MC Pixel: жажда музыки Рома Ди Приско и классика StarCraft Soundtrack

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Нередки случаи, когда автор игровой музыки — и сам увлеченный игрок. Любовь к делу есть, талант к написанию музыки — при себе, что в итоге получается? Прекрасный композитор! О таком персонаже и поговорим. Его зовут Ром Ди Приско (серия Need for Speed, Unreal Tournament 3), и известности он добился, как это ни парадоксально для музыканта, при минимальных тиражах своих пластинок! В противовес ему в статье — классика StarCraft Soundtrack. А поскольку речь сегодня преимущественно о гонках и Blizzard, то не оставим без внимания и альбом Rock’n’Roll’n’Racing, неожиданно нарисовавшийся на Bandcamp.

Rock-n-Roll-n-Racing.jpg Rock’n’Roll’n’Racing
Издатель: Shiryu Music
Дата релиза: 27.06.2014
Продолжительность: 01:03:16

Rock’n’Roll’n’Racing, как становится понятно из искореженного названия, всего лишь трибьют саундтреку боевых гонок Rock N’ Roll Racing, созданному Тимом и Джеффом Фоллин (Tim & Geoff Follin). Классика хэви- и хард-риффов не может звучать плохо в чьем бы то ни было исполнении. В нашем случае альбом записывал португалец Shiryu, на счету которого десятки подобных работ, так что сомнения в качестве должны заранее вас покинуть. Поскольку же саундтрек Rock N’ Roll Racing никогда официально не издавался, пластинка заслуживает как минимум подробного знакомства. Интересно, что Shiryu дополнил ремиксы Paranoid (Black Sabbath), Highway Star (Deep Purple), Born to be Wild (Steppenwolf) и пр. собственным «прочтением» Break On Through (To the Other Side) авторства Джима Моррисона и сотоварищи, а также снабдил все это добро чиптюн-версиями. Несмотря на то, что перед нами не оригинальный Rock N’ Roll Racing Soundtrack, этот трибьют-альбом — полезное напоминание о том, какая мощная музыка записывалась в эпоху винила.

Обратить внимание: Paranoid Racing, Radar Racing

Купить: Bandcamp


Классика

StarCraft-Soundtrack.jpg StarCraft Soundtrack
Издатель: Blizzard Entertainment
Дата релиза: 03.08.2007
Продолжительность: 01:03:34

StarCraft Soundtrack, как и ряд других игровых альбомов, появился на CD спустя много лет после релиза самой игры. Сначала он распространялся на BlizzCon 2007, затем обосновался на iTunes. Гораздо раньше, в 2000-м, в Южной Корее (а где ж еще?) вышел диск StarCraft Game Music Vol. 1, содержавший творения местных музыкантов «по мотивам» StarCraft, несколько ремиксов на материал Дерека Дьюка (Derek Duke), Гленна Стаффорда (Glenn Stafford) и Джейсона Хэйеса (Jason Hayes), а также один оригинальный трек — но зато какой! — Epilogue (он же Terran One).

Добравшийся-таки до широкой аудитории диск радует разноплановостью. Скажем, темы терранов характеризуются роковой основой, а в Protoss-композициях выделяется коcмический эмбиентный фон. Но не все, разумеется, так просто и наглядно: в середине Protoss One расправляет крылья мрачноватая мелодия, а в Protoss Three находятся мощные ноты для труб. Если Terran One может похвастаться самым разудалым проигрышем в истории игровой музыки, то в Terran Two слышны только намеки на бравурные моменты. В музыкальном плане интереснее всего слушаются Zerg-темы: вроде эмбиент, но перегруженный всяческими эффектами (Zerg One), с «ухающими» барабанами (Zerg Two) и тяжелыми гитарными риффами (Zerg Three).

Несмотря на большое количество треков (26), играет StarCraft Soundtrack чуть больше часа, виной чему — обилие проходных композиций в полминуты-минуту. Помимо расовых тем, отметить особенно нечего, разве что угрюмая клавишная зарисовка The Death of the Overmind заставляет поежиться, да Protoss Ready Room добивается того же эффекта.

Совсем недавно команда композиторов StarCraft Soundtrack выпустила Diablo 3: Reaper of Souls OST. Итог — полное разочарование. Как будто выдерживать одну и ту же планку качества независимо от степени важности проекта (игра или дополнение) умеет только Оливье Деривье.

