Рецензия на Age of Wonders 3: Golden Realms

logo-age-of-wonders-3-golden-realms-reviewАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

— Меч или топор — что предпочитаете?
— Я весьма недурно кидаю каштаны,
если хотите знать.

«Хоббит, или Туда и обратно», Дж. Р. Р. Толкин

Как я уже писал в рецензии на Endless Legend, 2014-й, который мог бы стать «годом RPG», если бы не отложенные релизы The Witcher 3 и Pillars of Eternity, на самом деле оказался Ренессансом фэнтезийных 4X-стратегий.

Основные надежды фанаты возлагали, конечно, на возрождение именитой серии Triumph Studios. Трудно ждать подвоха от команды, демонстрирующей такие впечатляющие геймплейные ролики и охотно выкладывающей подробности об игре. Однако Age of Wonders 3 получилась далеко не идеальной, и список изменений в первом аддоне — очередное тому подтверждение. Авторы не столько развивали проект, сколько заполняли пустоты.

Краткое путешествие

Разработчик: Triumph Studios
Издатель: Triumph Studios
Жанры: TBS/4X Strategy/Add-on/3D
Похожие игры: Age of Wonders, Age of Wonders 2: The Wizard’s Throne, Elemental: War of Magic, Elemental: Fallen Enchantress, Lords of Magic, Master of Magic, Sid Meier’s Civilization 4, Sid Meier’s Civilization 5, Warlock: Master of the Arcane, Fallen Enchantress: Legendary Heroes, Warlock 2: The Exiled
Мультиплеер: (8) hot seat, Internet
Вышла: розница / «цифра», 18.09.2014 (весь мир, PC)

В дополнениях к «сказочным» стратегиям почти всегда появляются новые фракции, и Golden Realms не стало исключением — в борьбу за место под солнцем вступили полурослики. В оригинальной AoW 3 можно было выбирать не только расу, но и класс военачальника, создавая причудливые комбинации вроде гоблинов-теократов. Правда, отличия между разными народами куда слабее, чем между специализациями.

Коротышки тоже не слишком сильно выбиваются из общего ряда, и все же некоторого своеобразия у них не отнять: глядя на армию, где стрелки запускают во врагов шутихи, роль копейщиков исполняют фермеры с вилами, а «бойцы поддержки» — пивовары, нельзя не улыбнуться. Полурослики хлипковаты, зато везучи — пока их солдаты чувствуют себя счастливыми, неприятель частенько мажет по ним.

Впрочем, в первую очередь маленький народец нужен разработчикам для того, чтобы в сюжетной кампании Golden Realms не пришлось управлять кем-то из «старых знакомых». Миссии же, связанные воедино историей, служат эдакой презентацией важнейших нововведений. Вероятно, по этой причине прохождение растягивать не стали: три сценария — и конец. Сами по себе они хороши, но соль Age of Wonders 3 — в картах, созданных с помощью генератора.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 3: Golden Realms

Прежде всего игрокам преподносят задания, которые державы выполняют наперегонки. Заполучил раньше всех юнита четвертого уровня, изучил необходимое количество заклинаний или взялся исповедовать злое мировоззрение — держи награду. Соревноваться в этом так же интересно, как строить «чудеса света» в Civilization, но достижений могли бы придумать и побольше.

Затем наступает черед особых построек — их можно возвести лишь в том случае, если рядом с городом есть соответствующая достопримечательность (иногда ее сперва надо освободить от охраны). Одни просто начисляют бонусы, другие позволяют вербовать нестандартные виды войск. До аддона все поселения развивались по общей схеме, теперь же они обладают хоть какой-то индивидуальностью. У каждой расы также появились уникальные оборонительные сооружения (к примеру, хоббиты «минируют» подходы к свои крепостям норами свирепых кроликов).

