Александрия в играх и в жизни

Александрия в играх и в жизниАвторы: SNOR и ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Александрия Египетская — один из главных городов Античности и раннего Средневековья, соперница Рима и Константинополя. Но Рим сохранился хорошо, Константинополь — частично, а от Александрии почти ничего не осталось. Древний город сильно пострадал от постоянных осад, землетрясений и цунами 365 года, из-за которого целые районы ушли под воду. Наконец, в XIX в. на его месте отстроили более привычную для нас арабскую Александрию. Узнать, как потенциально могла выглядеть столица Птолемеев, позволяет Assassin’s Creed: Origins. То, что уцелело, помаленьку расчищают археологи. По виртуальному городу прогулялся Снор, по раскопкам — Гафнер.

В Assassin’s Creed: Origins

Александрия играла в Древнем Египте особую роль. Заложенная Александром Македонским в 331 году до нашей эры, она стала и столицей, и эдаким символом эллинского влияния на страну. Расположенный в дельте Нила, вытянутый вдоль берега Средиземного моря, город щеголял крупным портом и процветал за счет пересекающихся торговых путей. Хотя занятнее тут другое: беспредельное богатство в сочетании с высоким статусом сделали его важнейшим культурным центром. Дабы оценить, насколько былое великолепие Александрии впечатляет в играх, я обратился, пожалуй, к самому подробному «египетскому» проекту — Assassin’s Creed: Origins от Ubisoft Montreal.

Первое ощущение — редкая для Египта тех лет умиротворенность. Никакой стражи около внушительных старинных ворот, люди в дорогих туниках, что неспешно бродят по широким чистым улицам, изысканные колоннады общественных зданий и особняков — уголок цивилизации, притаившийся на краю бушующего государства.

Прогулка по стенам укрепляет чувство безмятежности. Они впечатляют толщиной, но выглядят потрепанными и заброшенными, вдобавок там почти нет людей. Обойдя их по кругу (для этого пришлось переплыть канал и немного полазать по скалам, причудливый рельеф мешает укреплениям опоясывать Александрию целиком), я повстречал лишь один сторожевой пост. Рассевшись у парапета, солдаты лениво разглядывали чей-то шикарный дом, не обращая никакого внимания на снующих внизу людей.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Origins

Куда выше стен вознесен монументальный Серапеум. Выстроенный на холме храм как бы осеняет окружающие кварталы своим присутствием. И немудрено — бога Сераписа здесь почитали как защитника.

Ко входу ведет лестница внушительной длины. Тренированный персонаж Origins преодолевает ступеньки за считаные секунды, для большинства горожан такие подвиги, вероятно, тяжеловаты. Впрочем, даже если всходить по ней степенно, проникнуться благоговением затруднительно, группа развеселых музыкантов на входе напрочь сбивает настрой.

Храм в целом напоминает скорее некое пространство для отдыха, а не религиозное место — красивый светлый двор с бассейном, пара уютных библиотек в портиках… В самом величественном здании подпирает потолок большая статуя хозяина, окруженная дымом благовонных курений. На лице Сераписа застыло легкое недоумение. Будучи синкретическим божеством, он отвечал сразу и за плодородие, и за исцеление страждущих, и за загробную жизнь… Такое обилие тяжких обязанностей смутит кого угодно.

С холма четко видно одно из семи чудес света, легендарный маяк на острове Фарос. По дороге к нему я неожиданно натыкаюсь на маленькое святилище Исиды-Фарии, покровительницы моряков, — выручающий их гигантский «фонарь» тоже в ее власти.

Впрочем, маяк защищен не только силой богини, это настоящая крепость. Двор укрыт за мощными стенами с бойницами, вход в саму башню наглухо заперт. Приходится лезть по строительным лесам до открытого окна. За ним — широкая винтовая рампа, предназначенная для телег с дровами и вьючных животных. Многочисленные витки приводят в большой зал. Его простота контрастирует с изысканным наружным оформлением — это дровяной склад, ему красивости ни к чему.

Еще один подъем, и от вида на городские кварталы и гавань захватывает дух. Маяк в принципе сногсшибательно высок и огромен по меркам Древнего Египта, а уж когда стоишь рядом с его «костром» в четыре человеческих роста и глядишь окрест, размеры сооружения и вовсе сражают наповал.

Дабы вдобавок поразить себя интеллектуальными достижениями столицы, я отправился в знаменитую Александрийскую библиотеку. Правда, с ней Ubisoft Montreal немного схитрила. Никаких изображений настоящего здания в хрониках нет, не говоря о руинах, поэтому авторы взяли за основу библиотеку Цельса в Эфесе. Нарядное строение с колоннами, статуями и флагами прекрасно вписалось в ландшафт.