Обратить внимание: Terran One, Terran Three, The Death of the Overmind, Zerg Three

Купить: iTunes



Ром Ди Приско и музыкальные страсти на автотрассе

Rom-Di-Prisco__Cover-630x430.jpg

Сотрудничество Рома Ди Приско (Rom Di Prisco, он же Romolo Di Prisco, Romulus Mars Priscus, Morphadron и др.) с Electronic Arts началось в 1996 году с демо-записи. Музыку, вдохновленную Ministry и Depeche Mode, в компании одобрили — так канадский электронщик получил приглашение поработать над саундтреком Need for Speed 2. Равняться нужно было на звучание из первой игры серии, вобравшее в себя гитарное безумие Саки Каскаса (Saki Kaskas, он же Captain Ginger) и техно-«боевики» Джеффа ван Дика (Jeff van Dyck), — и новичок не подвел. В порядке информативного отступления скажем, что Каскас попал в ряды EA, в отличие от Ди Приско, более традиционным путем — через знакомство с ван Диком (оба играли в одной группе).

Полное название музыкального альбома NFS 2 — Excessive Speed! — The Music from Need for Speed 2 (1997). Он был издан на CD микротиражом, распространявшимся исключительно среди сотрудников компании (как и саундтреки NFS 3-4), — под стать представленным в игре штучным моделям авто. В первую очередь в альбоме обращают на себя внимание композиции ван Дика, Каскаса и Ди Приско. Headless Horse (ван Дик и Каскас) — ненавязчивая танцевальная композиция с приятным женским вокалом, Esprit (Ди Приско) — короткий энергичный трек с гитарным «кашлем», GTIv2 (Ди Приско и Каскас) — еще одна драйвовая зарисовка. Интересны совместные гитарные эксперименты ван Дика и Каскаса, где «право голоса» периодически получают восточные инструменты: Fasolatha, Nashat и Gore. Ну а пара лучших треков помещена в конце альбома — это Siwash Rock Каскаса и Menu Ди Приско. Впрочем, нельзя не отметить вклад в саунд Алистера Херста (Alistair Hirst): его редкие треки (Hell Bent For Lederhosen, K2) врезаются в память благодаря яркой смеси сэмплов самых разных инструментов, скрепленных облегченными гитарами и быстрой ритм-секцией.


В Need for Speed 3: Hot Pursuit — The Album еще труднее выбрать трек-фаворит. Во-первых, есть Main Title Траза Дамджи (Traz Damji) из The Humble Brothers, в котором раскаты грома и полицейские сирены органично дополняют метал-рифф и бешеный барабанный пульс. Во-вторых, покоя не дает колоритная электроника Warped Херста. Ну и в-третьих, за авторством Ди Приско и Каскаса числится россыпь потрясающих танцевальных композиций и агрессивных гитарных партий: hydrus 606, Flimsy, Little Sweaty Sow, cetus 808…


В Need for Speed: High Stakes — The Album традиционно не уместились все достойные номера из игры. Главная претензия поклонников серии — это, конечно же, отсутствие трека Callista Каскаса. В остальном же нашему вниманию предлагаются дежурный для серии метал Bulbulous Swirl (Каскас), берущий за душу грубым басом Amorphous Being (Каскас), расслабляющая электроника Paradigm Shifter (Ди Приско), зацикленный эмбиент Quantum Singularity (Ди Приско), скоростной танцевальный трек Def Beat (Junkie XL, он же Том Холькенборг / Tom Holkenborg). Трек Callista, помимо NFS: High Stakes, можно услышать в игре Mass Effect 2, а с отсутствующей в Сети официальной версией со временем разобрался сам Каскас, заливший трек в свой аккаунт на SoundCloud.

Над музыкой культовой в России Need for Speed: Porsche Unleashed трудилась старая команда, вот только с результатами ее работы на физическом носителе поклонники смогли познакомиться только в 2007-м, с появлением монструозного издания The Music of EA Games Box Set, один из шести дисков которого целиком посвящен мелодиям NFS. Чуть позже (2009) саундтреки Need for Speed 3: Hot Pursuit и Need for Speed: High Stakes были выпущены компанией APM Music, но с измененными названиями композиций.


Ром Ди Приско известен большинству именно как композитор серии NFS. Параллельно он, кстати, трудился над футбольными и хоккейными играми EA. В эпоху, когда Давор Шукер, Патрик Клюйверт и Алан Ширер еще резвились на поле, а не сидели на тренерской скамейке, Ди Приско отметился участием в саундтреке FIFA ’98: Road to World Cup (1997), составив компанию Blur. Есть его композиции и в NHL 2000 (1999), только подписан он как Machineries of Heaven. Ну а после того, как EA сделала ставку на лицензирование популярных треков, а не на написание оригинальной музыки, для многих канадец естественным образом выпал из поля зрения… но с игровой индустрией он прощаться не собирался, только прятался порой за псевдонимами, что усложняло поиск его работ.

