Рецензия на A Plague Tale: Requiem

Обзор A Plague Tale: RequiemАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

A Plague Tale: Innocence закончилась идеально: все счастливы и довольны, впереди у героев новая жизнь. Ведь Амиция — не Лара Крофт, она не ищет новую гробницу сразу после разграбления предыдущей. Но успех в общем-то незамысловатого стелса с головоломками не оставил уцелевшим представителям семьи де Рун шансов на спокойную жизнь.

Крысиный король

Разработка: Asobo Studio
Издание: Focus Entertainment
Жанры: Action/Stealth/3rd Person/3D
Похожие игры: A Plague Tale: Innocence, Uncharted (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): Xbox Series X, игра пройдена по подписке Xbox Game Pass

Приключенческие боевики, где центральный герой выстраивает прочную эмоциональную связь со своим спутником, стали одними из самых заметных событий в XXI веке. Элизабет из BioShock Infinite, Дом из Gears of War, «мальчик» из God of War, Кортана из Halo, Элли из The Last of Us. A Plague Tale: Innocence с совсем уж маленьким ребенком, и мира-то толком не видевшим, в этом смысле не казалась ровней богатым и именитым конкурентам. Впрочем, французская Asobo Studio сумела выстроить драму так, что к финалу лишь сухари не прониклись бы сочувствием к Амиции и Гуго.

За постановку истории, разворачивающейся в прекрасных декорациях средневековой Франции, Innocence можно многое простить. Все как в старые добрые времена формирования игровых жанров: не так важно, что именно вы делаете, важнее, чтоб по ходу представления было интересно! Подумаешь — «прятки» примитивные, игра очень линейная и четко сегментированная, главное — хочется поскорее узнать, что же дальше. В Requiem авторы как будто сбавили обороты по части сценария, без особых успехов уделив внимание тому, в чем Innocence никогда не блистала. В чем-то убыло, в чем-то — прибыло, а в итоге получилось почти точно так же.

Смотреть галерею скриншотов A Plague Tale: Requiem

В прошлый раз наши подопечные отправились на юг в поисках лучшей доли. Вернувшиеся из небытия полчища инфернальных крыс имеют свои планы на сей счет. A Plague Tale: Requiem быстро приучает к тому, что любой яркий и сочный кадр через какое-то время превратится практически в кладбище, кишащее назойливыми грызунами. Теперь они сжирают не только людей, забредших во тьму, но и ресурсы игровой системы, ведь в поле зрения их намного больше, чем в первой части. Твари не дают спокойно жить, поэтому мы посетим множество мест в поисках окончательного решения давно перезревшей проблемы.

Новые города — это новые испытания, союзники и враги. На мой взгляд, боевые товарищи из Innocence органичнее вписывались в нашу компанию, нежели латник с обгоревшим щитом, способный в честной схватке сдерживать злодеев, и на удивление дружелюбная пиратка. Она полезна для отвлечения караульных и прокладывания пути сквозь бескрайнее море маленьких монстров. А вот и. о. главного злодея тут явно присутствует лишь потому, что сценаристы не могли себе представить мир без такого персонажа. Пускай он и вышел на удивление бестолковым и даже туповатым. Списывать его глупость на предполагаемое сумасшествие не буду: в нашем случае это столь же ленивый прием, как и «сон собаки».

Смотреть галерею скриншотов A Plague Tale: Requiem

Самое главное, конечно, то, как странно ощущаются Амиция и Гуго. Брат и сестра ведут себя так, словно предыдущие беды их мало чему научили. Хотя они регулярно и вспоминают, что «такое у них не впервой». Героине периодически намекают, мол, она как-то легко отнимает чужие жизни — странный упрек в мире, где колхозник готов поднять на вилы случайно забредшего к нему на ферму подростка. В отличие, например, от Dishonored, игра никак не наказывает за след из трупов, оставленный девушкой. Напротив — в зависимости от стиля прохождения мы постепенно разблокируем умения в одной из трех веток. Допустим, кровожадные убийцы со временем научатся чуть эффективнее расправляться со стражниками, любители скрытного подхода прибавят в ловкости. О полноценной прокачке с распределением баллов речи, разумеется, не идет.