Наконец, третья миссия посвящена «волшебным печатям». Захватив хотя бы одну и удержав ее нужное число ходов, вы одержите верх, не уничтожая соперников под корень. Возьмете под контроль две-три — отсчет пойдет гораздо быстрее. Здесь без солидной армии не обойтись — сбросить «царя горы» рвутся остальные претенденты. Кроме того, сторожевая магия периодически призывает элементалей-защитников. Это условие победы делает партии намного более динамичными и напряженными.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 3: Golden Realms

Увы, чтобы избавить Age of Wonders 3 от фундаментальных изъянов, подобных мер мало. Экономика по-прежнему примитивная, а тактическими битвами можно пренебречь, наваливаясь на вражеский отряд сразу тремя-четырьмя своими (ИИ плохо противостоит такому приему). Это сильно обесценивает другие изменения в Golden Realms, которых тут вообще-то хватает. Какая разница, сколько новых видов юнитов и навыков для героев ввели, если их все равно скроет кнопка «автобой»?

* * *

Тем временем Triumph Studios уже рассказала, что следующий аддон добавит в AoW 3 некромантов. Он вряд ли сделает игру безупречной, но неизбежное «золотое издание» станет достойным подарком для любителей жанра. Да и оригинал в комплекте с Golden Realms — хорошая покупка.

Оценка Riot Pixels79%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo E6600/Athlon 64 X2 5000+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon HD 3870
10 Гб на винчестере
Age of Wonders 3

Core 2 Quad Q6600/Phenom X4 9900
4 Гб памяти
GeForce 460/Radeon HD 6850
10 Гб на винчестере
Age of Wonders 3

Summary
Review Date
Reviewed Item
Age of Wonders 3: Golden Realms
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Eugene Polochenkov

    Как-то интересно ссылки на рецензию появляются. Сначала через Steam прилетело сообщение. Зашёл на сайт — пусто. Пока прочитал рецензию, появилась ссылка на главной. Но в списке рецензий последняя — по-прежнему The Vanishing of Ethan Carter. Ещё заметил, что далеко не сразу обновляется RSS.

  • banner71

    Странная игра, с такой тонной заморочек, микроменеджмента и прочих отталкивающих мелочей, что даже такой любитель стратегий как я с нее блюванул.

  • Nayred

    Хе-хе. А рецензент сокрушается, что в игре недостаточно микроменеджмента (т.е. экономики).

  • Nayred

    Очень странные претензии к битвам (опять).
    — ИИ тоже умеет водить многостековые армии (может, не отлично, но умеет)
    — если у тебя больше стеков, чем у соперника — то ты заслужил победу, в чем проблема? С тем же успехом можно жаловаться, что в героях вроде битва один на один, а побеждает почему-то герой, у которого циферки рядом с фигурками на поле боя больше. Удивительно.
    — и вообще битвы тут интересные, отправляя их на автобой (кроме совсем очевидных), многое теряешь

  • banner71

    Кесарю — кесарево, менеджеру — менеджерово.

  • Андрей

    Для опытных игроков ИИ всегда был слабым местом в серии AoW. Поэтому они все дружно и идут в мультиплеер, где геймплей меняется до неузнаваемости и становится гораздо интереснее. Хотя помню было мне 14 лет, я кампанию AoW 2 еле прошел, такой сложной она мне тогда показалась.

  • zmiyko

    Да хоть одна стратегия с нормальными тактическими битвами вышла за последний год?! Где черт побери нормальная тактика?!

  • Ulris Ventis

    Шутки шутками, а я всегда был одним из упоротых фанатов серии, затерший серию до дыр, также как и Disciples в свое время.
    Не могу я вообще играть в AoW3 хоть тресни, в AoW1 могу по сотому раз, а за AoW3 сажусь и прям отрезает.
    Судя по рецензии, можно смело ждать следующего адд-она и надеяться, что она приблизится к своим предкам.

  • Kain

    «добавит в AoW 3 некромантов» — причем класс некромантов. Хоббиты-некроманты и гоблоангелы — да, джва года ждал такую игру!

  • Nayred

    Тактические битвы там отличные. Одна из сильнейших черт игры.

  • Zaskow

    Зачем? В предках сомнительных решений более чем.

  • zmiyko

    В мультиплеере? Или с ИИ? Меня интересует второе, времени на онлайн нету.

  • Ulris Ventis

    Минусы есть везде, например какие?

  • Viktor Kryshtalev

    и тут этот троль

  • Zaskow

    Рендом при попаданиях и промахах. Наиболее бесящий аспект битв аов2.