Великая библиотека

Внутри людно, среди заваленных свитками полок и столов снуют посетители. У дальней стены горделиво восседает статуя Каллимаха, ближе к двери задумчиво глядит на прохожих каменная Гипатия.

Главным же украшением этого места служит армиллярная сфера на редкость комплексной конструкции. В отдельном крыле установлена пара пергаментных «классных досок» — народ увлеченно изучает начертанные на них формулы и геометрические фигуры.

Тихому царству знаний суждено сгинуть почти без следа, как и прочим чудесам Александрии. Однако их заэкранные подобия безусловно хороши.

В реальности

Современная Александрия — типичный египетский мегаполис. На десятки километров вдоль моря распластались бесконечные ряды высоток, как в Каире. Ничего не напоминает о древних египтянах, греках и римлянах.

Стены Александрии уцелели фрагментарно. Я случайно увидел их в одном документальном фильме о городе и затем по кадрам отыскал парк, где они торчат из земли.

На самом деле это не греческие стены, а османские, возведенные по подобию греческих. Парк называется Аль-Шалалат (Al Shalalat). Дорогой Abou Quer он разрезан надвое, между половинками стоит статуя Александра Македонского.

Неподалеку от парка и памятника — римский храм Исиды (Ras El Soda temple). Он пока не открыт для посещения и потому не обозначен в путеводителях. Посмотреть на него можно с надземного перехода, удачно перекинутого здесь через улицу Abou Quer.

Продолжаю шагать по маршруту Снора. Территория Серапеума обнесена забором, над холмом нависают жилые многоэтажки. От громадного храма до нас дошли фундаменты, катакомбы и два сфинкса. Сфинксы красивые. Катакомбы скудно освещены и навевают воспоминания о Tomb Raider: The Last Revelation. Коридоры не такие широкие, как в Серапеуме Саккары (один из некрополей Мемфиса), да и никаких саркофагов тут нет. Над холмом возвышается здоровенная колонна императора Диоклетиана. К слову, Серапеум считают одним из корпусов Великой библиотеки — это официально все, что от нее осталось.

В память о Великой библиотеке египтяне возвели новую Александрийскую библиотеку. Самое примечательное в ней — исполинский читальный зал. Плюс тут находятся серверы проекта Internet Archive, но я до них не добрался.

Занятно, что Ubisoft добавила в библиотеку в игре статую Гипатии — александрийской ученой, жившей в IV-V вв. На аудитории, похожие на те, где она преподавала, можно посмотреть в римском квартале. На месте ее убийства, где раньше был храм Цезариум, теперь стоит памятник Сааду Заглулу, египетскому политику из первой половины XX в.

Коротко об упомянутом римском квартале. Это наиболее известный памятник из эпохи античной Александрии. Раскопки оформлены как музей под открытым небом. Помимо учебных аудиторий, археологи вытащили из-под земли две колоннады, бани, театр и виллу. Здесь же — выставка артефактов из затопленных районов города.

Перемещаюсь к грандиозному маяку — в руинах он простоял до конца XV столетия, когда его остатки пустили на постройку форта Кайт-Бей.

Форт Кайт-Бей

Уменьшенный двойник Александрийского маяка (так называемый «Фарос Абусира»), сооруженный в III в. до нашей эры, находится в 60 км на запад от оригинала, на территории древнего города Тапосирис Магна (это окраина Александрии и античной, и нынешней). Копия повторяет архитектуру маяка — она тоже разделена на три секции: квадрат, восьмиугольник, цилиндр. Только это не маяк, а надстройка над гробницей.

Напротив «двойника» — развалины храма Осириса. Входной пилон сохранился неплохо, чего не скажешь о «внутренностях». С начала 2000-х гг. здесь работает Кейтлин Мартинез (Kathleen Martinez) со своей командой археологов. Цель — отыскать захоронение Клеопатры и Марка Антония.

Поскольку раскопки на территории Тапосирис Магна идут полным ходом, я приезжал сюда в выходной. Место, конечно, закрыто для туристов, однако бедуины-сотрудники египетского Министерства древностей не стали меня выдворять. Вот фотографировать запретили. А потом разрешили. Бесплатно! Я не верил своей удаче.

Объекты в Тапосирис Магна — лучше всего сохранившиеся памятники греческой Александрии. От римского периода дошло чуть больше. В любом случае это тень античного мегаполиса.

Как обычно случается в подобных проектах, Ubisoft вовсю фантазировала, возводя виртуальную Александрию. Тем не менее, судя по рассказу Снора, она точно достойна визита.

-77%
445 руб.1999 руб.