Смотреть галерею скриншотов A Plague Tale: Requiem

Экзамен на зрелость

Свободой выбора тоже не пахнет, на героев порой спускают противников волнами, как в обычном шутере, и возможности договориться/спрятаться нет. В такие моменты неуклюжесть пращницы чувствуешь особенно остро, даром что в сиквеле обычных камней навалом. Впрочем, неловкие боевые сцены присутствовали и раньше, зато в рукаве появились невиданные козыри. Отныне Амиция таскает с собой и ножи, и арбалет, которые одним попаданием убивают всех, кроме самых бронированных индивидов. Характерно, что оружие ближнего боя «одноразовое», и из трупов его почему-то запрещено вынимать, хотя однажды героиня как ни в чем не бывало заберет себе явно древний клинок, торчащий из покрывшегося пылью скелета. С болтами еще смешнее: соответствующая ветка улучшений позволяет иногда поднимать использованные снаряды с трупов. Забавно, что за время путешествия с матерью мы позабыли все про алхимию, так что дополнять и улучшать арсенал и возможности придется как встарь — по велению сюжета.

Requiem по отношению к оригиналу — примерно как The Last of Us: Part 2 в сравнении с первой частью. Вроде бы похоже — и в то же время как будто масштабнее и объемнее. Естественно, эти серии несравнимы по части затрат, однако шикарные локации A Plague Tale стали обширнее и вариативнее, всегда есть возможность куда-нибудь убежать и спрятаться там под столом. Специальные алхимические снаряды можно использовать в связке как с горшками (ни дать ни взять гранаты), так и с арбалетом — он пригодится для решения некоторых головоломок. Занятнее всего то, что обнаружение не грозит почти неминуемой смертью: с развязки Innocence прошло несколько месяцев, но Амиция стала заметно крепче, для ее убийства требуется не один, а пара ударов!

Смотреть галерею скриншотов A Plague Tale: Requiem

С другой стороны, привычная разбивка на четкие сегменты (с обязательным закрыванием двери на предшествующий участок уровня на засов) подчеркивает неприятную схематичность происходящего. Мирный эпизод, где мы гладим коз и смотрим на цветочки, за ним — пробежка с тривиальными головоломками, потом — стража, дальше — крысы. Повторять до готовности. Иной раз кажется, что A Plague Tale всегда надо было быть простенькой метроидванией в духе Rise of the Tomb Raider, а не строго линейным аттракционом.

В последней трети Requiem что-то ломается: нас уже не пытаются развлечь и взамен делают ставку на чернуху. Если до того «волны» противников встречались раз в несколько глав, то к концу один из самых медленных шутеров всех времен становится гвоздем программы. Да и эпизоды с бегством от цунами из крыс (буквально!), разрушающих целые города на своем пути, начинают несколько надоедать. Недостает интерактива в духе, скажем, ярких эпизодов из Uncharted 4.

Смотреть галерею скриншотов A Plague Tale: Requiem

Хорошо, что композитор Оливье Деривье заслуженно ест свой хлеб: там, где Requiem не хватает бюджета на уникальные анимации и запоминающиеся экшен-сцены, он неизменно нагоняет ужаса игрой на наших нервах. Саундтрек безупречен — равно как и работа людей, ответственных за создание живописных лесов, пышущих жизнью деревень, сырых подземелий и мрачных замков. Советую не отвлекаться на статистов и совсем мелкие детали, они в очередной раз предательски подтвердят догадку, что тут и намека нет на бюджет Uncharted и The Last of Us на проработку уникальных анимаций, фоновых диалогов NPC-болванчиков и каких-то незаметных на первый взгляд моделек. Все это великолепие достойно смотрится на Xbox Series X, пускай это и не оправдывает жалкие 30 fps. Пользователей же PC могут поджидать ужасы серьезнее и гораздо страшнее копошащихся в темноте голодных зверьков…

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Локализованы лишь субтитры. Перевод не всегда дословный: некоторые фразы сильно переиначены. И как минимум в паре случаев переводчик так увлекся, что забыл про часть предложения.

* * *

A Plague Tale: Requiem старается сделать все краше, внушительнее, разнообразнее. И отчасти преуспевает в этом. Однако у проекта не получается стать чем-то большим, чем просто достойное продолжение хорошей игры. Мешают невнятная заключительная треть, все такой же рудиментарный стелс и навязываемые дизайнерами боевые эпизоды.

Оценка Riot Pixels75%

Summary
Review Date
Reviewed Item
A Plague Tale: Requiem
Author Rating
41star1star1star1stargray