В 2000-2003 гг. Ди Приско трудился над двумя проектами Human Head Studios: великолепной Rune (как Romulus Mars Priscus) и неказистой Dead Man’s Hand (как Morpheus Labs). Если для саги про восставшего из мертвых викинга Рагнара он создал несколько атмосферных оркестровых тем (Viking Warlord, Ragnar’s Theme, Approaching Ragnarok), то тяжелые клавишные и губные гармошки на механическом фоне из вестерна Dead Man’s Hand совершенно не цепляют. В Steam сейчас доступен первый саундтрек — в составе издания Rune Classic. Другие старые саундтреки Ди Приско в цифровой продаже найти проблематично.

Полноценное возвращение канадца в игровую индустрию состоялось в 2007 году с релизом Unreal Tournament 3. Над музыкой шутера, кроме Ди Приско, работал Йеспер Куд (Jesper Kyd) — и, если судить субъективно, то его треки для UT3 подрайвовей будут (например, Necris Attacks). Мелодии же Ди Приско звучат очень похоже — все те же отрывистые ударные (Firestorm), меланхоличный эмбиент (Mekalopolis), бесконечное повторение одного музыкального куска в рамках конкретной композиции (Afterburn), игра с ритмами (Tactical Agenda)… А вот к ремиксам тем Александра Брэндона, Михиля ван ден Боса, Эндрю Сега из Unreal Tournament (Foregone Destruction, Mechanism Eight и др.) канадец подошел бережно, чем саундтрек и хорош. Альбом доступен на Google Play.

Еще один неожиданный релиз Ди Приско последних лет — звуковое сопровождение аркады Guacamelee! (совместно с Питером Чэпменом, Bandcamp). Суть музыки — мексиканские трубы и акустические гитары, звуки которых перемежаются 8-битными вставками. Рекомендую обратить внимание на композиции Temple of Rain, Caverna del Pollo и Sierra Morena.

Guacamelee! OST дает некоторое представление о сольном творчестве канадского композитора последних лет. Из альбомов на Bandcamp, выставленных на продажу Ди Приско, положительные впечатления оставляет Cryptidalia (2010), трекам с которого свойственна монотонность (при солидной длительности), но при этом между собой они сильно различаются. В Dekontaminaat и Gamma Velorum — претензия на техно-драйв, Zenermancy — расслабляющая электроника, Troposphere выделяется за счет чистой клавишной партии, Vector напоминает о славных деньках эпохи NFS 2-5, композиция Geisterstadt отлично вписалась бы в саундтрек серии Silent Hill, а Caverns of Suursonnabu — настоящий дарк-эмбиент. Линию последнего Ром в полной мере развил в альбоме Darkness с черным квадратом в качестве обложки. Правда, дослушать его до конца — сложная задачка: дарк-эмбиент сам по себе не подарок, а в нашем случае всего 3 композиции звучат целых полтора часа…



Не слишком-то выдающееся сольное творчество и бесконечные альбомы ремиксов — похоже, единственное, на что могут рассчитывать поклонники Ди Приско в последние годы. Дождемся ли мы когда-нибудь цифрового релиза его NFS-саундтреков? Шансы примерно такие же, как в случае с музыкой Нэтана Маккри (Nathan McCree) из оригинальной трилогии Tomb Raider, то есть практически равны нулю… Но, с другой стороны, игровые композиторы имеют привычку неожиданно объявляться на Bandcamp с ворохом архивных записей, как Обри Ходжс. Похвальная привычка!

Новинки текущей недели

28 июня в продаже на iTunes и Google Play появился саундтрек Fury of the Furries — игры про большое аркадное приключение «меховичка». Автор архивной музыки — француз Фредерик Мотт (Frederic Motte, он же Elmobo), недавно порадовавший нас релизом Uppercup Football OST.

Саундтрек к «инди»-хоррору Albino Lullaby поступит в продажу на Bandcamp 4 июля, а пока для прослушивания доступен только один трек. Создатель звукового сопровождения игры — американец Райан Патрик Бакли (Ryan Patrick Buckley).

2 июля на Bandcamp занесло мини-альбом Rainblocks, являющийся саундтреком к одноименной игре для iOS. Пару композиций написала Манами Мацумаэ (Mega Man, Dynasty Wars), на одну из них Бенджамин Бриггс (создатель Star Clash OST) сделал ремикс.