся её “фирменность” сведена к неудобоваримым названиям царств: обычные люди именуются Daqan, а ещё есть Uthuk – беззастенчивая копия орд Хаоса из Warhammer. Впрочем, других сторон нет, так что два лагеря не перепутать.

BattleLore – один из варгеймов Ричарда Борга (Richard Borg), на столе их с десяток, а до Steam прежде добиралась лишь совсем простенькая Memoir ’44 Online. Визитной карточкой этого многочисленного семейства стала оригинальная система активации юнитов. “Походить” дают не каждым солдатом, как нередко бывает, а частью армии, отчего само по себе право отдать приказ становится ресурсом, которым надо уметь правильно распорядиться.

В BattleLore поле брани поделено на секторы (фронт и фланги) – между гексами проведена красная линия. В начале хода мы играем какую-либо из карт, которая и определяет, сколько отрядов пойдут в атаку. Например, можно “включить” по одному бойцу во всех зонах, или двоих справа и одного в центре, или до трёх кавалеристов где угодно – всего больше дюжины вариантов, и каждый разрешено использовать единожды. Действие перегруппировки активирует одного воина, зато возвращает сыгранные карты (кстати, это великолепное правило придумали разработчики цифровой версии – в настольном оригинале карты просто перемешивались и раздавались на руки случайно).

Казалось бы, такие ограничения должны стеснять полководцев, на самом же деле они открывают массу любопытных возможностей и ставят перед трудным выбором. Подтянуть резервы из тыла или развить наступление ударной группы, рискуя оторваться от своих и попасть в “котёл”? Отбить атаку слева или попробовать полностью вытеснить врага справа, перечеркнув пользу от влияющих на фланг приказов? Сыграть не вполне подходящую карту прямо сейчас или подождать, чтобы на следующий ход гарантированно получить нужную? Ломать голову приходится постоянно.

Смотреть галерею скриншотов BattleLore: Command

Кубическая сила

Боевая система тоже удалась на славу. От того, как элементарные правила с минимумом цифр, параметров, нюансов и исключений рисуют цельные, логичные и комплексные сражения, захватывает дух. И при этом все слагаемые как на ладони – обвинить неведомые формулы в закономерном поражении не выйдет.

Дерутся здесь с помощью пригоршни специально раскрашенных шестигранников. Чем сильнее атакующий, тем их больше. В цифровой версии их почему-то бросают “за кадром”, а игроку показывают строгую табличку с подозрительными вероятностями 16-17%. Одна грань кубика обозначает попадание всегда, другая засчитывается только в ближнем бою и только если нападающие не понесли значительных потерь, третья включает «коронный удар». Промах компенсирован поощрительным призом – очками знаний, иначе говоря, маной. Интереснее всего, если кубик заставляет противника отступить, позволяя нам занять его место. От бегства спасает плечо товарища: когда сзади свои, ретироваться незачем. Когда же уходить некуда, а за спиной – река, обрыв или, хуже того, враги, каждый отменённый шаг превращается в повреждение. Вот так элегантно, одним махом учтены и численное превосходство, и боевой дух, и удары в тыл.

Минималистичен и ландшафт. Ступил на пересечённую местность – закончил ход, высчитывать скорости не надо. Атаки, направленные как внутрь лесных гексов, так и наружу, ограничиваются двумя кубиками – именно такая сила у стрелков (у остальных чуть повыше), поэтому за деревьями прячутся в основном лучники. Проще простого – а ведь гораздо более примитивная Advance Wars не смогла совсем обойтись без модификаторов и сопутствующей арифметики. Огромных бессмысленных чисел тут не найти, и даже “хитпойнты” наглядно отображены количеством фигурок в подразделении – больше трёх их не бывает и потому «жирность» видно на глаз.