  • firsofzerg

    Нанесение такого же дамага покоцанным отрядом как и полностью укомплектованным — этот аспект в АоW3 ловким взмахом перечеркивает все остальные аспекты из аов2

  • Zaskow

    Э, нет, дорогуша. Тот недостаток, что ты назвал, имеет преимущественно визуальный характер. Были бы фигурки 1 штукой, никто и слова не сказал бы. В аов2 побитые отряды наносят такой же урон, кто не помнит.

    Промахи же в аов2 обесценивают любую тактику. Ничего невозможно спланировать, ибо даже дракон там может промахать по тиру 1 или нанести 1 ед. урона. Стрелки полностью бесполезны против высоких тиров. Всего этого я наелся во время аов2 на годы вперед. И я очень рад, что разработчики поступили мудро, убрав эту хрень из игры.

  • Nayred

    Да. Я в итоге в предыдущих частях никогда не строил вообще никаких тир 1 юнитов и никогда не строил стрелков, потому что они ни по кому не попадают, а мрут как мухи.

  • Nayred

    С ИИ тоже вполне приличные. Нельзя сказать, что он тут идеальный, но судя по отзывам реально одна из лучших реализаций ИИ в пошаговых стратегиях.

  • firsofzerg

    Не помню. По крайней мере, батхерт у меня это не вызывало. Впрочем, как и промахи. Визуальный характер или нет, а в AoW3 это очень и очень раздражает. Зачем вообще надо было делать «отряды», если никакой смысловой нагрузки это не имеет? Либо крестик сними, либо штаны надень.

  • Zaskow

    Ну, раз не помнишь, значит ты в аов2 почти и не играл.

  • Bersercker

    Хех, а я наоборот спамил лукарей и ничего кроме лукарей. 🙂 1 не попадет а 8 точно куда-то попадут. Ну собсно по соотношению ценакачество они имхо самый сильный юнит.

  • firsofzerg

    Вывод достойный проповедника. Предположим, это и так и есть, но какой смысл в этом выводе и как это оспариваетподтверждает то, что я написал выше?) Ляпнуть просто, чтобы выиграть придуманный спор любым способом?

  • Николай Марченко

    Поясните мне кто-нибудь: я в упор не вижу как попасть со страницы рецензии на страничку игры в базе RP. Специально искал ссылку 5 минут — нету.

  • Тыкнуть сюда например:

    http://gyazo.com/77d2360386a763945e9ac612afbb0cc3

  • Николай Марченко

    Хмда. Это конечно ответ, но может быть вы вставите её куда-нибудь на постоянное место cверху или снизу рецензии чтобы не искать её по тексту?

  • Она есть и на постоянном месте:

    http://gyazo.com/2ca4a0331764beaee64c43c48dc43348

  • Konstantin Fomin

    Это все-таки обходной путь. То есть в базу так, конечно, попадешь, но для этого надо знать, что эта кнопка так работает. (Ну и попадешь в раздел отзывов, до скриншотов может и не доберешься…)

  • Ulris Ventis

    А мне наоборот это нравилось всегда, в этом как раз есть живость. Почему юниты должны 100% попадать вообще?
    Вот это как раз бредятина и есть, которая делает бои предсказуемыми.
    Что еще?

  • Zaskow

    Ага, конечно. Скорее всего, все 8 никуда не попадут.

  • Zaskow

    Вы выбираете зверский рендом перед тактикой, планированием? Окей…

  • Дагот Сосиска

    >даже такой любитель стратегий как я

    С каких пор Lineage 2 стратегией заделалась?

  • banner71

    Я ж не только в ла2 играю. Хотя впринципе с точки зрения лидера клупного кланаальянса ла2 может быть стратегией, причем по принципу управления вплотную приближенная к реальности.

  • Ulris Ventis

    Т.е по твоему мнению в партийных РПГ (от Baldur’s Gate до Jagged Alliance) нет тактики и планирования, потому что там подконтрольный персонаж может промазать? Учитывая, что все юниты качаются, это выглядит совершенно нормально в рамках АоВ.

