Рецензия на Armello

logo-armello-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

Пару лет назад в статье “Картон против спрайтов” я писал о том, что у современных настольных игр уйма преимуществ перед компьютерными сородичами. С тех пор у той теории появилось немало подтверждений. Во-первых, на мобильные устройства хлынули цифровые адаптации известных “настолок”, а ручейки из этого потопа добрались до полок Steam. Во-вторых, «инди»-авторы охотно используют виртуальные аналогии физических компонентов вроде горстей кубиков и колод карт, и примеров таких “полукровок” множество: Coin Crypt, Guild of Dungeoneering, Hand of Fate, Ironclad Tactics, Paper Dungeons… Но ещё показательнее, когда специально для компьютеров и консолей разрабатывают игры со стопроцентно “настольными” правилами: таковы отечественная Gremlins, Inc. и австралийская Armello.

Все звери у дела

Разработка: League of Geeks
Издание: League of Geeks
Жанры: Board game/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Talisman: Digital Edition, The Witcher Adventure Game
Мультиплеер: (4) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Армелло – сказочное царство, населённое антропоморфными зверушками. Здесь всё как в обычном фэнтези, только в роли воров – крысы и хорьки, друиды стали медведями, а стражники – псами. Что-то среднее между сагой об аббатстве Рэдволл и комиксом «Блэксад». Короля (конечно же, величественного льва) поразил колдовской недуг: скверна, высасывающая из бедняги жизнь и сводящая его с ума. Некогда справедливый и мудрый монарх погрузился в пучину безумия, и всё королевство оказалось на грани гибели. Узнав о надвигающейся катастрофе, четверо отважных героев поспешили во дворец, чтобы… захватить власть.

Выбрав одного из восьми “приключенцев”, мы отправляемся в путешествие по гексагональным землям. По углам расположены “базы”, где возрождаются убитые персонажи, а в центре – королевский замок, в остальном поле генерируется случайно. Правда, в отличие от Arkham Horror, уникальные события и встречи не связаны с местностью, и потому нет разницы, как именно судьба разбросает по столу симпатичные, но безликие леса, горы и болота.

Впрочем, штампованные “достопримечательности” скучны, да не бесполезны. В древних руинах хранятся сокровища и дремлют монстры, причём исследование происходит мгновенно и управлять им не дают, сразу же сообщая результат. А деревни приносят скромный доход и безропотно переходят на сторону того, кто заедет в них самым последним (до следующего посетителя).

Смотреть галерею скриншотов Armello

Каждый ход занимает полдня, правила для светлого и тёмного времени суток слегка отличаются. За этот отрезок мы успеваем прошагать три гекса и разыграть карты экипировки, магии и ловушек, которые оживают благодаря чудесным анимированным иллюстрациям. Лишь они нарушают стерильную монотонность процесса и позволяют выгадать преимущество, но нужные действия надо ещё выудить из стопок хлама.

У карточек есть и альтернативное применение: “сжигая” их, можно манипулировать кубиками в боях – как и в The Witcher Adventure Game, исход схватки решает, кому какие грани выпадут. Однако сложной дилеммы у разработчиков не вышло: вместо того чтобы экономить эффекты, чаще всего мы, наоборот, спешим избавиться от балласта и освободить руку для новых поступлений.

Основное занятие в Armello – миссии, которые бывают только одного вида: добрести до противоположного края поля. Приз за чтение пары строчек скупого текста – очки славы и прибавка к параметрам, а то и какой-нибудь ценный предмет.

Смотреть галерею скриншотов Armello

Львиная доля

Как и в Talisman, главная задача – первым пробиться в центр, где смельчаков ожидает финальное испытание. Способов победы целых четыре. Самый мирный – накопить кристаллы, то и дело возникающие в разных уголках королевства. Иногда камушки выдают за квест или магический ритуал, но определяющим во всех случаях является везение. Наиболее прямолинейный метод – одолеть льва в поединке. Несмотря на хворь, король чертовски опасен, и нападению предшествует долгая подготовка с поисками подходящего оружия, доспехов и чар.

Те, кто предпочитает честным дуэлям уловки тёмной стороны, могут использовать скверну в своих интересах, ведь колдовская отрава хоть и губительна, зато даёт неслабые бонусы. Увы, к негодяйскому успеху в основном приводят нелогичные «эксплойты» вроде намеренных самоубийств.

Ну а если правитель “отбросит коньки” без посторонней помощи, победителем объявят самого уважаемого зверя. Проще всего завоевать славу, истребляя других игроков (особенно тех, за чью голову назначена награда), но гарантировать, что никто не присвоит корону в последний момент, невозможно.

Смотреть галерею скриншотов Armello

Жестокое обращение

К сожалению, все пути объединяет несколько неприятных черт, типичных для приключенческих “настолок”: серьёзная роль случая и малое взаимодействие между игроками. Соперников можно обогнать, словно бегунов на соседних дорожках, но пустить их план под откос не получится, потому до них и дела нет – у каждого свой маршрут. Обещания политических интриг, альянсов и предательств выглядят странно – нам и говорить-то не разрешили, заменив чат набором заготовленных реплик. К тому же, если вы за всю партию ни разу не встретитесь с оппонентом, то о какой дипломатии идёт речь?

Сперва изучать стратегии интересно, однако после того как оптимальный порядок действий будет найден, делать в Armello нечего. Мультиплеер однообразен (один режим без настроек и вариантов), “сингл” – то же самое против ботов. И бездумную возню даже не назовёшь расслабляющей. Неуклюжий интерфейс не желает снабжать информацией сверх минимума, а неудобная камера постоянно ограничивает угол обзора, прижимает к земле и насильно подсовывает очаровательные, почти игрушечные пейзажи, вскоре встающие комом в горле.

Смотреть галерею скриншотов Armello

Но сильнее всего огорчает безудержное копирование “настольных” условностей, из которых полезны далеко не все. Например, непременная необходимость держать карты в секрете поставила крест на режиме «hot seat». Хуже того, в то время как создатели “настолок” изо всех сил стараются сократить ожидание игроком своей очереди, авторы Armello заставили нас бездействовать 80% партии, пока ходят остальные. А ведь реализовать систему одновременных ходов на компьютере куда проще, чем на столе! Без возможности полноценно наблюдать за оппонентом и болтать с ним – пустая трата 40 минут. Особенно противно дожидаться неторопливого ИИ – тут безделье даже призраком пресловутого “живого общения” не оправдаешь.

* * *

Жили-были звери, топтались туда-сюда. Одному из них повезло, и он выиграл. Вот и сказке конец, а мораль такова: верность “настольным” принципам – ещё не гарантия качества.

Оценка Riot Pixels45%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Core i3/Phenom x4 2,5 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Armello
Author Rating
31star1star1stargraygray