Смотреть галерею скриншотов BattleLore: Command

Расы отличаются заметно, но не кардинально. Типы войск одинаковые – обычные и элитные пехотинцы, стрелки, кавалерия и сверхтяжёлый супермонстр, – однако акценты расставлены по-разному. Конёк хороших парней – взаимная поддержка и командная работа, демонопоклонники склонны к взрывоопасной самоубийственности. Кроме того, у каждой стороны – собственная колода заклинаний и прочих способностей, расходующих волшебную энергию. Наряду со стандартными усилениями и благословениями в них есть чудовищно опасный телепорт и рои кусачих мух, отгораживающих ключевые позиции, словно минное поле. А вот раны, вопреки традициям, не затягиваются ни на отдыхе в городе, ни милостью богов, и лишь самое тёмное и нечестивое колдовство разок за битву подлатает калек.

Цельной кампании в BattleLore удостоили только “добряков”. Зато какой! Во-первых, смышлёный ИИ сражается в полную силу. В отличие от других варгеймов (на ум в первую очередь приходит «Кодекс войны»), враги не стоят истуканами, пока мы расправляемся с их товарищами на противоположном конце карты. Человек и компьютер играют по одним правилам, и никакие скриптовые условия и невидимые стены не уберегут от всего арсенала неприятельских уловок. Во-вторых, задания изобретательны и не похожи друг на друга: удержать берег реки, загнать в западню разбойничьего короля, вызволить пленного барона, зажечь сигнальные огни, отогнать бандитов, норовящих разграбить караван, защитить городские врата от исчадия Ада… Самое суровое (и забавное) испытание для прожжённых стратегов – оберегать стада безмозглых овечек, которые то и дело разбредаются кто куда навстречу неминуемой гибели. Ну а за развилки, предлагающие иной набор миссий в следующем прохождении, можно простить и полное отсутствие сюжета как такового. Ещё три интригующие миссии за Зло добавили в DLC, хотя брать его стоит прежде всего ради пачки дополнительных юнитов. Душа порой так и просит бурящих подземные норы гигантских жуков…

В сражениях с реальным оппонентом гладко не всё. С одной стороны, радует темп: поскольку за раз действуют два-три отряда, заскучать за время вражеского хода не успеваешь, а запрет на восполнение потерь не даёт партиям растянуться дольше, чем на полчаса. С другой стороны, местами за балансом не доглядели (особенно там, где в оригинал вносили изменения) или вовсе позабыли о честности – на тех же самых явно асимметричных картах прямиком из “сингла” соотношение сил почему-то равное, несмотря на немалое преимущество защитников. Тонкой настройки матча нет: к примеру, нельзя наложить запрет на использование чересчур мощных героев из одиночной кампании. Подправить пошатнувшийся баланс поможет разве что джентльменская договорённость, тем более что в онлайне соперников не сыщешь и играть всё равно придётся с друзьями.

Смотреть галерею скриншотов BattleLore: Command

Корни остальных напастей – в “планшетном” происхождении. И если небрежная нелепица вроде призывов “тапнуть” по монитору и режима Pass and Play, который тут превратился в hot seat (“передай-ка мне системный блок!”), просто смешат, то графика, уступающая даже Warcraft 3, ужасно огорчает. Пусть нельзя требовать от “карманной” игры картинки уровня хотя бы того же “Кодекса войны», но можно ведь было нарисовать аккуратные спрайты! Здесь же камера выхватывает слишком узкий кусочек поля, а на высоте птичьего полёта экран застилает туман – неужто кончается дальность прорисовки? О нажатиях правой кнопкой мыши, всплывающих подсказках при наведении курсора и иных форматах изображения, кроме 16:9, мобильные устройства не ведают – и нам не положено. Привыкнуть к мелочам несложно, но первое впечатление они портят изрядно.

* * *

Занимательный варгейм и для бывалых генералов, и для тех, у кого аллергия на объёмные и запутанные правила. Интересно, почему Fantasy Flight Games, владеющая правами на разработку игр по вселенной Warhammer, выбрала другие декорации? Не оттого ли, что, отобрав у дряхлеющего дедушки последний козырь, наглый новичок того и гляди сжил бы старика со свету?

Оценка Riot Pixels75%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 1,5 ГГц
500 Мб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
1,5 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
1,5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
BattleLore: Command
Author Rating
41star1star1star1stargray