  • Zaskow

    В партийных рпг, насколько я помню, пишется вероятность попадания. Это позволят планировать — с заведомо низкими шансами атаковать не буду. В аов2 этот показатель нигде не показывается, потому и возможны бредовые ситуации, когда стрелок впритык тупо мажет 3 раза подряд.

  • Ulris Ventis

    А разве у стрелка нет штрафа за стрельбу впритык?

  • Zaskow

    В аов2 нету.

  • Ulris Ventis

    Ну тем не менее у юнита есть параметр атака, а у оппонента параметр защита. Связь обоих отвечает за шанс попадания. У лучников атака крайне низкая, поэтому не пробитие брони оппонента выглядит как промах.

  • Zaskow

    А почему она такая низкая? Видать, авторам было пофиг, что лучники неюзабельны. В аов3 атака лучников против топовых тиров тоже не слишком сильна, но там возможно организовать кучу ситуаций, когда стрелки жестко наказывают всех. Защита города одна из.

  • Ulris Ventis

    Вообще, так традиционно идет с АоВ 1, которую я беру за ориентир, а не сомнительную во многом АоВ2, которая действительно превратил тир1 в мясо. Лучники всегда были юзабельны, вопрос только — что ты ожидаешь от них. Увеличив им урон, снижается смысл в рукопашниках, а АоВ не игра о лучниках слава богу.

  • Flint

    Автор рецензии играет АоВ3 как глобальную стратегию, не размениваясь на тактические битвы. Большая ошибка. Естественно, что так игра выглядит беднее конкурентов. Вся соль именно в тактическом режиме и в его уникальном сплаве с глобалкой. Тут я вообще не вижу у игры конкурентов, это прямо Total War от мира фентези-TBS.

  • Gudini

    не гоните на автобой) Только им пользуюсь в любой стратегии-)

  • Nayred

    Скажем, если в циву не играть (и подобные), то вообще ничего странного в такой пропорции тактики и строительства находить не будешь. После героев и дисайплз даже может показаться, что строительства слишком много.
    Надеюсь, никому не придет в голову сказать, что это недостаток для героев. Вот и здесь нужно просто принять это к сведению.

  • SmithRO

    То ли дело Angry Birds: Epic!

  • Yegor Stolyarov

    клубного клана?) а я думал что это в прошлом

  • Saintjess

    И половина армии мрет от первого прилетевшего чайника или радужного дождя. Я уж молчу про 8 лучников, пытающихся взять город, окруженный хотя бы частоколом. Даже с катапультой впридачу.
    Брать восемь юнитов чтобы убить одного — такой прием заведомо обречен на провал.

  • Bersercker

    Дык зато лукари дешевые и легко спамяться по 1 за ход. Если город хорошо защищен, можно взять 32 лукаря :).
    8 лукарей за ход вполне убьют какого-нить рыцаря, который стоит как 4 лукаря и требует т3, при этом сами потеряв одного, вполне неплохой размен.

  • Saintjess

    При этом вполне себе лягут, если наткнутся на 2-3 баллисты, которые суммарно будут стоить не дороже, если мне не изменяет склероз. Да и апкип у них будет огого.

    Лукари не тащат. Ну разве что у эльфов юзабельны. Если прокачать.

  • Dmitry Smirnov

    Дак несколькими стеками забить нейтрала — это нормально! В начале игры можно и 1 стеком управляться (больше вряд ли будет даже), но когда нейтралы становятся сильными (драконы, например), то 1 стека лоутиров может не хватить, а вот 2-3 стека лоутиров могут показать кузькину мать уже и хайтировым стекам.
    По мне так это один из главных плюсов АоВ3 — лоутиры не становятся мусором к концу игры — пяток мечников запросто завалят тир4 юнита, если под АОЕ не попадут — удары с флангов решают. Т.е. теперь грамотная армия — это не пачка тир4 юнитов (их после патчей и построить уже очень непросто), а лоутиры с поддержкой хайтиров.

  • Монахов Сергей

    Уважаемые игроки, подпишите, пожалуйста, петицию к разработчикам из Triumph Studios с просьбой выпустить ещё одно дополнение к игре, на уровне Eternal Lords, с расами, полюбившимися по прежним частям: https://www.change.org/p/petition-to-triumph-studios !!!